Как построить работу по формированию читательской грамотности школьников

Галеева Гульназ Равиловна

КАК ПОСТОРОИТЬ РАБОТУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Галеева Г.Р., учитель начальных классов,

МАОУ «Башкирская гимназия» г. Агидель

Широкое распространение влияния Интернета сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию. Дети предпочитают книге телевидение, видеоигры, компьютер, социальные сети, Интернет пространство и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Стремительно падает роль книги в обществе и образовательной среде. Это негативно влияет на качество обучения. Умения осмысленно читать, критически относиться к прочитанному, высказывать свое мнение, самостоятельно и грамотно анализировать текст у современных детей заметно ниже их предшественников, у которых книги были основным источником информации.

Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетентности принадлежит образовательным учреждениям. В них учащиеся приобретают базовые навыки чтения, письма и владения родным языком. Обучение работе с книгой и текстами включены в образовательные программы. Но достаточно ли только этого? Ведь вся классно-урочная система обучения предполагает не только работу – «добывание знаний» под руководством учителя на уроке, но и самостоятельную активность дома.

Основная проблема состоит в том, что у большинства учащихся не принято дома читать книги, газеты, журналы…Всё это давно заменили телевидение, видеоигры, социальные сети, интернет общение. И всё это гораздо сильнее притягивает школьников, чем книги и учебники.

Встает вопрос: «Как организовать учителю свою работу, чтобы повысить читательскую компетентность учащихся?» Ответ мне видится в построении системной работы не только с учеником, но и его семьей и правильной организацией его читательского пространства.

Рекомендации по формированию читательской грамотности младших школьников хотелось бы представить в виде логико-смысловой модели (МДТ В.Э. Штенберга), состоящей из следующих координат:

1)    предметы, на которых нужно формировать читательскую грамотность;

2)    уровни читательской грамотности;

3)    приёмы и методы, которые можно применить;

4)    технологии, по которым ведется работа;

5)    организация читательского пространства ученика;

6)    оценка уровня сформированности (мониторинг) читательской грамотности;

7)    как заинтересовать и стимулировать;

8)    работа с родителями.

Определены центральное ядро: «Формирование читательской грамотности младших школьников» и координаты в количестве восьми штук. Модели удобны тем, что их можно дополнять и совершенствовать, их легко адаптировать под конкретное образовательное учреждение, учителя, класс и они показывают всю работу в системе и взаимосвязи.

А сейчас рассмотрим каждый из этапов работы более подробно (наполним координаты смысловыми узлами).

Для начала нужно раскрыть понятие «читательская грамотность» и определиться с основными предметами, на которых его нужно формировать и развивать (координата 1).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности: высокий, средний, низкий (координата 2).

Дальше учителю нужно определиться с приёмами, методами, подходами в обучении: смысловое чтение, проблемный вопрос, приёмы РКМЧП (связаны с Технологией развития критического мышления через чтение и письмо) (координата 3).

Следующий шаг определиться с инновационными педагогическими технологиями, (координата 4), которые должен применять учитель (Технология критического мышления, Технология проблемного обучения, Личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, игровая, проектная и т.д.). 

Чтобы у детей не было соблазна заменить книгу или учебник играми в сотовом телефоне, на планшете или компьютере, чтобы он не запутался в сетях Всемирной паутины, предлагаю правильно организовать читательское пространство детей (подавать личный пример, создать классную библиотеку, совместно посещать школьную, городскую детские библиотеки), проконтролировать, чтобы и дома у ребенка была своя библиотека).

По ходу работы в конце нужно проводить мониторинг - оценку уровня сформированности читательской грамотности учащихся (координата 6).

Для того, чтобы работа по развитию читательской компетентности шла успешно, нужно будет вести интенсивную работу по стимулированию и повышению заинтересованности учащихся в чтении книг (координата 7) и кропотливую работу по воспитанию культуры чтения среди родителей (координата 8): вести беседы, проводить консультации, организовывать совместные коллективные творческие дела, вовлекать в проекты, исследовательские работы, конкурсы, акции и т.д.

В идеале, все пройденные этапы работы (координаты модели) должны помочь педагогу построить эффективную комплексную работу по формированию и развитию читательской грамотности младших школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ggr_model_formirovaniya_chitat_gramotnosti.pdf358.1 КБ

Предварительный просмотр: