Проблемы формирования качественной устной речи младших школьников

Селезнева Инесса Анатольева

Проблемы формирования качественной устной речи младших школьников

 

Одним из главных способов взаимосвязи между людьми, опосредованной языком, является речь, которая сложилась исторически в процессе многовековой деятельности человека. Всем известно, что такие понятия как «речь» и «язык» находятся в неразрывной связи между собой, однако каким конкретно образом связаны эти определения, наука и по сей день не может дать нам четкого ответа. Некоторые ученые и вовсе считая эти понятия синонимами (то есть язык – это и есть речь), другие же рассматривают с точки зрения противопоставления. Впоследствии язык становится предметом изучения лингвистики, как явление непсихологическое, надындивидуальное, имеющее внутреннюю организацию, состоящую из входящих в неё элементов.  Язык – это средство осуществления мышления и общения человека. А ещё именно освоение родного языка индивидом ведёт к становлению речи и образованию мышления.

Речь долгое время не изучалась как отдельный феномен. Изучение речи начинается активно только к XX веку. Речь начинает изучаться в рамках психологии, затем – психолингвистики, как науки, изучающей природу языка и речи. Речь здесь рассматривается с обеих сторон.  

По мнению Н.В. Багичевой, «с точки зрения лингвистики, речь предстаёт в виде явления семиотического (знакового) характера. Речевые знаки в этом случае связывают понятие и его акустический или графический образ. Это языковой код, действующая языковая система, то средство, при помощи которого человек мыслит и осуществляет общение с миром и другими людьми» [4, 109].

Так же автор отмечает, что «с точки зрения психологии, речь рассматривается как явление человеческой психики. И здесь речь предстает как определенный психический процесс» [4, 112].

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский выделяет высшие психологические функции, отличающие человека от других живых существ. К основным таким функциям он и относит речь и письмо. Л.С. Выготский обращает внимание, на то, «что речь является сложным психическим процессом, формируемым на протяжении всей жизни человека. Она социальна по своему происхождению, произвольна в своем осуществлении и опосредована по психологическому строению. Речь является основным аспектом в формировании памяти, мышления, творческого развития и других психологических процессов» [12, 288].

Только рассматривая речь с точки зрения психологии, можно дать ей наиболее обширную и полную характеристику. Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения. Как отмечает В.П. Глухов, «речевая деятельность человека – это особая сознательная деятельность, характеризующаяся своей сложностью и специфической формой организации» [13, 309].

В.П. Канакина подчеркивает особую специфику речи как деятельности. Автор считает, что «речевую деятельность нет смысла сравнивать с такими видами деятельности, как, к примеру, труд и игра». В.П. Канакина пишет, что речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого» [21, 77].

Н.И. Кургина выделяет «два основных взаимосвязанных элемента, входящих в состав речи: порождение сообщения и его восприятие. В свою очередь, процесс восприятия так же включает в себя две составляющие: прием воспринятого сообщения и его анализ» [24, 34]. Н.И. Кургина также выделяет «два субъекта, принимающих участие в речи. Первый субъект формирует речевое высказывание, второй - воспринимает его. При этом речь может выступать не только средством общения, но и средством регуляции и контроля собственной деятельности человека» [24, 35].

Многие ученые-лингвисты обращают наше внимание, что в процессе речевого взаимодействия людей, речь реализуется в таких видах, как говорение, слушание, письмо, чтение. Так,  Т.А. Ладыженская выносит «следующие основания для выделения видов речевой деятельности:

- форма общения (выделяет устную (непосредственную) и письменную (опосредованную));

- направленность речевого высказывания (выделяет два направления: «от мысли к слову» и «от слова к мысли») [28, 199].

 В работе Т.В. Лошаковой можно выделить интересное суждение: «В зависимости от основания их определения виды речевой деятельности попарно объединяются определенным образом: говорение нужно объединить со слушанием, письмо с чтением. Объединение в зависимости от формы общения происходит следующим образом: говорение с письмом, слушание с чтением» [34, 32].

Особенно важен в изучении речи в настоящее время феномен детской речи. Формирование речи ребенка – это трудоемкий и многоэтапный процесс. И.А. Сафронова выделяет «четыре основных этапа формирование речи:

- подготовительный этап (до года);

- преддошкольный этап первоначального овладения языком (до трех лет);

- дошкольный этап (до семи лет);

- школьный» [57, 13].

Нам особенно важно уделить внимание школьному этапу формирования детской речи.

Как только ребенок идет в школу, его речь начинает всячески перестраиваться. Если раньше задача ребенка была только воспринимать и различать звуки, то с приходом в первый класс ситуация меняется. Школьник младших классов начинает самостоятельно использовать языковые средства. Но речь ребенка не перестраивается сама по себе. Изменения происходят только с возникновением нужных для этого условий.

Как говорит А.И. Скоробогатова, «для возникновения и становления речевой функции необходимо нормальное анатомическое строение артикуляционного аппарата, зрелость органов чувств, а главное – нормальная сформированность головного мозга (в особенности его речедвигательного и речеслухового анализаторов) и всей нервной системы в целом» [50, 41].

Для развития речи ребенка большое значение имеет его психофизиологическое здоровье. Важно состояние высшей нервной деятельности ребенка, высших психических процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление), а также его соматический статус.

Помимо физиологических функций существуют и иные основы становления речевой деятельности. Речь не сможет полноценно развиваться без контакта ребенка с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Осознанное и разумное усвоение речи – характерная особенность этого периода. Сильное влияние оказывает на развитие ребенка письменная речь, которая является для малыша совершенно новым видом деятельности.

Как же можно определить, достаточно развита речь школьника или нет? Мнения ученых на этот счет различаются.

Так, В.И. Максимов считает, что «развитость речи ребенка в первую очередь определяется тем, насколько грамотно построено предложение, насколько оно насыщенно второстепенными членами, содержит ли оно разнообразные синтаксические формы, старается ли ребенок воздействовать на чувства окружающих, проявляет ли фантазию и оригинальность» [49, 67].

В.Я. Ляудис придерживается мнения, что «качество речи младшего школьника нужно оценивать по разнообразию синтаксических конструкций, по наличию или отсутствию речевых недочетов, по интонации текста и предложения» [38, 50].

Такие ученые, как М.Л. Кусова, К.Д. Табатчикова для рассмотрения уровня развития речи младших школьников используют следующие критерии: «полнота содержания, логичность высказывания, связность изложенного, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство» [25, 7].

Н.И. Жинкин характеризует «уровень развития речи учеников младших классов с помощью различных критериев:

- содержательно ли высказывание ученика?

- выстроена ли речь ученика в логической последовательности?

- соблюдается ли точность высказывания?

- использует ли ученик различные средства выразительности?

- ясна ли речь ученика для собеседника?

- правильно ли ученик строит свою речь? (учитывается соответствие произносительной и орфоэпической норм)» [15, 121].

Таким образом, учитывая мнения педагогов и методистов, можно вывести следующие признаки качественной речи младших школьников:

1. Правильность речи. А.А. Залевская дает следующее понятие правильности речи – это «соответствие речи ее орфографической, лексической и грамматической структуре, а также принятым в языке литературным нормам. Правильность отражает качество речи, а качество речи, в свою очередь, есть база для богатства, выразительности и логичности речи» [16, 77].

2. Точность речи. В работе А.А. Залевской мы находим следующее понятие точности речи – это «особое коммуникативное качество речи, главная особенность которого – соответствие коммуникативного замысла говорящего и отражаемой действительности» [16, 80]. Точность речи будет достигнута в том случае, когда ребенок начнет правильно понимать значения слов, грамотно употреблять их в своей речи, правильно сочетать слова в предложении, правильно разграничивать контексты употребления слов, подбирать синонимы.

3. Уместность речи. Е.В. Архипова считает, что «уместность речи – это строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата» [3, 150]. Предполагается, что школьник должен понимать, как пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Е.В. Архипова выделяет «уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую». Педагог так же отмечает, что «школьник младших классов должен чувствовать ситуацию и понимать, какие стилистические особенности слов и устойчивых речевых оборотов стоит применить» [3, стр.152].

4. Богатство речи – особый набор лексических, грамматических, стилистических средств, используемых отдельным человеком в соответствии с определенной ситуацией. Богатство речи можно определить как «способность, позволяющую ученику выражать одну и ту же мысль разными способами. Богатство речи характеризуется обилием различных используемых средств выразительности, синонимов, способов построения высказывания и организации всего текста в целом» [3, стр.161].

Как отмечает Л.Ф. Климанова, «для того, чтобы речь школьника становилась богаче, следует приобщать его к чтению художественной литературы, средств массовой информации, нужно обращать внимание ученика на грамматические и стилистические тонкости читаемых им текстов, на оттенки значений слов, предотвращать появление в его речи штампов и избитых фраз» [33, 181].

5. Выразительность речи. Е.В. Архипова считает, что выразительность речи – это «выбор языковых средств, позволяющий усилить впечатление от высказывания, оказывать влияние на разум и чувства адресата, поддержать его внимание и интерес». Речь школьника будет выразительной, если «он начнет активно использовать мышление, будет уверен в значимости своих слов, сумеет необычно и интересно передать содержание своей мысли, используя при этом изобразительно-выразительные средства языка, пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы» [3, 165].

6. Чистота речи – отсутствие засоряющих речь слов, слов-паразитов, нелитературных слов. Как отмечает А.А. Леонтьев, «речь школьника можно назвать чистой в том случае, если он будет знать стилистическую характеристику используемых им слов, будет избегать ненужных повторений, многословия, слов-паразитов» [43, 117].

7. Логичность речи – «особое коммуникативное качество речи, которое предполагает умение ученика последовательно, непротиворечиво и аргументировано излагать ее содержание. Речь школьника можно назвать выстроенной логически, как только ученик будет обращать внимание на целостность текста, ясность и связность своим мыслей» [43, 128].

8. Ясность речи – это качество речи, состоящее в том, что речь требует минимум усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания. Школьник должен сделать свою речь удобной и доступной для понимания вне зависимости от сложности ее содержания. Поэтому ученик младших классов должен обращать внимание на то, чтобы его речь была точной, правильной и понятной для собеседника.

Вывод. Проанализировав особенности речевой деятельности, мы пришли к следующим выводам. Речь является исторически сложившейся в процессе материальной преобразующей деятельности формой коммуникации между людьми, опосредованной языком. Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения и описывает речевую деятельность человека как особую сознательную деятельность, характеризующуюся своей сложностью и специфической формой организации.

Речь как сложная психическая деятельность реализуется в таких видах, как говорение и слушание, письмо и чтение и включает в себя два взаимосвязанных процесса: порождения сообщения и его восприятия. Таким образом, обратив внимание на школьный этап формирования речевой деятельности, нами на основе анализа трудов лингвистов и методистов были выявлены характеристики качественной речи: правильность, точность, чистота, ясность, логичность, богатство, выразительность. Эти качества обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры человека.