«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»

Паршина Наталья Александровна

    Как сделать, чтобы учение приносило удовольствие от полученных знаний, чтобы каждый день, проведенный в школе, стал открытием чего-то нового, неизвестного, необходимого . Считаю, что одним из путей решения этой задачи  может стать использование  проектной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация  познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

       Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование новых нестандартных форм, приемов работы и технологий. Младший школьный возраст — это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться. Именно поэтому учитель, в современной школе должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению предмета, их потребности узнать что-то новое. В. А. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Основные характеристики интереса, по мнению В.А.Сухомлинского:

‒ положительная эмоция по отношению к деятельности;

‒ наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

‒ наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

      В педагогической практике учителей нашей школы активизация познавательной деятельности на уроках русского языка  организуется через использование технологий, нестандартных уроков, игровых приёмов, различных загадок, межпредметной  интеграцией, метода проектов и творческих мастерских. Уроки русского языка с использованием  методов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность,смекалку.
     
Позвольте представить несколько моментов из своего опыта работы по активизации познавательного процесса на уроках русского языка.
     Н-р: На уроках нового знания при закреплении материала использую
приём «Живое правило». Этот приём помогает учителю увидеть осмыслили или нет дети правило. Н-р «Правописание разделительного Ъ и Ь знаков» (проиграть)

    Одной из проблем на уроках русского языка является безграмотность. На уроках отводится много времени для развития орфографической зоркости. Для этого использую различные приёмы, чтобы заинтересовать ребят. Это различные дидактические игры, орфографическая зарядка, диагностические диктанты и другие приёмы. Один из таких - «Найди слово». Для этого были придуманы схемы -опоры к разным орфограммам. На доске записываю   слова. Выбираем  не глядя из корзинки схему и ищем слова с этой орфограммой  или группируем слова по орфограммам.  Достаём по очереди схему и придумываем слова на определённую орфограмму. Такая работа проходит быстро и позволяет в течение недели повторять правописание орфограмм.

         Для тренажа использую приём графический диктант. Провожу его при помощи специальных тетрадей и  перфокарты. Диктую слова, дети подбирают проверочное и  в кружок записывают ту букву , которую проверили. Это позволяет детям за короткое время подобрать 15 проверочных слов, сделать СП или ВП по ключу и поставить себе оценку.

На уроках обобщения в 4 классе использую «Умную игру». Она проводится по аналогии игры «Квест», но так как условия кабинета не позволяют в полном объёме его проводить, пришлось немного изменить правила и назвать «Умная игра». На уроке после некоторых традиционных моментов (минутки чистописания, словарной работы, марафона повторения) каждая группа получает набор конвертов с заданиями. Задания выполняют в любом порядке, проверяют у учителя и получают жетоны. Какие -то задания могут быть индивидуального характера, то в этом случае каждый работает в тетради, затем дети сверяют записи внутри группы, помогают тем, кто не справился или затрудняется.

Одним из условий подготовки заданий к этой игре является то, что если дети угадывали слово, значит надо указать морфологические признаки или разобрать его по составу. Если составляют предложение, значит, работают над частями речи и членами предложения. Так как это урок обобщения, то второе условие – специальный конверт, который вскрывается в последнюю очередь. В нем задание по обобщению знаний- это составление кластера или ментальной карты, заполнение таблицы по изученной теме.                                                                                                                                    

  Следующий момент – это урок развития речи. На этих уроках некоторые дети испытывают трудности, с неохотой включаются в работу. Чаще всего , такие уроки проводятся по одной и той же схеме. Приходится что-то придумывать, искать, чтобы их разнообразить. Предлагаю поучаствовать в сюжете урока по развитию речи -это творческая мастерская.  Это не совсем моё изобретение, но мне понравился такой  подход на уроке русского языка и я хочу с вами им поделиться.

-Запишите на листе ассоциации к слову ПРАЗДНИК , из слов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? (проверяем по цепочке)

 -Слова какой части речи вы записали? А что такое имя существительное? (Повторяем все морфологические признаки).

-На праздник всегда приезжают гости. Посоветуйтесь и запишите, какое место по – вашему мнению они должны посетить обязательно в нашем городе.

-Подберите и запишите к вашему объекту имена прилагательные.

-В каком роде записали имена прилагательные?

-Почему имена прилагательные в таком роде? От чего это зависит?

-Во множественном числе можно определить род? А что еще можно определить у имени прилагательного. От чего это зависит ? --

Далее детям выдаётся карточка с глаголами.

-Выпишите только те глаголы, которые подходят к вашему памятному месту.

  Подходить, видеть, гулять, наслаждаться, подписать, наблюдать, посидеть, восхищаться, помнить, говорить, рассуждать, постоять, бегать, посмотреть, удивляться, думать.

-Что знаете о глаголах?

-Теперь представьте, что вы экскурсоводы и вам нужно провести экскурсию к вашему объекту, используя части речи, которые вы записали. Запишите текст.

( Выступление детей. Помещаем на доску тексты.)

- У нас получился маршрут, а можно его продолжить? Посмотрите, мы начали составлять туристический маршрут, а чтобы его продолжить, нужно глубже изучить традиции и историю нашего города и района.

(На этом этапе идет побуждение к дальнейшему действию)

        Это будет вашим д/з, нужно будет описать памятник культуры нашего города или района, чтобы продолжить наш туристический маршрут.

       Познавательная  деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности детей  -  составная часть совершенствования методов и приёмов обучения (преподавания и учения).