Урок развития речи

Кравченко Екатерина Максимовна

Уроки развития речи в начальной школе.

Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Не обладая связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности, развивая УУД.

В 3 классе в рабочей программе отводится 20 часов. Продолжается работа над структурой текста, начатой во 2 классе: подбор заголовка для текста, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Происходит знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы, а также знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Большое внимание отводится созданию собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

1.

Текст, признаки и типы.

2.

Текст и его заголовок

3.

Заглавие и начало текста.

4.

Деление текста на абзацы.

5.

Правила написания писем.

6.

Правила написания писем. Самостоятельная работа.

7.

Правила написания писем.

8.

Правила написания писем.

9.

Заглавие и план текста. Тексты-повествования и тексты описания.

10.

Учимся писать изложение.

11.

Учимся писать изложение.

12.

Правила написания писем.

13.

Работа с текстом.

14.

Работа с текстом.

15.

Учимся писать изложение.

16.

Учимся писать изложение.

17.

Изложение с элементами сочинения.

18.

Контрольное иложение.

19.

Учимся писать сочинение.

20.

Учимся писать сочинение.

Рассмотрим фрагмент урока развития речи.

- Познакомимся с легендой. Прочитайте текст упражнение 2.

Бирюза - драгоценный камень, многие его считают самым красивым изо всех ювелирных камней. Самая красивая бирюза голубого цвета. Бывает она и зелёной, и тёмно - зелёной, даже коричневой или белой как мел.

Ещё в древние времена заметили, что бирюза меняет цвет: Белая становится голубой, голубая может окраситься в зелёный цвет. В легендах и преданиях по-разному рассказано об изменениях цвета бирюзы. Вот как об этом повествуется в армянской легенде.

Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Но силы были неравны. Когда защитников осталось совсем мало, они отправили женщин и детей в горы, а сами продолжали сражаться. Все пали в том бою. Тогда чужеземцы бросились в горы. Завидев врагов, женщины с детьми спрятались среди камней, вжались в расщелины и стали молить богов о помощи. Боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин в небесно-голубую, старух - в зелёную, а детей - в белую. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.

- Как легенда объясняет происхождение бирюзы ?

- Как озаглавим текст ? Запишем заголовок.

- Составим план и запишем его в тетрадях.

1. Бирюза - драгоценный камень.

2. Голубая бирюза - самая красивая.

3. Бирюза меняет цвет.

4. Легенда о бирюзе.

- Можно считать план рассказа сжатым пересказом текста ?

- Хочется ли рассказать легенду о бирюзе ?

Орфографическая подготовка.

- Чтобы написать текст правильно, без ошибок, давайте подготовимся.

- Составим таблицу:

Кто ? Что ?

Какой ? Как ?

Что делали ?

Мужчины-воины,

защитники,

они

Совсем мало

Бились, преграждая путь,

отправили,

продолжали сражаться,

пали

Враги,

чужеземцы,

чёрные скалы

наступавшие

Бросились,

охранять

Женщины,

дети,

старухи,

бирюза

Молодые, небесно-голубая,

Белая,

Зелёная,

прекрасная

Спрятались,

вжались,

стали молить,

превратились

Боги

 

Сжалились,

превратили

Пересказ текста.

- Прочитайте последнюю часть и, опираясь на таблицу, запишите по памяти последний абзац.

- Как можно начать пересказ ? ( По одной легенде., Вот как об этом повествует армянская легенда., Однажды.)

- Обратите внимание на подсказку в учебнике:

! Когда ты что-то пишешь, помни: твой текст предназначен для чтения. Ты должен заинтересовать читателя.

Таким образом, уроки развития речи направлены на развитие личности каждого ученика. В этой работе ученики учатся строить речевые высказывания на заданную тему, учатся сотрудничать с другими учениками в классе и учителем, учатся анализировать свою деятельность и деятельность других, учатся осознавать ответственность за порученное дело, учатся оценивать свою деятельность. У детей формируются коммуникативные умения и развиваются творческие способности. Они учатся спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать свое предположение, т.е учатся коммуникативным умениям, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.