Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи»

мазурык ольга александровна

Учим с ребенком стихи.

Заботливые родители, которые желают своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно представить человека, который считается просвещенным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление.

Для того чтобы помочь ребенку научиться наслаждаться поэзией, желательно учесть следующее.

• Главным условием воспитания в ребенке ценителя поэзии является наличие книжного окружения и увлечение взрослых поэзией, чтобы ребенок находился в атмосфере стихов, литературы. Читайте ребенку больше и чаще!

• Настоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, взрослому нужно обратить внимание на его название, которое состоит из имени и фамилии писателя и заголовка произведения. Если фамилия автора уже встречалась, вспомните, что уже читали, и какое осталось впечатление. Возможно, сначала это будет для вас не очень просто, но потом станет приятной привычкой.

А сейчас проверьте себя! Как вы знаете стихотворения, с которыми познакомились в детстве? Наверное, многие взрослые и дети помнят стихотворение:

Кот Василий, где ты был?

Я мышей ловить ходил.

Почему же ты в сметане?

Потому что был в чулане.

Кто его автор?

Или такой пример:

Мама спит, она устала.

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу. Кто его автор?

Или такой пример:

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Если вы припомнили, что авторами стихов являются Алексей Крылов, Елена Благинина, Нина Саконская, то очень хорошо. Если нет— на это нужно обратить внимание.

• Чтобы воспринимать поэзию, нужны особый слух и особое расположение духа. Наиболее сильное впечатление вызывают стихотворения, когда они рассказываются в соответствующей ситуации. Вот, например, зимним утром, выглянув в окно, мама проговаривает строчки стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись:.

«Нужно читать стихи, однако читать не только глазами, но и ушами, т. е. произносить текст и слушать., как звучат. строки. Такое чтение то же самое, что исполнение музыкального произведения, которое пока к нему не притронулся инструмент или голос, остается россыпью странных значков на бумаге». (Наум Басовский) .

Поэзию не столько читают, сколько перечитывают, возвращаются, открывая ее для себя снова. Обращайте внимание на стихотворения, которые вызывают наибольший отклик у ребенка. Постепенно расширяйте круг чтения, вводя в него признанных поэтов. Для этого родители могут воспользоваться рекомендательными указателями или ориентироваться на авторов, которые представлены в современных хрестоматиях, а также собственные вкусы и предпочтения. И, конечно, на стихотворные строки, которые вызывают эмоции, сопереживание. При этом знакомить ребенка можно не только с детской литературой, а и со «взрослой» поэзией. Чем раньше начинать читать стихи малышу, тем лучше. Современные пренатологи даже советуют еще до его рождения читать А. Пушкина и М. Лермонтова, Н. Некрасова и А. Ахматову, Т. Шевченко и Лесю Украинку, Александра Олеся и Л. Костенко. Стихи, услышанные в детстве от родных людей, навсегда сохраняются в сердце среди самых светлых воспоминаний.

Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка?

С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если родители имеют педагогическое, филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников и младших школьников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения.

Конечно, наилучший вариант для родителей — это использование классических, проверенных временем хрестоматий для определенного возраста. Но, если подбирать стихотворение для дошкольника, то некоторые замечательные хрестоматии, которыми и сейчас пользуются родители, например «Веселка», «Ручеек», напечатанные в 80-х годах прошлого столетия, к сожалению, имеют значительную идеологическую составляющую, которая уже отошла в прошлое, и большое 'количество переводных произведений. Иногда родителям нужно выбрать ту или иную книгу стихотворений, стоя возле стеллажей книжного магазина. Или, используя возможности Интернета, молодая мама получает значительное количество произведений, среди которых нужно выбрать одно — два. Хорошо, если фамилия автора ей что-то говорит, а если нет? Действовать наобум?

Что можно посоветовать? Попробуйте прочитать несколько строк из книги. Не спешите. Попробуйте прочитать несколько строк вслух. Если они вас заинтересуют, если, читая стихотворение, вы не «спотыкались», можно попробовать. Если постоянно проверять стихотворение чтением, то постепенно научишься отсеивать некачественные стихи. Но если вы сомневаетесь относительно качества стихотворного произведения, что делать?

Проблему выбора хорошей стихотворной книжки для ребенка в свое время решали литературоведы и педагоги, поэты и внимательные читатели. Известный поэт и литературовед Корней Иванович Чуковский на собственном опыте проверил важность соблюдения определенных правил, или «заповедей», какой их называл. Своему больному сыну он придумывал и сразу рассказывал стихотворение для того, чтобы успокоить его (так была создана его первая сказка «Крокодил») - На следующий день сын попросил повторить сказку, но отец уже не помнил ее. Тогда, на удивление, сын смог воссоздать все стихотворение. Это помогло обратить внимание Чуковского на важность соблюдения определенных правил в стихах для детей.

«Заповеди», которые являются результатом многолетнего опыта, вошли в знаменитую книгу К. Чуковского «От двух до пяти». Очень советую прочитать ее тем, кто или уже стал родителем, или бабушкой (дедушкой) или скоро станет, так как эта книга, несмотря на то, что уже прошло больше 50 лет со времени ее появления на свет, является актуальной для понимания того, как формируется детская речь. Эта книга — яркий пример внимательного и доброжелательного наблюдения над развитием ребенка.

Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками?

Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки-потешки.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного) ; укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.