5 советов, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения

Кравченко Екатерина Максимовна

Совет первый: не надо учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учите таблицу постепенно.

image Совет второй: объясните ребёнку смысл действия умножения и научите этим пользоваться при вычислениях. Умножение – это повторение одинаковых слагаемых. 7 умножить на 3 – это значит, что число 7 мы должны взять 3 раза: 7 х 3 = 7 + 7 + 7. Понимая смысл действия умножения, ребёнок сможет найти результат даже в ситуации, когда он забыл какой-то случай из таблицы. Например, забыв результат умножения числа 4 на 8, можно заменить умножение сложением и найти произведение: 4 ∙ 8 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 32. Научите также применять переместительное свойство умножения, тогда результат можно найти ещё быстрее: 4 х 8 = 8 х 4 = 8 + 8 + 8 + 8 = 32. К тому же, усвоив переместительное свойство умножения, ребёнок поймёт, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, так как 4 х 8 – то же самое, что 8 х 4. Понимая смысл действия умножения, можно использовать для вычислений предыдущие или последующие табличные случаи. Например, забыв результат умножения числа 4 на 8, ребёнок может помнить, что 4 х 7 = 28 или 4 х 9 = 36. Тогда можно действовать следующим образом: 4 х 8 = 4 х 7 + 4 = 28 + 4 = 32 или 4 х 8 = 4 х 9 - 4 = 36 - 4 = 32. Или так: 4 х 8 = 4 х 10 - 4 - 4 = 40 - 4 - 4 = 32.

image Совет третий: познакомьте ребёнка с правилами умножения на число 1, на число 10, а также с некоторыми закономерностями таблицы. Эти знания упростят её запоминание. imageПри умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали. image Все результаты умножения на 10 начинаются с числа, которое мы умножаем, а заканчиваются на 0. image Все результаты умножения на 5 оканчиваются на 5 или 0: если умножали нечётное число – на 5, если чётное – на 0. image Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 на 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24. image Чтобы запомнить случаи умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.

image Совет четвёртый: познакомьте ребёнка с таблицей Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Для начала разберитесь с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице вниз и вправо от множителей до места пересечения, где и будет расположен результат умножения. Хороший приём: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет вычислять результат, но какие-то случаи в ходе работы непременно запомнятся. Далее таблицу Пифагора можно использовать для проверки правильности данного ответа.

image Совет пятый: пользуйтесь нестандартными методами запоминания. Используйте наглядность, стихи, игры. Тогда работа с таблицей умножения увлечёт ребёнка. Игра «карточки»: подготовьте карточки со случаями умножения без ответов. Перемешайте их. Ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, то откладывает карточку в сторону, неправильный — возвращает в стопку. Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание улучшить свой вчерашний рекорд. Можно вместо карточек с выражениями подготовить карточки с ответами. Например, на карточке написано число 24. Ребёнок должен назвать несколько случаев, в которых результатом умножения будет это число. Желаю успехов!

 

Комментарии

ДОЛГИХ  ЕЛЕНА  НИКОЛАЕВНА

Екатерина Васильевна, большое спасибо за интересный материал!