СЛОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна

                Гиззатуллина Э. М.

г. Агрыз,  МБОУ гимназия №1,

учитель начальных классов,

 

СЛОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

 

        Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей и  подростков. Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.  Важную роль в воспитании, организации занятости, про­филактике правонарушений среди подростков отводится системе образования, которая решает проблемы социальной адаптации подростков.  Деятельность общеобразовательных учреждений уве­личивает пространство, в котором дети и подростки могут развивать свою творческую активность.       

    Трудно подрастающему поколению как им защититься от СМИ.  Сможет ли молодое поколение устоять от желания, где взять силы маленькому человеку, вступившему на жиз­ненный путь? Как помочь нашим детям, которые могут стать или созидателями, или разрушителями будущего? Какие ориентиры и идеалы должны стать духовными образцами? Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста. В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими. Подросток не  готовится жить - он живет, и каким вырастет – трудолюбивым или нет - во многом зависит от окружающей его эстетической  среды. Ребенку от природы даны эстетические интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонек разгорался ярче и ярче.

      Одна из самых болезненных проблем, переживаемых россий­ским обществом, - потеря ценностных ориентиров у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизация нации, нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Одним из первых  и важных социальных институтов для человека является семья- именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения. В семье ребенок получает первые навыки  общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит  воспитание, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей. Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.

         Среди институтов социализации, обуславливающих усвоения ребенком социального опыта, особое место занимает школа. Она помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через все ступени образования, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

       Социальная адаптация, психолого-педагогическая поддерж­ка, продуктивная организация свободного времени, «ситуация успеха» и многое другое, что в полной мере предоставляет образовательная среда. Именно это обстоятельство ставит разви­тие системы общего и дополнительного образования и  воспитания детей в ряд приоритетов государственной политики.

      В условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает предметом межнационального общения. Следовательно, национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал.

Татарстан находится на стыке различных культур: татарской, марийской, русской, чувашской, удмуртской. Очень важно, чтобы дети знали свой  родной язык, культуру, обычаи своей нации. Знание культуры своего народа меняет психологический статус личности. Она ощущает себя свободной и равноправной. Национальные традиции и обряды способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, раскрепощению и всестороннему развитию учащихся.

        Творческая активность ребенка развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Чтобы не мешать проявлению творческой активности детей, а наоборот, стимулировать её развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Для того, чтобы учащийся смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности.