Влияние компьютерных технологий на социальный статус школьников

Мустафина Карина Ильдаровна

Влияние компьютерных технологий на социальный статус школьников

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что персональные компьютеры стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и в школе, часто со всех сторон.

Персональные компьютеры можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но».

Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно, а то, что изучено, практически не известно пользователям. Современные школьники стремятся как можно больше времени проводить рядом с компьютером и телевизором, не замечая при этом как «умные машины» становятся для них единственным другом.

Компьютеры вызывает ряд негативных последствий :

  1. Возникает у человека напряжение неподвижности. Мышечная система человека работает, как единое целое. Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела (не только глаз) напрягаются в неподвижности. Поэтому человек, который неподвижно сидит перед экраном, не только не двигается физически, не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, он лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По наблюдениям медиков, подростки после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана.
  2. Возникает постоянная усталость глаз, потому что экранное изображение самосветящееся и мелькающее. Также зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.
  3. Школьники становятся просто не заинтересованной реальным миром. Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Подросток выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Человек не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Подросток формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и неспособен на активное творческое мышление. Ряд социологических исследований показывают, что подросток, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому. А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детей проявляется сильно. Ведь известно, что творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром.

Чрезмерное увлечение компьютером может привести к потере социального статуса у школьника. И, как правило, этот статус уже не восстанавливается. Таковы негативные последствия влияния компьютера на здоровье и психику школьников. Однако, полностью от компьютерных технологий отказаться мы не сможем, да это и не надо. Необходимо просто соблюдать защитные меры: регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, занятия спортом, соблюдение правил работы за компьютером, работа с хорошей техникой, которая удовлетворяет существующим стандартам безопасности и санитарным нормам, и самое главное побольше общения со своими настоящими друзьями.