Приоритетность формирования УУД в системе современного начального образования

Хомуткова О. В.

Особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  уделено метапредметным результатам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приоритетность формирования УУД в системе современного начального образования

Переход общества на инновационный путь развития предполагает переустройство школьного образования, поэтому появилась необходимость пересмотреть цели обучения, способов и средств их реализации. На сегодняшний день начальная школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Именно поэтому формирование УУД является приоритетным в системе современного начального образования.

Приоритетность – это важность, первенство тех или иных действий.

Особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать.

Универсальные учебные характеристики включают в себя: личностные, метапредметные и предметные результаты. Перечисленные выше характеристики современного выпускника начальной школы входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание результатов освоения основной образовательной программы.

Хотелось бы остановиться на метапредметных характеристиках, т.к. именно эти результаты формируются за счёт реализации программы УУД.

Метапредметные результаты

Регулятивные: умение планировать, прогнозировать, контролировать, проводить коррекцию, оценку, саморегуляцию

Познавательные:

умение решать общеучебные, логические задачи, ставить и решать проблему

Коммуникативные: умение планировать сотрудничество, ставить вопросы, разрешать конфликты, уметь выражать свою точку зрения.

Приоритетность формирования УУД заключается в том, что необходимо:

  1. Совершенствовать образовательный процесс с целью общекультурного, личностного и познавательного развития детей. Рассмотрим значение УУД для обучения в 1 классе:

УУД

Значение УУД для обучения в 1 классе

Личностные:

*самоопределение

*смыслообразование

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности

Познавательные:

*классификация

*сериация- упорядочение предметов по некоему признаку — размеру, цвету и пр.

  • Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения множеством натуральных чисел, как условия освоения математики.
  • Формирование предпосылок успешности овладения чтением и письмом, усвоение математики и родного языка, умения решать математические и лингвистические задачи.
  • Понимание условных изображений в любых учебных предметах

Регулятивные:

*выделение и сохранение цели, заданной в виде образца

*ориентация на образец и правило выполнения действия

*контроль и коррекция

*оценка

  • Формирование умения организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем.
  • Умение произвольно регулировать поведение и деятельность
  • Выполнять самоконтроль и самокоррекцию

Коммуникативные

  • Развитие коммуникации как общения со взрослыми и сверстниками
  • Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания
  • Развитие планирующей и регулирующей функции речи

2. Формировать систему УУД, которые обеспечивают умение учиться, чтобы дети не развивались стихийно.

3. Формировать умения сотрудничать и работать в группах, уметь слушать и высказывать свою точку зрения, т.к. в детях наблюдается низкий уровень коммуникативной компетенции, происходит увеличение случаев отвержения детей одноклассниками, переживание одиночества, проявление враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

          При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм и средств обучения педагоги учитывают  цели формирования конкретных видов УУД и поэтому:

  1. Каждый урок носит деятельностный характер, кардинально меняется  технология работы, которая включает следующие этапы:
  1. Самоопределение к деятельности
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка проблемы
  4. Решение проблемы
  5. Первичное закрепление
  6. Самостоятельная работа  с проверкой
  7. Повторение
  8. Оценивание
  9. Рефлексия

  1. Мы не даём задания в «готовом» виде, подводим детей к определению темы и цели урока.
  2. Придерживаемся дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, что создаёт условия для исследования обучающимися взаимозависимости явлений, их внутренних связей, а исследование связей обеспечивает высокий уровень трудности обучения, что и влияет на формирование УУД.
  3. На уроках имеют место методы, способствующие активации инициативы и творческого самовыражения самих учеников, метод свободного выбора, активные формы работы (работа в группах, ролевые игры, исследования)
  4. Меняется функция педагога. Учитель выступает в роли грамотного организатора учебного процесса, а не транслятором готовых идей, становится «указателем» на дороге, ведущей к знаниям.

Итак, приоритетность формирования УУД в системе начального образования позволяет  повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе, так как результаты развития УУД (адекватная школьная мотивация, формирование внутреннего плана действий, формирование адекватной самооценки и т. д. ) оказывают влияние на результативность обучения (формирование адекватной оценки  обучающимися границ «знания» и «незнания», формирование осознанности и критичности учебных действий, создание пред посылок для самообразования и т.д.), предусмотренные Стандартами II поколения.

В заключении хотелось бы предложить Вашему вниманию памятку для учителей, которые реализуют программу ФГОС и работают над формированием УУД:

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других;
  • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх;
  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и быть значимы для него;
  • Создавать атмосферу успеха;
  • Помогать ребёнку обретать уверенность в своих силах и способностях;
  • Не скупиться на поощрения и похвалу;
  • Стань творцом и тогда каждый новый шаг в Вашей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.