Путь к метапредметным результатам

Прокопенко Марина Лазаревна

Никого не удивишь в наше время экскурсией в детский садик, проведенным проектом, но вспоминая эти связанные события прошлого года, задумываешься, как все это способствует формированию метапредметных результатов?

Во втором классе мы изучали тему «Профессии», она уже сама по себе метапредметная. К фундаментальным образовательным объектам относятся: человек, страна, город, профессии. Конечно, изучать профессии надо не в стенах класса- кабинета, а в реальной действительности. Было решено познакомиться с ними, посетив детское дошкольное учреждение.

В современной школе любая деятельность начинается с целей и задач, которые учащиеся должны понимать и принимать. Ученики до экскурсии узнали, что детский сад необычный. Там находятся малыши с ослабленным здоровьем, где проходят лечение.
Второклассники стали понимать, что надо приготовить особые подарки. Во-первых, скоро Новый год, а во-вторых, детям нужны были игрушки, чтобы они могли не только играть, но еще и развиваться. На уроках технологии и внеурочной деятельности были изготовлены бумажные петушки, где хвост и крылышки были из ткани и разноцветных ленточек, которые можно завязывать бантиком, развязывать, если потребуется. Еще для украшения группы, мы коллективно изготовили большого и разноцветного петушка из маленьких ладошек.


В процессе создания подарков, каждый самостоятельно решал свою творческую проблему, учился планировать, контролировать и оценивать свою работу в пределах своих способностей.


Подарки были готовы. Осталось собраться и сходить. Но карантин, полярная ночь, морозы помешали нашим планам.


Детский сад встретил нас гостеприимно. Экскурсоводом был социальный педагог «Ручейка». В процессе путешествия по необыкновенному садику, учащиеся активно включались в беседу, отвечали на вопросы, обсуждали, излагали свою точку зрения. Они учились общаться не только друг с другом, но и с взрослыми людьми разных профессий. Сотрудники дошкольного учреждения отметили, что учащиеся умеют не только внимательно слушать, но и спрашивать. Все это способствовало развитию коммуникативных навыков и умений.


Для нас был подготовлен сюрприз. Дошкольники показали нам ненецкую сказку о дружбе, а второклассники вручили свои подарки. Можно смело утверждать, что при таком подходе к изучению темы, создаются условия для развития мировоззренческих качеств личности.


На другой день все, кто посещал «Ручеек», выполняли рефлексию.


«Я изумилась, что садик «Ручеек» не такой как все. Я узнала, что делают дети в детском саду. Сначала мне было неинтересно, а потом я заинтересовалась» - Генералова Алина.
Анжелика  Акматова: «Спасибо, что нам разрешили провести экскурсию».


Александров Дима поделился: «Я удивился, что в садике есть бассейн, и узнал, что там есть и директор. Я был всегда веселый. Благодарю социального педагога, который провел нам экскурсию».


Левин Женя, посмотрев спектакль, где артистами были 3-4 летние дети, недоумевал: «Маленькие дети такие талантливые!»


А Лифанова Лера спросила: «интересно ли детям быть в детском садике?»


Голованов Саша выразил благодарность всем воспитателям этого садика.


На примере только одной темы мы увидели, что возможно достижение метапредметных результатов и формирование ключевых (метапредметных) компетенций, что и соответствует требованиям ФГОС.