Методика Рене Жиля

Гришина Дарья Михайловна

Цель теста - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_rene_zhilya.docx434.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методика Рене Жиля

Цель теста - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных.

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

  отношение к матери;

  отношение к отцу;

  отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

  отношение к братьям и сестрам;

  отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

  отношение к другу (подруге);

  отношение к учителю (воспитателю).
Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  любознательность;

  стремление к общению в больших группах детей;

  стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

  конфликтность, агрессивность;

  реакция на фрустрацию;

  стремление к уединению.
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Дата ______________

Как тебя зовут? Назови свою фамилию, имя и отчество _______________________________________________

Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес _________________________________________________________

Сколько тебе лет? ___________________Когда ты родился? ___________________

Как зовут твою маму? _______________________ кем и где она работает? ______________________________

Как зовут папу? _______________________ кем и где он работает? _____________________________________

Кем ты хочешь стать когда вырастешь? ____________________________________

Тестовый материал 

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-01.gif


2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-02.gif


3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-03.gif


4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-04.gif


5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-05.gif
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-06.gif


7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-07.gif


8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-08.gif


9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
 _________________________________________

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

__________________________________________________

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
___________________________________________________

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

___________________________________________________

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

___________________________________________________

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-14.gif
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-15.gif


16. Где ты на этот раз?
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-16.gif


17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-17.gif
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

_______________________________________________

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

________________________________________________

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-20.gif


21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-22.gif


23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-23.gif
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-24.gif
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-26.gif
27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-29.gif
30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-30.gif
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-31.gif
32 Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.

37. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

___________________________________________________

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-40.gif
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-41.gif
42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
http://www.child-psy.ru/img/test-jil-42.gif

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 - «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалы

Номера заданий

Количество заданий

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

12

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

18

Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

16

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

14

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

12

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

6

Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)

4, 8, 17, 20, 22-24, 40

8

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

20-24, 39

6

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

9

Реакция на фрустрацию

25, 33-38

7

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

18



Методика предполагает преимущественно качественный анализ ответов испытуемого. Поэтому можно интерпретировать исходя из ответов респондента на вопросы соответствующих шкал.