Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе при работе с детьми с ОВЗ
Актуальность
ФГОС второго поколения определяет одним из приоритетных вопросов - сохранение и укрепление здоровья детей. За последние годы доля детей в начальной школе с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%. 40 % детей Самарской области имеют те или иные заболевания, из них 9500 - дети-инвалиды.
На территории нашего поселения Воротнее находится Сергиевский пансионат для детей инвалидов, где проживают 150 детей-инвалидов с умственной отсталостью, из них 101 ребенок с 01.09.2016 года зачислен в ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее и обучаются, как на дому, так и в школе. .
Проблема. Ряд выявленных причин и вышеуказанных фактов обострили актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ в начальной школе.
Новизна
Для решения этой актуальной проблемы перед собой я поставила цель - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся с ОВЗ (физического, психологического, нравственного).
Свою педагогическую деятельность выстраиваю по следующим направлениям:
- использование современных образовательных программ, методик и технологий;
- создание морально – психологического климата;
- использование рационального режима дня, труда и отдыха;
- создание санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.
Методы работы: педагогические, психологические, медицинские.
Технологии: технологии развивающего обучения; технологии уровневой дифференциации обучения; педагогика сотрудничества; технология раскрепощённого развития детей.
Основные формы работы: конкурсы, соревнования, заочные путешествия, праздники, игры, игровые программы и т.д.
Планируемые результаты: снижение случаев простудных заболеваний; повышение уровня физического и психологического здоровья учащихся, повышение уровня адаптированности к учебному процессу.
Где и как используются здоровьесберегающие технологии
Технология развивающего обучения (ТРО)
В своей работе использую интегрировано:
• «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва.
• Программы кружков внеурочной деятельности: «Калейдоскоп замечательных игр», «Здоровейка», «Школа общения».
• СИПРы на каждого обучающего.
Технология уровневой дифференциации обучения
На всех занятиях использую дифференцированный подход (работа в группах, парах, индивидуальная работа по карточкам, письмо по обводке и образцу и т.д.), на коррекционных занятиях (уроки смены деятельности в спортивном зале, упражнения с пиктограммами, работа с конструктором).
Технология раскрепощённого развития детей
Перед занятиями ежедневно провожу первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие, сидя на ковре.
Рационально распределяю время на каждом этапе занятия.
Для повышения работоспособности детей провожу физкультминутки, включая физические и танцевальные упражнения, игры, хоровое пение, самомассаж под музыку.
Также в состав упражнений для физкультминуток включаю:
- упражнения по формированию осанки, укреплению зрения (тренажёр Базарного), мышц рук и позвоночника;
- упражнения с маленькими человечками;
- пальчиковую гимнастику (флажок, шарик, птичка, птенчики в гнезде и т.д.);
- упражнения для ног на ковре (велосипед, мельница, барабанщик и т.д.);
- кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (кулак-ребро-ладонь, колечко и т.д.);
- релаксационные упражнения для мимики лица (собака, любопытный и т.д.);
- психогимнастику (холодно-жарко, весёлая пчелка и т.д.).
Педагогика сотрудничества
Ежегодно совместно с детьми, с помощью администрации поселения Воротнее, администрации Сергиевского пансионата для детей инвалидов на территории школы проходят «Дни Здоровья», акции «Дети-детям», спортивно-массовые соревнования «Движение – это жизнь». Несколько лет подряд под моим руководством, совместно с руководителем кружка «Православная культура» и учащимися моих классов, были организованы в Сергиевский пансионат выездные представления «Рождество», «Праздник пасхи в детском доме» с коллективными играми и чаепитием.
Реальный результат деятельности
По результатам листка здоровья в классном журнале и результатам ПМПК видно, что уровень физического здоровья учащихся с ОВЗ на начало 2017-18 уч. года сохранён.
Уменьшаются случаи простудных заболеваний с 5 до 4.
Наблюдается положительная динамика в улучшении психологического здоровья учащихся, снижается уровень агрессивности и тревожности.
Вывод: наблюдается повышение всех уровней здоровья учащихся, дети приобщаются к здоровому образу жизни и успешно адаптируются в образовательном пространстве.
- Мне нравится (1)