Главные вкладки

    Конспект урока в 3 классе "Родительный падеж имён существительных" УМК Школа России

    Рябых Елена Павловна

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    учитель начальных классов ГБОУ г. Севастополя  СОШ №13  им. А.И. Покрышкина  

    Рябых Елена  Павловна

    Предмет: русский  язык.                                                                                                                                                                                                                                         

    3 КЛАСС   Урок  № 102  УМК «Школа России»

    Тема урока: Родительный  падеж  имён  существительных.

    Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

    Цели:

    • Учиться  распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
    • Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
    • Отрабатывать приём распознавания падежей.
    • Развивать внимание, память, речь.
    • Формировать умение работать в паре.
    • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.

    Формируемые УУД:

    • Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    • Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий).
    • Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре.
    • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

    Планируемые результаты:

    • Предметные результаты: Знать, уметь определять, уметь образовывать существительные в родительном падеже. 
    • Личностные результаты: Уметь проводить самооценку  успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение.
    • Метапредметные результаты: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

    Оборудование:   презентация MIMIOSTUDIO;  карточки для исследовательской  и самостоятельной работы; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 3 класс.2 часть» , Просвещение, 2015; дидактическое пособие «Цветы».

    I. ОРГМОМЕНТ 

    1. Ум и сердце в работу вложи,       

        Каждой секундой  в труде дорожи.

    2.  - Прочитайте орфографически дату.  Запишите.         

      Двенадцатое  февраля     

      Классная работа

    3.  Каллиграфическая минутка

    Задание-напоминание от  Королевы  Письма, Каллиграфии         //   // ее // вв   ев  ве   еве  веет  веер

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

    1. Индивидуальное задание  на карточке один ученик выполняет на скрытой стороне доски : Записать падежи и вопросы к ним.

     2.  Фронтальный опрос Игра «ДА-НЕТ» . Можно  сопровождать   ответ  конкретными примерами.

    - Имена существительные могут быть женского, мужского или среднего рода. (да)

    -Имена существительные изменяются по родам. (нет)

    - Имена существительные могут изменяться по вопросам. (Да. Это называется  СКЛОНЕНИЕ.)

    - В русском языке пять падежей. (нет, шесть)

    3.  Проверка индивидуального задания.

    III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Демонстрация полянки с 6 цветами.

    1.  - Соберите буквы на полянке и составьте из них новое словарное слово. 

      - Определите орфограмму и запишите слово, выделяя  её.

    Запись в тетрадях и на доске.  Словарь: лепесток.

      - Обе безударные Е находятся в корне слова, так как  вся основа «лепесток» является корнем.

    Выделение корня  слова.

     2. Работа в парах.

    - А у нас лепестки разлетелись по вашим столам.    

    -  Выполните задание на карточке: нужно вставить буквы в корне слова и дописать окончание.                       

    -  Ч то нужно помнить, чтобы правильно вставить буквы?   

     (Корень -  неизменяемая часть слова,  обычно пишется одинаково при изменении  формы слова.)

    Им.п.    л..п..сток

    Р.п.        л..п..с..к..

    Д.п.       л..п..с..к..

    В.п.       л..п..сток

    Т.п.    с  л..п..с..к..

    П.п.  на  л..п..с..к..

    Проверка .   

    - Какая ещё орфограмма встретилась ?  (Непроизносимая согласная в корне слова.)

    IV. ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ

    1. - Какой  падеж нам уже хорошо знаком?  Что мы о нём  знаем? 

    Собрать  цветок по лепесткам.

    Имя  существительное в именительном падеже

    • отвечает на вопросы Кто? или  Что?       
    • не имеет предлогов                     
    • к нему можно использовать вспомогательное слово «есть»                
    • в  предложении   является главным членом предложения – подлежащим.

    -  Какое слово пропущено в высказывании на доске?

    « Имена существительные в именительном падеже в единственном числе  - это  …….   форма  имени  существительного »    (начальная).

    2. Демонстрируется интерактивная сюжетная картинка  «У кормушки».                     

     - С  нашей  солнечной цветочной  полянки  мы попадаем   в зимний  парк .                                                                                                                     -  Запишите  названия  птиц  в  начальной  форме.                                                                                                                                                            Дети делают запись в тетрадях, один ученик  -  на доске.      

     Свиристель, синица, воробей, снегирь.

    V. ПОСТАНОВКА  УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

    1. - Закройте глаза. Проверим , как  вы  запомнили  наших  пернатых  гостей.

    Учитель  поочерёдно  убирает птиц  и спрашивает: «Кого нет?»

    Устные ответы : «Нет воробья, нет синицы, нет снегиря».

    - Какую форму существительного вы образовали, отвечая на мои вопросы?

    - Тема урока:  Родительный падеж имён существительных. 

    Прикрепить середину цветка на доску.

    2. - Что мы должны  вспомнить, узнать, выяснить на уроке ?  

    На доску  прикрепить   пустые  лепестки :

    1.На какие вопросы отвечает?

    2.С  какими  предлогами  употребляется?

    3. Какое  вспомогательное   слово  имеет  родительный падеж?

    4. Какую  роль  имена  существительные  в  родительном падеже  играют   в  предложении?

    5. Какие  окончания  у  имён  существительных  в родительном  падеже? 

    - Чтобы ответить на эти вопросы нужно уметь распознавать и  образовывать имена существительные в родительном падеже.

    VI. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

    - На какой вопрос мы уже твёрдо знаем ответ?

    Имена существительные в родительном падеже  отвечают на вопросы  КОГО? ЧЕГО? (переворачивается соответствующий лепесток)

    - Какое вспомогательное слово я использовала, чтобы задать вам этот вопрос? НЕТ. (переворачивается соответствующий лепесток)

    ФИЗМИНУТКА  «Хочу быть птичкой».

    Я по улице гулял
    (Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. )

    Галок и ворон считал
    (Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)

    Раз, два, три, четыре, пять
    (Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)

    Буду я считать опять –
    (Загибать пальцы с мизинца. )

    Рот открыл, смотрю я в небо
    (Открыть рот, поднять голову вверх .)

    Вправо-влево. Я там не был.
    (Повороты головы. Поднимание плеч. Отрицательное покачивание головой. )

    Птичкой захотел я стать.   И руками стал махать.
    (Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. )

    Крылья вверх и крылья вниз
    (Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. )

    Только слышно ветра свист.
    (Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)

    Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
    (Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

    Но пришлось за парту сесть.

     Поиск предлогов. 

    - Шуточное стихотворение Татьяны Рик из книги «Имя существительное»  подскажет нам , с какими  предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже.

    Выписать имена существительные в родительном падеже, подчёркивая  предлоги.  Работа по цепочке.

    Я из дома убежал, 
    Я до вечера гулял, 
    С дерева в сугроб сигал,
    Без уроков жить мечтал.
    Для коллекции снежинки языком  я собирал.
    Около костра плясал
    И вокруг двора скакал, 
    Мне уроки надо делать?
    Я на это наплевал.
    Вот стою я у доски
    И вздыхаю от тоски.

    Из дома,  до вечера,  с дерева,  без уроков,  для коллекции, около костра,  вокруг  двора, у доски, от тоски.

    Родительный  падеж  самый  «богатый» на предлоги. Их у него 9. (переворачивается соответствующий лепесток).

    СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

    Предлоги «около» и «вдруг» являются сложными предлогами, их  написание требует запоминания.                                                                                          

    Допишите их в словарную работу, выделяя орфограмму.  около, вокруг.

    - Какие  ещё вопросы заметили ?  ГДЕ? ОТКУДА?  Это  смысловые вопросы. (заменить соответствующий лепесток).

    - Какие окончания вы наблюдаете в записанных словах? Выделить. ( -а; -ов; -и).

    VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    1. Теперь пришла пора самим потренироваться образовывать форму родительного  падежа.

    Учитель диктует : ручей, Севастополь, лещ, пальто, граммы, задачи.

    Дети записывают в форме родительного падежа. Один ученик – на доске.

    Ручья, Севастополя, леща, пальто, граммов, задач .   (постановка вопроса о необходимости мягкого знака  в  последнем слове)

    Новая орфограмма : учебник с.45.

    2.  Упражнение 78.

    - Какая  пословица  может  служить  девизом для  ученика? (1,3,6,4)                                                                                                                                                                         

    - Списать  пословицы, в которых все имена существительные в форме родительного падежа. Как их определить? (задать вопрос).                                                    

    Без терпенья  нет уменья. До поры  до времени  не  сеют семени.                                                                                                                               

    - Укажите над этими словами падеж. (Р.п.) Можно ли сказать , что они являются главными членами предложения?

    3. Сделать вывод: Имена существительные в родительном падеже  являются  второстепенными членами предложения. (переворачивается соответствующий лепесток)

    РЕЗЕРВ     

    Упражнение.80.                                                                                                                                                                                                                       1. Выписать загадку с новым словарным словом.             Около проруби сидят белые голуби. (Зубы)                                                                           Определить падеж  выделенного имени существительного. проруби (Р.п.). Какую роль играет это существительное в предложении?

    2. Какая  загадка является одновременно скороговоркой?         От  топота  копыт  пыль по полю летит.

    3. Звукобуквенный разбор  слова «пыль». Но нас опередил  Витя  Перестукин. Найдите ошибки.

    VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Задание из упражнения 81 показать на интерактивной доске.

    -  Обратите внимание на задание. Что нужно сделать перед тем, как  списывать текст. Озаглавить.

    - Третье задание письменное или устное?

    Запишите домашнее задание : правило с.44,45, упр.81, словарь: Р.п. с предлогами.

    VIII.  ИТОГ УРОКА

    1. Соберём наш багаж знаний  (озвучить лепестки).

    2. РЕФЛЕКСИЯ

    Оцените свою работу на уроке одним предложением.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ryabyh_rodit._padezh.docx29.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    учитель начальных классов ГБОУ г. Севастополя  СОШ №13  им. А.И. Покрышкина  

    Рябых Елена  Павловна

    Предмет: русский  язык.                                                                                                                                                                                                                                          

    3 КЛАСС   Урок  № 102  УМК «Школа России»

    Тема урока: Родительный  падеж  имён  существительных.

    Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

    Цели:

    • Учиться  распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
    • Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
    • Отрабатывать приём распознавания падежей.
    • Развивать внимание, память, речь.
    • Формировать умение работать в паре.
    • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.

    Формируемые УУД:

    • Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    • Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий).
    • Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре.
    • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

    Планируемые результаты:

    • Предметные результаты: Знать, уметь определять, уметь образовывать существительные в родительном падеже.  
    • Личностные результаты: Уметь проводить самооценку  успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение.
    • Метапредметные результаты: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

    Оборудование:   презентация MIMIOSTUDIO;  карточки для исследовательской  и самостоятельной работы; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 3 класс.2 часть» , Просвещение, 2015; дидактическое пособие «Цветы».

    I. ОРГМОМЕНТ  

    1. Ум и сердце в работу вложи,                                                                                                                                                                                                                        Каждой секундой  в труде дорожи.

    2.  - Прочитайте орфографически дату.  Запишите.                                                                                                                                                                       Двенадцатое  февраля                                                                                                                                        Классная работа

    3.  Каллиграфическая минутка

    Задание-напоминание от  Королевы  Письма, Каллиграфии                                                                                                                                                                    //   // ее // вв   ев  ве   еве  веет  веер

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

     

    1. Индивидуальное задание  на карточке один ученик выполняет на скрытой стороне доски : Записать падежи и вопросы к ним.

     2.  Фронтальный опрос Игра «ДА-НЕТ» . Можно  сопровождать   ответ  конкретными примерами.

    - Имена существительные могут быть женского, мужского или среднего рода. (да)

    -Имена существительные изменяются по родам. (нет)

    - Имена существительные могут изменяться по вопросам. (Да. Это называется  СКЛОНЕНИЕ.)

    - В русском языке пять падежей. (нет, шесть)

    3.  Проверка индивидуального задания.

    III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Демонстрация полянки с 6 цветами.

    1.  - Соберите буквы на полянке и составьте из них новое словарное слово.  

      - Определите орфограмму и запишите слово, выделяя  её.

    Запись в тетрадях и на доске.  Словарь: лепесток.

      - Обе безударные Е находятся в корне слова, так как  вся основа «лепесток» является корнем.

    Выделение корня  слова.

     2. Работа в парах.

    - А у нас лепестки разлетелись по вашим столам.    

    -  Выполните задание на карточке: нужно вставить буквы в корне слова и дописать окончание.                       

    -  Ч то нужно помнить, чтобы правильно вставить буквы?                                                                                                                                                                        (Корень -  неизменяемая часть слова,  обычно пишется одинаково при изменении  формы слова.)

    Им.п.    л..п..сток

    Р.п.        л..п..с..к..

    Д.п.       л..п..с..к..

    В.п.       л..п..сток

    Т.п.    с  л..п..с..к..

    П.п.  на  л..п..с..к..

    Проверка .                                                                                                                                                                        - Какая ещё орфограмма встретилась ?  (Непроизносимая согласная в корне слова.)

    IV. ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ

    1. - Какой  падеж нам уже хорошо знаком?  Что мы о нём  знаем?  

    Собрать  цветок по лепесткам.

    Имя  существительное в именительном падеже

    • отвечает на вопросы Кто? или  Что?        
    • не имеет предлогов                      
    • к нему можно использовать вспомогательное слово «есть»                
    • в  предложении   является главным членом предложения – подлежащим.

    -  Какое слово пропущено в высказывании на доске?

    « Имена существительные в именительном падеже в единственном числе  - это  …….   форма  имени  существительного »    (начальная).

    2. Демонстрируется интерактивная сюжетная картинка  «У кормушки».                      

     - С  нашей  солнечной цветочной  полянки  мы попадаем   в зимний  парк .                                                                                                                                                  -  Запишите  названия  птиц  в  начальной  форме.                                                                                                                                                                                         Дети делают запись в тетрадях, один ученик  -  на доске.      

     Свиристель, синица, воробей, снегирь.

    V. ПОСТАНОВКА  УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

    1. - Закройте глаза. Проверим , как  вы  запомнили  наших  пернатых  гостей.

    Учитель  поочерёдно  убирает птиц  и спрашивает: «Кого нет?»

    Устные ответы : «Нет воробья, нет синицы, нет снегиря».

    - Какую форму существительного вы образовали, отвечая на мои вопросы?

    - Тема урока:  Родительный падеж имён существительных.  

    Прикрепить середину цветка на доску.

    2. - Что мы должны  вспомнить, узнать, выяснить на уроке ?  

    На доску  прикрепить   пустые  лепестки :

    1.На какие вопросы отвечает?

    2.С  какими  предлогами  употребляется?

    3. Какое  вспомогательное   слово  имеет  родительный падеж?

    4. Какую  роль  имена  существительные  в  родительном падеже  играют   в  предложении?

    5. Какие  окончания  у  имён  существительных  в родительном  падеже?  

    - Чтобы ответить на эти вопросы нужно уметь распознавать и  образовывать имена существительные в родительном падеже.

    VI. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

    - На какой вопрос мы уже твёрдо знаем ответ?

    Имена существительные в родительном падеже  отвечают на вопросы  КОГО? ЧЕГО? (переворачивается соответствующий лепесток)

    - Какое вспомогательное слово я использовала, чтобы задать вам этот вопрос? НЕТ. (переворачивается соответствующий лепесток)

    ФИЗМИНУТКА  «Хочу быть птичкой».

    Я по улице гулял
    (Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. )

    Галок и ворон считал
    (Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)

    Раз, два, три, четыре, пять
    (Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)

    Буду я считать опять –
    (Загибать пальцы с мизинца. )

    Рот открыл, смотрю я в небо
    (Открыть рот, поднять голову вверх .)

    Вправо-влево. Я там не был.
    (Повороты головы. Поднимание плеч. Отрицательное покачивание головой. )

    Птичкой захотел я стать.   И руками стал махать.
    (Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. )

    Крылья вверх и крылья вниз
    (Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. )

    Только слышно ветра свист.
    (Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)

    Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
    (Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

    Но пришлось за парту сесть.

     Поиск предлогов.  

    - Шуточное стихотворение Татьяны Рик из книги «Имя существительное»  подскажет нам , с какими  предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже.

    Выписать имена существительные в родительном падеже, подчёркивая  предлоги.  Работа по цепочке.

    Я из дома убежал, 
    Я
    до вечера гулял, 
    С дерева в сугроб сигал,
    Без уроков жить мечтал.
    Для коллекции снежинки языком  я собирал.
    Около костра плясал
    И
    вокруг двора скакал, 
    Мне уроки надо делать?
    Я на это наплевал.
    Вот стою я
    у доски
    И вздыхаю
    от тоски.

    Из дома,  до вечера,  с дерева,  без уроков,  для коллекции, около костра,  вокруг  двора, у доски, от тоски.

    Родительный  падеж  самый  «богатый» на предлоги. Их у него 9. (переворачивается соответствующий лепесток).

    СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

    Предлоги «около» и «вдруг» являются сложными предлогами, их  написание требует запоминания.                                                                                          

    Допишите их в словарную работу, выделяя орфограмму.  около, вокруг.

    - Какие  ещё вопросы заметили ?  ГДЕ? ОТКУДА?  Это  смысловые вопросы. (заменить соответствующий лепесток).

    - Какие окончания вы наблюдаете в записанных словах? Выделить. ( -а; -ов; -и).

    VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    1. Теперь пришла пора самим потренироваться образовывать форму родительного  падежа.

    Учитель диктует : ручей, Севастополь, лещ, пальто, граммы, задачи.

    Дети записывают в форме родительного падежа. Один ученик – на доске.

    Ручья, Севастополя, леща, пальто, граммов, задач .                                          (постановка вопроса о необходимости мягкого знака  в  последнем слове)

    Новая орфограмма : учебник с.45.

    2.  Упражнение 78.

    - Какая  пословица  может  служить  девизом для  ученика? (1,3,6,4)                                                                                                                                                                          

    - Списать  пословицы, в которых все имена существительные в форме родительного падежа. Как их определить? (задать вопрос).                                                    

    Без терпенья  нет уменья. До поры  до времени  не  сеют семени.                                                                                                                              

    - Укажите над этими словами падеж. (Р.п.) Можно ли сказать , что они являются главными членами предложения?

    3. Сделать вывод: Имена существительные в родительном падеже  являются  второстепенными членами предложения. (переворачивается соответствующий лепесток)

    РЕЗЕРВ                                                                                                                                                                                                                                              

    Упражнение.80.                                                                                                                                                                                                                                                

    1. Выписать загадку с новым словарным словом.                                                                                                  Около проруби сидят белые голуби. (Зубы)                                                      Определить падеж  выделенного имени существительного. проруби (Р.п.). Какую роль играет это существительное в предложении?

    2. Какая  загадка является одновременно скороговоркой?                                                                                      От  топота  копыт  пыль по полю летит.

    3. Звукобуквенный разбор  слова «пыль». Но нас опередил  Витя  Перестукин. Найдите ошибки.

    VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Задание из упражнения 81 показать на интерактивной доске.

    -  Обратите внимание на задание. Что нужно сделать перед тем, как  списывать текст. Озаглавить.

    - Третье задание письменное или устное?

    Запишите домашнее задание : правило с.44,45, упр.81, словарь: Р.п. с предлогами.

    VIII.  ИТОГ УРОКА

    1. Соберём наш багаж знаний  (озвучить лепестки).

    2. РЕФЛЕКСИЯ

    Оцените свою работу на уроке одним предложением.