Выступление на педагогическом совете 30-03-2015

Авраменко Алла Сергеевна

Этика общения с родителями

ДОКЛАД


 

Профессиональная этика учителя и классного руководителя во взаимодействии с родителями обусловлена содержанием этого взаимодействия. Определение содержания становится основополагающим в определении профессионально-этической позиции.


 

Трудности взаимодействия кажутся надуманными, а страшные рассказы о конфликтах, перерастающих в конфронтацию педагога и родителей, представляются досадными иллюстрациями к непрофессионализму и бескультурностью педагога. Ведь родители, опьяненные слепой любовью к детям не могут трезво, аналитически рассуждать и искать корни возникшей проблемы ребенка. Они всегда находят их в неправильном поведении педагога, но никогда – в плохом воспитании своего дитяти.


 

И в этом заблуждении родители оказываются первыми, в конечном счете, так как именно педагог (лицо профессиональное, психологически образованное, этически просвещенное) должен оказывать помощь, а не перекладывать решение вопроса на плечи непрофессионалов, выведенных из равновесия родительским горем.


 

Фундаментальным основание взаимодействия является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально – следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых – педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.


 

Уважение к педагогу – другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких направлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку – значит, они тоже фактор развития ребенка.


 

Классные руководители созидают взаимное уважение родителей и педагогов.


 

Иногда между школой и семьей складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушения этики. Когда правила этики нарушают работники школы – это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении.

Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству.


 

Просмотрев и проанализировав документ, подтверждающий личность учащегося - «ДНЕВНИК», нетрудно увидеть, что некоторые замечания повторяются, т.е. записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они перестали реагировать на них. Замечания пишутся: на всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Родители думают, что поощрения, которые ребенок заслужил, должны фиксировать в дневниках. По их наблюдениям, поощрения ободряют ребенка, поднимают трудоспособность, способствуют повышению активности, более серьезному и старательному отношению к работе. Ребенок, в свою очередь, начинает с большим уважением относиться к учителю. 58% опрошенных учеников предпочитаю запись поощрения в дневнике всем другим формам объявления благодарности, т.к. дневник они могут показать дома, доставив тем самым радость родителям.


 

Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном неде6льном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии.


 

«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учить уроки, примите меры», учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».


 

При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:

уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и  учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;


 

надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;


 

уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег. Правильно взвешивать их обоснованность;


 

избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;


 

начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.


 

Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.


 

Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.


 

Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.


 

Сорняки производит сама природа – культурное растение выращивают специально, возделывают.


 

Сорняки растут быстро – культурное растение медленно.


 

Сорняки растут густо, «вместе» - культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.


 

Сорняки стойко выносят превратности судьбы – культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.


 

Сорняки не нуждаются в уходе – культура требует постоянной заботы садовника, огородника.


 

Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».


 

Сорняки чрезвычайно активно размножаются – выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.


 

Когда учителя, классные руководители приводят такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «вочеловечивания» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками учителей, а особенно классного руководителя.

Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается учителями, классным руководителем благодаря единой ведущей идее «заботы о развитии ребенка». Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.


 

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. Это означает, что приглашение к общению с позиции этой заботы. Допустим, учителя, или классные руководителя пишут: «… Прошу вас найти время для беседы об успехах сына» или «Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы» или же «…поговорим о наших детях, как идут их дела».


 

Но это означает, что абсолютно все, что предлагает педагог родителям истекает из заботы о развитии детей, и не из чего более. И тогда педагог свободен в своих действиях, так как его нельзя заподозрить в каких-то корыстных целях. Педагог советует корректировать семейные отношения – во имя заботы о счастье детей. Даже когда педагог сердится на родителей и детей, а такое не исключается на работе учителей и классных руководителей, то это позволительно лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают такое лишь при условии, что учителя и классные руководители показывают им, каким образом требуемое может содействовать развитию ребенка и его счастью.


 

Забота о счастье – лейтмотив взаимодействия учителей и классных руководителей с родителями.


 

Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.


 

Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться?.. когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.


 

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, - основа разрешения ситуации.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

Слайд 2

«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей» В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

Правило первое: В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

Слайд 4

Правило второе: Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Слайд 5

Правило третье: Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

Слайд 6

Правило четвертое: Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.

Слайд 7

Цель; Содержание беседы; Манеры поведения, стиль речи, одежды, прически .

Слайд 8

Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

Слайд 9

Постановка психологической цели. - Что я хочу от родителей? Психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями

Слайд 10

Организация начала диалога. Церемония приветствия. Встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия

Слайд 11

Установление согласия на контакт. Учитель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке.

Слайд 12

Создание обстановки диалога Где и как будет проходить диалог

Слайд 13

Корректно и конкретно сообщать цель вызова, например: « Мне хотелось лучше узнать (Васю), чтобы подобрать к нему подход» «Нам нужно лучше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща» «Я ещё не очень хорошо знаю (Васю), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна ваша помощь, чтобы лучше понять его»

Слайд 14

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: « у Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут)» , а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны.

Слайд 15

Факты о поведении или успеваемости, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т.д.» Так же не следует после положительной информации об ученике продолжить рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Слайд 16

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом : «Я ещё не очень хорошо знаю Васю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

Слайд 17

«Ваш сын» мы вместе

Слайд 18

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рада тому, что у нас единые взгляды на..» «Меня удивило..» «Я огорчена..» Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Слайд 19

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета. Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Слайд 20

Завершение диалога. Подвести итог беседы на основе рефлексивного слушания – « резюмирования »: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Слайд 21

Проведение беседы учителем по инициативе родителей. Установление согласия на контакт Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на Вас, а на образ, сложившийся у родителей.

Слайд 22

Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей : «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью Васи…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» - придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Слайд 23

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка. Закончить беседу следует также по инициативе учителя.