Есть ли благо от дистанционных конкурсов?

Прокопенко Марина Лазаревна

Эта статья предназначена в помощь школьному учителю, работающему по новым технологиям.
Имея 30-летний педагогический стаж, где 5 лет участия в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, можно сравнивать разные школьные периоды. До этого года всегда уроки шли сами по себе, а дистанционные мероприятия жили своей отстраненной жизнью. Никогда они между собой не пересекались, ничего общего не имели. Но в этом году, благодаря дистанционным образовательным технологиям, а может и опыту работы, очное обучение слилось, обогатилось и дополнилось дистанционным, которое стало играть роль дополнительного общеразвивающего. Наглядно это можно представить в виде кругов Эйлера-Венна, где один круг – очное обучение, другой - дистанционное обучение, а их пересечение – творческий продукт и внутренние приращения учеников. Это и  подтверждает, что без  личностно - ориентированного обучения никак не обойтись.
Шел обычный образовательный процесс в начальной школе. Перелистывая страницы Интернета, взгляд зацепился за дистанционный конкурс для младших школьников «Моя сказка». На этом этапе была пассивная мысль, что просто невозможно создать новую сказку, так как их уже столько... Но успокаивала мысль, что конкурс для маленьких детей, что их надо учить участвовать в дистанционных конкурсах, пусть пока и без побед. Для того чтобы было веселее, нужна была команда, где многие друг друга знают, т.е. нужны одноклассники! Школьники заинтересовались проектом «Моя сказка», а родители помогли детям, реализовать мечту. Все волновались, но были спокойны и уверены, что педагог рядом и всегда на связи, готов помочь.
Первое задание «Визитная карточка». Но, как это будут делать второклассники, которые никогда не сталкивались с подобным? В школьной программе этого нет. Родители не владеют методиками. Перед педагогом встала задача: объяснить понятие «визитная карточка», научить создавать ее.
В это время на уроках русского языка мы изучали тему «Слова, слова, слова...», где ученики знакомились с лексическим значением слова, с однозначными и многозначными словами. Очень повезло, что именно в эти дни по программе была тема «Синонимы». Учебник предоставляет знакомство с теоретическим материалом, правилами, словарями, а практическую часть учитель может наполнить сам. По этой причине мы познакомились с новым понятием. Ученики сами объяснили: «визитка - это карточка, бланк, документ, пропуск». На данном уроке на этапе развития речи, мы стали составлять свою визитную карточку.
А вечером на форуме конкурса, а значит в Интернете, Александров Дима, ученик 2 класса разместил свою «Визитную карточку. Участие на форуме предполагает умение активно общаться, спрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, но аналогичных заданий ни в одном учебнике нам еще не встречалось. Перед учителем встала новая задача: научить детей задавать вопросы друг другу.  На следующий день, используя текст упражнения в теме «Антонимы», ученики учились задавать вопросы друг другу. На доске были даны заготовки вопросы - помощники, которые можно было использовать в ходе задания.

Результат не заставил себя долго ждать, последующие дни конкурса вопросов становилось все больше и больше.

Так уж совпало, что по литературному чтению мы уже заканчивали изучать раздел «Устное народное творчество», мы перечитали много народных сказок. Как в дистанционном конкурсе, так и по программе надо было попробовать придумать сказку. А любая сказка состоит из традиционных частей. Предстояло знакомство с терминами: присказка, зачин, концовка, троекратный повтор. Используя толковый словарь, ученики записали значение данных слов. На примере сказки «Гуси - лебеди» мы и разобрали все понятия. Используя ресурсы Интернета, ученикам дома было предложено посмотреть присказки видео А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый...» и «Аленушкины сказки» Мамина - Сибиряка.
Следующий этап – творческий, надо понять, как самим можно сочинить сказку. Все ученики получили план, который и вклеили в рабочую тетрадь. Ученики от пункта к пункту стали придумывать короткие и волшебные части будущей сказки.

Следующий урок был после выходных, когда затаив дыхание, все слушали друг друга.
На форуме конкурса появилась сказка «О том, как я делал домашнее задание» от Александрова Димы.
В нашем случае все ученики написали сказку, результат – творческий образовательный продукт.  В чем же отличие? Если ученики на уроке демонстрировали свою сказку традиционно в очной форме, то участники конкурса представляли и защищали ее на ученическом форуме дистанционно.  Там же была предоставлена возможность для оценивания работ,  сказать свое мнение, оно будет услышано. Каждый работал в своем темпе и ритме, тогда, когда удобно, кто-то утром, а может и вечером, меняя на свое усмотрение труд и отдых, имея возможность реализовать себя. Все это способствовало  сохранению здоровья каждого ребенка.  Получается, что технологии дистанционного обучения плавно переплетаются с здоровьесберегающими, все это в единое целое связывает  личностно-ориентированное обучение. Для тех, кто был погружен в образовательную среду конкурса, а это семь дней, были созданы условия для овладения новыми действиями мелкими шажками.  Каждое задание – был определенный этап в обучении сказки.  Каждый день – это выход за рамки школьной программы. Участники конкурса отметили, что научились писать сказку. А для творческого процесса всегда нужно больше времени, чем это предоставляется программой в школе. Можно утверждать, что получены более продуктивные образовательные результаты.

Все семь дней в каждой семье были споры, обсуждения, раздумья. Семья активно была вовлечена в конкурс, все были заинтересованы. Как отмечали многие мамы, конкурс помог лучше понять своего ребенка, который открылся им с новой стороны. Многие восхищались и гордились своими детьми. Они увидели, что их ребенок развивается и становится успешным.
Конкурс – это длительное дистанционное занятие, которое предполагает постановку цели, выполнение рефлексии. Если с целями участники справились очень легко, но вот выполнять рефлексию не торопились, их пришлось убеждать, доказывать ее необходимость, аргументировать.
Все задания конкурса способствовали развитию креативного мышления.
Конкурсанты выполняли все задания при помощи компьютера, что очень всем нравилось.  Этим он и отличается от очного  конкурса.  А в представлении восьмилетнего ребенка компьютер – это игрушка, а здесь он был нужен для обучения, для получения опыта в дистанционной деятельности, для освоения новой технологии. Пользуясь телекоммуникациями, участники общались, обсуждали, спрашивали и отвечали, опубликовывали ответы. Именно здесь возрастала ответственность за свои слова и дела, т.к. на форуме были учащиеся из разных школ и городов.
На переменах возникали разговоры про форум, все были увлечены, многие были довольны, т.к. на конкурсе учили тому, что еще не проходили в школе.  Участники получали эмоциональный заряд бодрости, всем было интересно.
Какие изменения происходят в работе педагога при дистанционном обучении, как он перестраивается, как меняется его роль?
Это уже не столько учитель, а тьютор, координатор, организатор. Для всех участников и родителей он - консультант. С любыми вопросами обращались к нему, а их было много.  Спрашивали родители очень часто и всегда неожиданно.
Современный педагог должен владеть технологией дистанционного обучения, знать все тонкости работы на форуме, быть уверенным. Это компетентный и коммуникабельный, творческий человек.
«Роль учителя в том и состоит по отношению к ученику - помочь ему понять его миссию. Но не дать её ему в готовом виде, и тем более - не корректировать. А выявлять, помогать реализовывать, сопровождать средствами своего учебного предмета. Миссия - это не цели учителя по отношению к ученику. Миссия - это внутренний "заказ" человечества для данного человека». Хуторской А.В.

 

Литература:

1.     Ребенок в современном мире: Материалы ХIII Международной научно-практической конференции (28 февраля 2017 г): Сборник научных трудов/ Научный ред. д.п.н., проф. С. П. Акунина. - М.: Издательство «Перо», 2017.- 96с.

2.     Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.     Хуторской А.В. Может ли обучение на уроке быть человекосообразным? http://khutorskoy.ru/be/2009/1212/index.htm

4.     Эвристическое обучение. В 5 т.Т.4.Интернет и телекоммуникации / под ред. А.В.Хуторского – М.: Издательство «Эйдос», Издательство Института образования человека, 2012.- 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).