Творческость в дополнительном образовании

Прокопенко Марина Лазаревна

Вспоминаю, как много-много лет назад в конце мая, ко мне приходит моя бывшая выпускница с мамой и приносит документ об окончании Детской художественной школы. Раньше заканчивали и другие дети, но это первая семья, которая вспомнила об учителе. Помню волнение и радость мамы! Ее дочка осуществила свою мечту, еще не успев закончить общеобразовательную школу, получила результат своего многолетнего труда. Главное не в том, что будет она профессиональным художником или учителем рисования или нет, она реализовала свой творческий потенциал, развивала свои творческие способности, она формировалась в гармонии, как личность.
А началось все с того, что эта девочка, училась в начальной школе и посещала кружок «Юный художник». Так получилось, что она училась у одного учителя, который утром был классным руководителем, а после обеда руководителем кружка. Увлеченный педагог ведет за собой всех детей и родителей. Не имеющие способности к рисованию, а большей частью и не желающие рисовать, к концу начальной школы начинают рисовать все. Кружковцы работают на бумаге форматом А-3, а это не школьный альбомчик. Используется гуашь, акварель, восковые мелки, пастель. Из выпуска в выпуск родители первоклашек не верят в способности своих детей, не могут понять, что их дети могут создавать такие рисунки.
Много лет руководители кружков находились в ведении своих директоров. В нашем городе Детский Дом творчества объединил всех руководителей кружков. Появились такие проблемы, о которых раньше и не задумывались. Опытный и заинтересованный педагог привлечет детей, а вот помещение найдет не всегда.
Более 10 лет назад была создана дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник». Время внесло коррективы. Начальная школа перешла на ФГОС, а так как я еще и учитель начальной школы, то работать по-старинке в кружковой работе уже не получается.
В жизни и в работе утверждаю следующие принципы:
1) человекосообразность,
2) если есть деятельность, то должна быть и цель, идея, смысл,
3) умение рефлексировать – это путь к развитию,
4) самообразование, самообучение без продуктивности не существуют.
Изменения были внесены и в программу. Она создана для того, чтобы развивать склонности и таланты, расширять возможности, реализовывать творческий потенциал каждого ребенка. В современных условиях становится актуальным развитие творческих способностей личности ученика, поддержка талантливых детей.
Цели в программе: развивать творческие художественные способности, эстетические чувства и качества, учить понимать и ценить прекрасное, воспитывать интерес и любовь к искусству, знакомить с основами реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению.
Задачи: духовное-нравственное развитие личности в художественно-творческой деятельности; формирование наблюдательности, внимательности к окружающему миру; умение видеть мир глазами художника; воспитание патриотических чувств, эмоциональной чуткости, отзывчивости на добро и зло.
Отличительная особенность дополнительной образовательной Программы заключается в том, что она может быть реализована в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования, как самостоятельная программа по дополнительному образованию, а как программа по внеурочной деятельности. На занятиях используются творческие открытые и закрытые задания. Программа предполагает интеграцию основного и дополнительного образования в едином общеобразовательном курсе
Возраст детей от 7 лет до 10 лет.
Данная программа рассчитана на 4 года.
Формы организации обучения разнообразные: урок, игра, выставки, экскурсии.
Формы учебной работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Основной результат – развитие личности на основе системно-деятельностного подхода.
Осваивая и применяя образовательные и воспитательные технологии на уроках в начальной школе, продолжаю их использовать их и в кружковой деятельности. Технологии: информационная (дистанционная), эвристическая, проектная, здоровьесберегающая.
Все перечисленные технологии определяют современные методы, средства и организационные формы работы учителя.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, рационально сочетаю общепедагогические методы обучения. Помня, что каждый метод имеет свою специфическую область применения, зная многоплановость современных целей обучения, считаю наиболее рациональным применять комплекс методов, средств и организационных форм. Именно комплекс методов и форм позволяет учитывать разные уровни развития, способности и возможности детей.
Учащиеся кружка участвуют в дистанционных эвристических олимпиадах и конкурсах. Эвристический подход способствует развитию творческих способностей обучающихся и усвоению более качественных знаний, умений и навыков, т.к. выполняя задания «открытого типа», ученики получают новый неожиданный учебный продукт.
Вспоминает Мороз Катя: «Я участвовала во Всероссийском дистанционном конкурсе «Рисуем сказки», в свои рисунки я вкладывала душу и любовь. Я выполняла рисунок Дракоши и смешариков».
Вороненко Виталина о конкурсе «Рисуем сказки» пишет так: «я рисовала рисунок Снежная королева. Мне запомнилось, как мы с мамой думали, какую сказку придумать».
Кадашова Ева: «я участвовала во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по черчению и рисованию, на которой я рисовала волшебное дерево, стул будущего, мечту моей куклы. Я чувствовала радость, волшебство, доброту. Это была интересная и веселая олимпиада».
Фомичева Юля так пишет об олимпиаде по черчению и рисованию: «Пригодится может быть, я художником стану».
Прокопенко Таня: «Я научилась делать из снега фигуры, красить снег. Я красила красками змейку, делал из снега голову и туловище.  Мне нравится делать скульптуры!»
Вороненко Виталина: «На конкурсе я слепила из снега зайчика. Это был цветной, красивый, интересный, яркий конкурс».
Участвовали не только ученики, но и их родители.
Ляля Фатыховна: «Я участвовала в конкурсе «Снежных и ледовых скульптур» во время зимних каникул. Мы с дочерью Сабиной выполняли задания дома и на улице. Мы делали опыты по замораживанию воды, создавали фигуры мультяшных героев. Мне запомнился азарт, вдохновение, соревновательный дух, общение на форуме, а также мой ледяной попугай и снежный удав и творожный домик. Я чувствовала панику, когда не получалось зарегистрироваться на форуме, а потом эмоции зашкаливали в положительном секторе. Особенно, когда отметили званием лауреата в номинации «Дарить радость людям». Хорошо помогает «запускать» творческие процессы и оригинальность мышления. На конкурсе я научилась участвовать на форуме, выкладывать фото и рисунки. Я бы хотела участвовать в профессиональном конкурсе среди психологов».
Юлия Владимировна: «Это был интересно-командный конкурс. В первый день Нового года пошли лепить скульптуры из снега. Я на конкурсе писала сказку про Капитошку, делала домик для Снегурочки из снега, проводила с сыном опыты из снега и льда. Мне запомнилось, что было холодно и весело, много народа, общение. Новые знакомства, каждый делает свое, но все вместе. Я всегда за веселую дружную компанию, когда все вместе. Я вспоминаю это, как новогоднее приключение. Было что-то необычное, родители и дети, педагоги, все дружно делали дело. Мне это помогло при аттестации. Я научилась писать целеполагание, ставить цели и задачи».
Вороненко Виталина : «Я участвовала во Всероссийской эвристической командной олимпиаде «Сударыня». На кружке рисования и на олимпиаде, я думаю, рисую, фантазирую. Я делала из теста цветы, а потом получился букет. Мне запомнилось, как я Юле подарила цветочек из пластилина. Я чувствовала счастье, радость, восторг, восхищение»
Фомичева Юля: «Это был очень веселый и интересный конкурс. Я делала цветочки и стебельки, у нас получился замечательный букет из теста. Я меня был восторг и восхищение. Оглядываясь назад, я чувствую радость, что я в нем участвовала».
Кружковцы принимают активное участие в городских, школьных выставках и конкурсах.
Диплом за победу в номинации «Творческий подход» в городской выставке – конкурса детского творчества «Весеннее вдохновение» в направлении «Изобразительное искусство» получила Мамедова Гюнель. Она вспоминает: «Я научилась рисовать тюльпаны. Надо быть уверенным, дружить и не пугаться, что у тебя не получится!»
Диплом за 2 место в городском конкурсе творческих работ «Ямал глазами детей» в направлении «Изобразительное искусство» получила Хабутдинова Регина. Из воспоминаний: «Рисунок, где я рисовала ненку, это было на кружке. Мне не понравился свой рисунок, но его взяли на выставку. Да, мне очень помогли эти конкурсы. Я начала понимать, что такое вдохновение! А в школе я понимаю, что не важно нравится тебе рисунок или нет, важно, что он нравится другим».
В заключение хочу сказать, что дополнительное образование, действительно дополняет основное. Если в этом году много занятий на кружке было посвящено теме материнства, а потом на уроке чтения, посвященном «Дню матери», дети писали сочинения про маму.
«Мама – это человек, которая подарила тебе жизнь, и очень любит, которая всегда простит и обнимет сильно, сильно и крепко, да и поддержит, пожелает тебе только хорошего».  Снежана
«Моя мама лучшая на свете, она, как солнце, в мире светит. Она самый лучший в мире друг. Как люблю ее руки я». Виталина.
«Мамочка милая
Любит меня!
Она никогда не бросит меня!
Если со мною случится беда,
Она бросит свои все дела.
Побежит ко мне и обнимет меня».