ШМО

Ведерникова Виктория Сергеевна

Школьное методическое объединение - это профессиональное объединение педагогов, созданное для их совместной деятельности и общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СОГЛАСОВАННО

 Зам.директора по УВР

Караськова Е.Н.

_________

«____»________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Файзулина Т.В

_________

«____»________20___г.

План школьного методического объединения

2017 – 2018 г.

Руководитель: Ведерникова Виктория Сергеевна

с. Коновалово

   2017-2018 уч. г.

Первое заседание ШМО 27 октября в филиале Ташлыковской НОШ МБОУ Коноваловская СОШ.

учитель начальных классов Петухова С.Н.

учитель начальных классов Ведерникова В.С.

Тема: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Доклад: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

учитель начальных классов Ведерникова В.С.

Второе заседание ШМО МБОУ Коноваловская СОШ ноябрь 3 неделя

Тема: «Преемственность начального образования».

Доклад по теме: «Преемственность начального образования. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов»

Ведерникова В.С.

Доклад по теме: «Структура и анализ уроков»

Караськова Е.Н.

Третье заседание в МБОУ Коноваловская СОШ февраль 3 неделя

Тема: «Концепция модернизации содержания и технологии преподавания предметов (областей)»

Цель: изучить концепцию модернизации содержаний и технологий преподавания предметов (областей). Роль преподавания искусства и технологии.

Крашенинникова А.А.

Файзулина З.Е.

Яковлева Е.В.

Четвертое заседание в МБОУ Коноваловская СОШ

Караськова Е.Н.

Тема: «Преемственность дошкольного и начального образования»

Цели:

  1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
  2. Развитие готовности ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
  3. Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.
  4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничество в разных видах деятельности.
  5. Совершенствование достижений дошкольного развития: специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Доклад по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования»

Ведерникова В.С.



Предварительный просмотр:

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка

      Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей, волновал вопрос и продолжают волновать вопросы: «Как научить учеников грамотно и безошибочно писать? Как развивать орфографическую зоркость?»

Как и многих учителей начальных классов меня волновала и волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка всегда ставлю во главу всех целей урока русского языка.

Каждый учитель, которого волнует данная тема, начиная работу ставит перед собой следующие задачи:

Задачи:

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

Что же такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. 

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 
         

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.         

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 
         Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

Ø     «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

Ø     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

Ø     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.      «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

 Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его не заглядывая в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. 

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

6.     Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

 

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

 8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Вопросы формирования навыков грамотного письма решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных слов ".

Учителя русского языка знают, как трудно дается школьникам освоение этих слов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Такие слова, как дежурный, ладонь, помидор, портфель.

Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Работу по освоению "словарных " слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

2. Работа над "слуховым " образом слова.

3. Запись слова с "окошком " .

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки , развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. В третьем классе на уроке обобщения можно проводить «Словарное лото» но на деле получаются «Орфографические пятиминутки»,выборочное списывание, различные виды диктантов: выборочный, объяснительный, свободный.

В 4-м классе параллельно с изучением новых орфографических правил провожу систематическую работу над повторением изученных правил правописания. Стараюсь не выпускать из внимания ни одну орфограмму. Провожу работу в парах, популярной проверкой является взаимопроверка. При фронтальной работе использую средства обратной связи — «светофоры», «сигнальные» карточки.

Работа над ошибками — предмет постоянного внимания. К сожалению, я не веду тетрадь контроля, в которой можно было бы фиксировать все ошибки. Все виды деятельности способствуют развитию орфографической зоркости.

Я считаю наиболее эффективными следующие упражнения:

- поиск орфограмм в "чистом" тексте;

- списывание;

- письмо с проговариванием;

- скоростное письмо;

- комментированное письмо;

- письмо с пропуском орфограмм;

- звуковой анализ слов;

- письмо по памяти;

- письмо с простукиванием;

- игры , соревнования ,кроссворды, КВН.

Примеры заданий, способствующих развитию орфографической зоркости при изучении безударной гласной ,проверяемой ударением

1. Прочитай слова. Сгруппируй однокоренные слова. Напиши составленные группы. Вставь букву, подчеркни орфограммы, например:

Б…леть, в…рёный, в…твями, уг…щение, д…ла, зв…рята, в…твистый, пов…р, б…лезнь, г…стевой, выд…лать, зв…риный, д…ловой, уг…стить, б…льной, в…рить, озв…реть.

2. Выбери ответ, напиши слово.

С(о, а) ва, цв(е, и) ты, привл( е, и)кает, уд( и, е) вительный .

3. Прочитай строки из стихотворения, найди слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочное слово, составь и напиши свою зарисовку на эту же тему, используя слова с безударной гласной.

4. Послушай слова 2 раза, запомни, запиши по памяти , подчеркни орфограммы.

Чернеть, кошачий , змеиный , желтеть , пчелиный, синеть, лебяжий, белеть.

5.Открыть любой текст, найти слова с безударной гласной в корне слова.

6. Использовать памятки на уроке.

Способы проверки безударной гласной в корне слова.

Изменяю слово Подбираю однокоренное слово.

1. Один - много 1 . Большой - маленький.

Волна-волны ковёр--коврик

2. Много - один 2. Маленький - большой

Паруса - парус площадка - площадь

3. Вопрос Что делал? – что делает? 3. Назови ласково

Писал --пишет зима --зимушка

4. Какой? (признак ) ---что?( предмет)

Зелёный ---зелен

5.Что делал? (действие) -- что?( предмет)

Плясал --пляска.

7.Кроссворд (самоконтроль)

8. Соревнование «Лесенка» (3 человека у доски). Проверка «Светофоры».

пов…р пл…чо зм…я

стр…ла уг…л пл…та

кол…ски зв…нок зв…зда

нар…жать гр…чата св…сток

зам…рзать тр…пинка хл…пушка

скв…речник пр…вдивый св…тлячок

в…рхушка л…нейка п…чтальон

9. Игра «Словарный мячик» (подберите проверочное слово, устно, с мячиком).

10. На доске написаны слова: гнездо ,письмо ,птенец, стихи…..

-Если покажу на слово с безударной гласной Е – поднимите правую руку,

-Если покажу на слово с безударной гласной И – поднимите левую руку.

11. Слова подобраны с одной гласной , например, в…зание, пр…мой, гл…дит. Вставь букву, устно подбери проверочное слово.

12. Карточки-таблицы (индивидуально). Прочитай слова в таблице, найди ответ, обоснуй.

13. Прочитай словосочетания, запомни, через 1-2 минуты 2слова стираются, подбери проверочное, например:

лист кл…новый, напиток м…едовый, дорога ч…рнеет, лицо р…бое, гора л…едяная, хлеб з…рнисный, мед пч…линый, вечная м…рзлота, погода т…плеет, деревья ж…елтеют.

До того, как написать слово: 
1.Ставим слово под ударение. 
2.Мысленно разбираем его по составу. 
3.Определяем «ошибкоопасные» места. 
4.Вспоминаем правило. 
5.Подбираем, если есть проверочное слово. 
Только после этого можно записать слово

Работа по теме "Безударные гласные"

Орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня по контрольным работам по русскому языку. Ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Безударные гласные - наиболее частая орфограмма любого текста, поэтому она и дает наибольший процент ошибок. В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок, главные из которых заключаются в том, что дети не видят эти орфограммы и не могут найти способ проверки. Значит, задача учителя - научить ребенка видеть орфограммы и научить проверять гласную в слабой позиции.

Работу над понятием "безударные гласные" следует начинать с первых страниц

"Букваря" Беседуя по картинкам, развивая фонематический слух, вместе с ребятами приходим к выводу, что произношение некоторых слов (река, дома, в лесу и т.) расходится с его написанием. Учитель поясняет, что их нужно проверять. Например: дома - это много, а один - дом. Проводим звукобуквенный анализ, составляем из карточек эти слова и зажигаем "фонарики" над безударной гласной "о".

Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у ребят есть определенные навыки и умения. Здесь речь уже должна идти о развитии орфографической зоркости. Ребенок должен уметь быстро в процессе письма обнаружить орфографические трудности, осознать их и определить орфограмму. Эта способность должна специально воспитываться. Основными условиями является знание правила и приема применения. Очень важна последовательная работа с орфограммой: от простого к более сложному, а затем к обобщению и систематизации (4 класс)

Чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие "шаги":

ученик должен услышать безударный гласный;

определить, в какой части слова этот безударный гласный находится;

если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;

если безударный непроверяемый, вспомнить, как пишется слово, или посмотреть в словаре;

если безударный гласный является проверяемым, проверить его, т.е. изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный находился под ударением.

КАК ПРОВЕРЯТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ?

Путем изменения формы

Путем подбора родственных слов:

Слабоуспевающим ученикам можно предложить алгоритмы-памятки. Они помогают развить навык самопроверки.

Проверь!

Не пропустил ли ты букву?

Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?

Не уверен - спроси у учителя!

Формирование орфографических навыков происходит и в процессе механического запоминания. Орфографическая работа с наиболее часто употребляемыми словами, может предотвратить появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся.

Изучение словарных слов

Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением, всегда вызывает трудности у детей. Словарные слова усваиваются запоминанием и проверяются по словарю. Запоминание играет важную роль и полезно применять игровые методики, облегчающие детям запоминание. Работу со словарем нужно проводить ежедневно. Чтобы не было механического заучивания, которая утомляет и не формирует интереса к языку, работу следует строить в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу. Первым шагом является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1. Предъявление слова.

2. Работа над " слуховым" образом слов.

3. Запись слова с "окошком".

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Слова по каждой теме можно выписать на плакат и поместить в классе на неделю. Работу организовать по плану:

1 день: ознакомление со словами одной темы, орфографическое проговаривание, выяснение значения этих слов, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения.

2 день: запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.

3 день: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.

4 день: составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание текста.

5 день: словарный диктант.

Для запоминания словарных слов можно применить следующие упражнения: правописание в рифмах; загадки - кроссворды.

По мере изучения словарные слова должны повторяться после первого изучения- через 2 недели, еще через месяц- 2 раза, затем через 2 месяца - с целью контроля.

Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, хоровое произношение.

Работа по правописанию безударных гласных в корне должна носить комплексный и системный характер, проводится последовательно и регулярно. Усвоив одни стороны правописания безударных гласных в корне и не усвоив других, уч-ся не научатся правильно применять правило на письме в целом. Существенно, чтобы работа над правописанием безударных гласных в корне не велась обособленно от работы над другими орфограммами.

Безударные падежные окончания существительных

Система работы над безударными падежными окончаниями существительных условно можно разделить на 4 этапа.

На первом этапе большое место отводится формированию у учащихся умения отличить один падеж от другого. Трудность для ребенка при распознавании падежей заключается в том, что каждый падеж имеет несколько значений, а вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать. Поэтому важно учить распознавать падежи по совокупности признаков: вопросу, предлогу, окончанию, каким членом предложения является (последнее имеет значение при распознавании именительного и винительного падежей).

Полезно наметить последовательность действий при определении падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти слово, от которого зависит имя существительного, а затем по вопросу и предлогу узнать падеж.

Часто дети затрудняются в определении след. падежей: именительный падеж, родительный падеж, винительный падеж. Поэтому учащимся я предлагаю памятку "Как отличить именительный падеж, родительный падеж, винительный падеж".

Вместо слова, стоящего в предложении, поставь любое слово 1 склонения с ударным окончанием, например - весна.

И.п. - окончание -а

В.п. - окончание - у

Р.п. - окончание - ы

На втором этапе дети знакомятся с тремя склонениями имен существительных. У него формируется умение определять склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме. Труднее детям узнать склонение существительных в косвенных падежах, поэтому на данном этапе широко используются тексты. Учащиеся находят имена существительные в тексте, называют слово в именительном падеже, а затем определяет склонение.

Памятка

Найти существительное.

Образовать начальную форму

Определить род

Определить окончание.

Определить склонение.

На третьем этапе формируется навык правописания безударных падежных окончаний. Отработка последовательности действий для выработки правильного написания безударного окончания сопровождается записью.

Учащиеся ставят вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении и записывает вопрос в скобках.

По вопросу и предлогу узнают падеж (указывают падеж)

Узнают склонение (отмечают его цифрой) и как результат пишут окончание.

Позднее операции протекают быстрее, поэтому отпадает необходимость подробной записи, и ребенок письменно отмечает только падеж и склонение. И в конце третьего этапа все операции протекают устно, т.е. без записи.

Второй способ предполагает проверку написания безударных гласных в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей при помощи подстановки существительного того же склонения в том же падеже с ударным окончанием: (где?) на реке.?

Особые трудности возникают у учащихся при написании безударных окончаний имен существительных:

основа которых оканчивается на шипящий, й, и (на груше, в сарае, о Марии);

корень у которых одинаковый, но относятся они к разным склонениям.

В этом случае необходимы упражнения в составлении словосочетаний с этими существительными: мечта о (край, слава); думать о (Валя, лебедь); лежать на (кровать, кроватка); ходить по (крыша, чаща); ехать по (степь, дорога).

На четвертом этапе учащиеся знакомятся с правописанием имен существительных во множественном числе. На данном этапе большое значение имеет совершенствование умения правильно употреблять в речи имена существительные множественного числа, исправление речевых ошибок. Особого внимания требует во множественном числе именительный и родительный падежи.

Безударные падежные окончания прилагательных

Новым в работе над именами прилагательными для детей 4 класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний прилагательных составляют следующие знания и умения:

умение устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (словосочетание);

знание о том, что прилагательные употребляются в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное;

знание падежных окончаний;

умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием вопроса (о дне каком? солнечном).

Безударные личные окончания глаголов

Предметом постоянного внимания является изменение глагола по временам. Дети должны усвоить, что неопределенная форма глагола - это начальная форма глагола. Это важно как для правильного образования ребенком временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний. Учащиеся должны научиться определять спряжение глаголов по неопределенной форме и по окончаниям глаголов 3-го лица множественного числа, должны запомнить окончания глаголов I и II спряжения.

При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

узнают время, лицо, число глагола;

находят начальную форму глагола и по ней определяют спряжение;

узнают окончание глагола этого спряжения.

Обучая различать спряжение глаголов по неопределенной форме, целесообразно использовать таблицу, на которой записаны 11 глаголов II спряжения: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, держать, гнать, слышать. Дети могут обращаться к таблице при выполнении упражнений в определении спряжений и написаний личных окончаний.

К середине 4 четверти учащиеся 4 класса знакомятся со всеми правилами обозначения безударных гласных во всех морфемах (кроме суффикса).

Таким образом, основные умения, которые необходимо формировать при обучении учащихся обозначать безударные гласные, это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действий, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму.

Особое внимание я уделяю проверке работ в тетрадях. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, остальные зачеркиваю.

Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

четкое планирование всей работы;

систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

разнообразные тренировочные упражнения;

постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм

МБОУ Коноваловская СОШ

Ташлыковская НОШ

Доклад на тему:

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Выполнила: Ведерникова Виктория Сергеевна

Учитель начальных классов

с. Коновалово,2017г.



Предварительный просмотр:

Преемственность начального и среднего звена в обучении математике и русского языка

       Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой. В первые, эта проблема остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Сейчас, полвека спустя, в преддверие 2017–2018 учебного года проблема преемственности вновь достигает своего пика. Это связано с тем, что выпускники начальной школы все 4 года учились по ФГОС, а основная школа работала по старым стандартам. Таким образом, встает проблема не только преемственности учащихся при переходе из начальной в основную школу, но и проблема преемственности ФГОС начального и общего образования. Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса. Четвертый год обучения в начальных классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников УУД. Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом, отсутствие индивидуального подхода к учащимся. В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8–12, но самое главное –учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах? В нашей школе, в течение нескольких лет, педагогический коллектив работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой. За годы работы сложились определенные требования, которые предъявляются учителям I и II звена, во избежание низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов. В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы выдвигают единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя обращают на выставление отметок. Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы обмениваются своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности. Учителя, выпустившие 4 классы, постоянно поддерживают контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Обязательно в конце года учителя начальной школы дают подробную письменную характеристику на каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно проводятся мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя-предметники и учителя начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников. Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем учителя-предметники посещают праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родителя принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей знакомят с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, даются рекомендации. Анализ результативности за эти годы позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этап перехода из начального звена в среднее безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже. В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.



Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

- Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

- Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

- Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности.

Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- Разговор с детьми о Дне знаний;

- Праздник День знаний;

- Экскурсии в школу;

- Встречи с первоклассниками;

- Игры в школу;

- Чтение художественной литературы о школе;

- Интеллектуальные викторины и др.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Для педагогов составлен следующий план действий для решения данной проблемы:

- составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;

- проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

- Методическая работа.

- Работа с родителями.

- Работа с детьми.

Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

- Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

- Психологическая готовность ребёнка к школе.

- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.

Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей разработаны темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных результатов в работе.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.



Предварительный просмотр:

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом

Основной задачей работы педагога в настоящее время является помогать обучающимся получать новые знания, используя современные и эффективные методы обучения. Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах. Совершенствование качества обучения и воспитания в  школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть  потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Необходимость самообразования диктуется постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, необходимостью перестраивать свою деятельность, для решения новых, более сложных задач. Суть самообразования заключается в умении самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Индивидуальная тема по самообразованию:

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом.

Цель:

изучение возможностей такой формы воспитательной работы с классом как классный час.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по теме самообразования;
  • познакомиться с опытом организации указанной формы воспитательной работы с классом более опытных педагогов;
  • овладеть навыками грамотного планирования и проведения классного часа;
  • овладеть различными формами проведения классного часа (дискуссионные, состязательные, игровые, творческие и др.);
  • научиться анализировать эффективность классного часа,  видеть свои ошибки  и работать над их исправлением;
  • разработать комплект тематических классных часов;
  • систематизировать свои знания.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

  • значение классного часа в системе воспитательной работы с классом;
  • цели и задачи классного часа;
  • функции классного часа;
  • содержание классного часа;
  • требования к содержанию классного часа;
  • организация и проведение классного часа: структура, формы, принципы и методы;
  • анализ классного часа.

Способ демонстрации результата  и отчёта по проделанной работе:

  • проведение открытых классных часов;
  • выступления на заседаниях методического объединения классных руководителей,  педсоветах.

Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие  профессиональному росту:

• изучение теоретического материала в периодических педагогических изданиях, учебной педагогической литературе, монографиях, Интернет-ресурсах.

• посещение классных часов коллег;

• разработка и проведение собственных классных часов в различных формах,  с применение ИКТ;

• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

• проведение открытых классных часов для анализа со стороны коллег;

• посещение МО классных руководителей

• систематизация и оформление накопленного материала по теме самообразования.

Работа над темой начата в 2013 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2019 году.

                                                                                                         

Примерный план работы на 2013-2019учебный год

месяц

Содержание работы

сентябрь

Составление плана работы по теме самообразования

Изучение литературы по теме самообразования

Взаимопосещение классных часов коллег.

Проведение классных часов с применением ИКТ

Посещение МО классных руководителей.

октябрь

Изучение литературы по теме самообразования

Изучение интернет - ресурсов по теме самообразования

Проведение классных часов с применением ИКТ в форме лекции и викторины

ноябрь

Изучение литературы по теме самообразования

Посещение МО классных руководителей.

Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

Проведение классных часов в форме дискуссии (встреча с приглашенными людьми).

декабрь

Продолжение изучения темы по самообразованию.

Проведение открытого классного часа.

Систематизация и оформление накопленного материала

Посещение открытых классных часов коллег

январь

Посещение МО классных руководителей.

Взаимопосещение классных часов коллег.

Изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме самообразования

Освоение различных форм проведения классного часа

февраль

Продолжение изучения темы по самообразованию.

Разработка открытого классного часа

Освоение различных форм проведения классного часа

март

Продолжение изучения темы по самообразованию.

Проведение открытого классного часа.

Освоение различных форм проведения классного часа

апрель

Посещение МО классных руководителей.

Выступление на МО классных руководителей с докладом по теме  самообразования

Систематизация и оформление накопленного материала

Освоение различных форм проведения классного часа

май

Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования.

Практические рекомендации для педагогов

Систематизация и оформление накопленного материала

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме

  • классного собрания
  • воспитательного часа (час классного руководителя)
  • экскурсии
  • тематической лекции
  • беседы (этическая, нравственная)
  • диспута
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
  • КВНа
  • интерактивной игры
  • игры - путешествия
  • театральной премьеры
  • психологической игры и тренинга
  • читательской конференции.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции:

  • просветительскую
  • ориентирующую
  • направляющую
  • формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию ( при обсуждении широко известного события ).

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа

  • Определение темы и задач классного часа
  • Определение времени и места проведения классного часа
  • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
  • Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
  • Анализ его результативности.

Советы по организации классного часа.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Организация и проведение классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

  • распределяет поручения;
  • избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
  • слушает доклады учеников о выполнении поручений

В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

Главным назначением нравственного классного часа является:

  • нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
  • изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
  • критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
  • развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Вариант тематики нравственных классных часов

5-й класс

1. «Кто я? Какой я?» — игра.

2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

3. «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

4. «Архив 5 » — праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год.

6-й класс

1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.

2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

  1. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

7-й класс

1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

2. «Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.

  1. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности — беседа.

4.А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.

8-й класс

1. Умею ли я любить? - аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

4.Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

5. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

9-й класс

1 «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.

2. Всему начало - любовь... - праздник.

3. Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

  1. Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

5.Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

Организация и проведение психологических игр и тренингов

Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

«Комплимент»

Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Сравнение»

Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

«Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

«Знакомство»

Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.

«Рассмешить партнера»

Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.

Организация и проведение тематического классного часа

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Примерная тематика классных часов

5-й класс

  1. Мир моих интересов
  2. Памятные даты моей семьи
  3. Обычаи и традиции народов мира
  4. Кем быть и каким быть?

6-и класс

  1. Мир моих способностей
  2. Памятные даты моей страны
  3. Обычаи и традиции моей страны
  4. Профессии милосердия и добра

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим
  3. Компьютер в жизни человека
  4. Азбука вежливости.

5. Как бороться с плохими привычками

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь
  2. Герб моей семьи. Каким он может быть?
  3. О вкусах не спорят?
  4. Профессионал. Кто он?

5. Я имею право, я обязан...

9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы
  2. Улицы, от названия которых становится теплей
  3. Мои профессиональные приоритеты
  4. Как научиться говорить «нет»

5. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Организация и проведение информационного классного часа

Главное назначение информационного часа - формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

  • Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
  • Информационный час должен быть мобильным
  • Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
  • Информация в обзоре должна быть беспристрастной
  • Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)

Основные формы работы во время информационного часа:

газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

викторина (обзорная и тематическая);

информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;

пресс — конференция;

встречи с интересными людьми;

праздники газеты и журнала;

вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журналов)

рекламная акция.

Примерная тематика информационных часов в школе

5-й класс

По странам и континентам.

Главные события страны и мира за неделю.

Газеты и журналы моей семьи.

Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

Это интересно, это полезно; это необходимо.

Как читать газету.

6-й класс

История первой газеты и первого журнала.

Профессия - журналист.

Это интересно знать

Время, события, люди.

Горячие точки планеты Земля.

У карты мира.

Профессия - репортер.

7-й класс

Ведущие газеты страны и мира

Крупным шрифтом о главном

Главные темы первой полосы

Газетная лексика

Быть газетчиком опасно?!

8-й класс

Газетная сатира.

Журналисты в истории моей страны.

Планета за одну неделю.

Мир глазами журналистов ведущих газет.

Что мы знаем о создании газетного номера.

Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

Любимые журналисты о своей профессии.

Достоверная информация в достоверных фактах.

С трибуны главного редактора.

Достоверность и лживость газетных фактов.

Главные события прошедшей недели.

Политический олимп: имена и характеры.

Организация и проведение читательской конференции

Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.

Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно - практические конференции.

Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.

Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.

Планирование читательской конференции.

  1. Побеседовать с учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить литературные произведения и авторов, с творчеством которых можно связать тему будущей читательской конференции.
  2. Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:

Методика подготовки к читательской конференции:

  1. Определение темы читательской конференции.
  2. Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)
  3. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
  4. Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
  5. Просмотр спектаклей, выставок, фильмов, музеев, имеющих отношение к теме конференции.
  6. Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
  7. Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
  8. Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
  9. Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
  10. Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.

Возможные темы читательских конференций

Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто.

Какие они, сегодняшние молодые?

Великие музы великих людей.

Детские сказки в моей взрослой жизни.

Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор).

Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу

Книги детства моих родителей и моего детства.

Формы проведения читательских конференций.

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

праздник встречи с любимой книгой,

литературная встреча.

Организация и проведение викторины

Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.

Правила проведения викторин:

Тема викторины должна быть актуальной.

Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.

Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.

Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным.

Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.

В викторинах всегда должны быть победители.

Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Викторины могут быть тематическими или обзорными.

Популярные темы викторин:

История государств и народов.

Дальние уголки земного шара.

Необыкновенные истории обыкновенных вещей.

Праздники, которые всегда с нами.

Природные катаклизмы.

Сказочные герои и их авторы.

Государства и их правители.

Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.

Растительный и животный мир земного шара.

Великие полководцы и знаменитые солдаты.

Фильмы и их герои.

Знаменитые фразы знаменитых людей.

Великие первооткрыватели, их открытия.

Медицина и здоровье.

Обычаи и традиции народов мира.

Птицы, рыбы, звери...

Предметы, без которых нельзя жить.

Экзотические растения и цветы.

Знаки зодиака и гороскопы.

Автомобили, их создатели и владельцы.

Реки, озера, моря и океаны.

Физика вокруг нас.

Химия нашей жизни.

История войн и побед.

Картины и художники.

Подготовка досугового внеклассного мероприятия

Подготовительная работа перед посещением театра:

Изучение истории театров, их роли и влияния на судьбы людей.

Встречи с театральными деятелями, актерами.

Беседа «Театральное произведение и его автор».

Интерактивная игра «Театральный этикет».

Классный час «Актеры и роли».

«Театральная афиша» — игра — путешествие.

Анализ посещения театральной премьеры в классе.

Тематика экскурсий

Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.

Если бы камни могли говорить...

Улицы, от названия которых становится теплей.

История храмов моего города.

Памятники старины и современности.

Люди, творившие историю.

Экономические гиганты моей страны.

Тайны природы и ее открытия.

Научные учреждения и их роль в жизни страны.

Музей приглашает в гости.

Сокровища театральных музеев.

Профессии наших родителей.

Мир растений моей земли.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, могут служить следующие формы работы со школьниками:

-интеллектуальные марафоны;

-дни интеллектуального творчества;

-защита интеллектуальных проектов;

-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;

-встречи с учеными, изобретателями;

-интеллектуальные ринги и викторины;

-заседание клубов интеллектуалов;

-интеллектуальные олимпийские игры;

-школа интеллектуального развития.

Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся

5класс

В.И.Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.

Мои «почему?» и ответы на них.

7класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

8 класс

Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

Тренировка памяти — залог будущего успеха.

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

9класс

Человек и творчество.

Разговор с самим собой по душам.

День творческого представления в школе.

Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;

чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,

тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и прославляющих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

нравственные классные часы; интерактивные игры;

пресс-конференции, брифинги по данной теме.

Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:

Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.

Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.

Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.

Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.

Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.

Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

Традиционные мероприятия в коллективе класса

«Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).

Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»

Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».

Праздник благодарения - праздник прославления мужчины и женщины, человеческих качеств;

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;

Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;

Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего Отечества, своей страны;

Традиция встречи летних каникул, праздник совместного веселья и планов на будущее.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это основная форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.