О пользе чтения

Лазарева Елена Анатольевна

О пользе чтения Читающего человека видно за версту. Он всесторонне развит и умен, будучи при этом отличным собеседником. В жизни таким людям гораздо легче справляться с трудностями и достигать своих целей. Однако книги дают больше, чем просто набор фактов. Различают несколько видов чтения. Изучающее. Медленное чтение с целью полностью изучить и понять написанное. Подразумевается применение полученных знаний в дальнейшем. Таким способом читают наиболее важную литературу или отдельные ее фрагменты. Ознакомительное. Так чаще всего читают художественную литературу. Читатель знакомится с основным содержанием текста, аргументацией автора. Степень понимания информации составляет около 70%. Просмотровое. Читатель быстро просматривает текст, чтобы определить, содержится ли в нем нужная информация, после чего принимает решение о более глубоком изучении написанного. Поисковое. Читатель ищет конкретные сведенья, не читая текст полностью. Фрагмент, в котором были найдены нужные данные, детально изучается. Польза поискового и просмотрового чтения ограничивается быстрым получением нужных данных. Изучающее и ознакомительное чтение в этом плане намного продуктивнее. Человек не просто получает сухие факты, но также задействует аналитическую и творческую части мозга. 5 причин, почему полезно читать Люди, которые любят читать отличаются от людей, которые читать не любят. Различия эти не всегда очень явные, но психологи (и их коллеги из других сфер медицинской науки) давно уже выяснили, что читать полезно. Почему? Вот несколько причин. 1. Увеличение словарного запаса Умение выразить свою мысль словом - дается не от рождения. Выбрать из нескольких альтернативных терминов правильное слово, емко отражающее смысл, вот задача так задача. И если перемежать свою речь вставками типа "нууу", "этоооо", "как его там", то никто не будет слушать, что там хотел сказать "оратор". А вот гладкая речь, состоящая из правильных слов, если так можно выразиться, привлекает внимание. Кроме всего прочего, чтение еще и улучшает грамотность человека. Прочитав несколько сотен раз слово "здравствуйте", мало кто уже будет писать "здраствуйте" или коверкать это слово еще как-то. 2. Общение с людьми Некоторые люди, представляя себе любителя чтения, сразу же воображают эдакого книжного червя, в огромных очках и страшно застенчивого. Наоборот, большинство любителей чтения могут дать фору в смысле коммуникационных способностей всем прочим. 3. Уверенность Попадая в ситуацию, где нужно доказать какую-либо точку зрения, человек, много читающий, скорее прочих добьется своего. Эрудиция и знание предмета делает нас уверенными. 4. Чтение помогает отвлечься Другими словами, чтение порой может послужить средством снятия стресса. Отвлеклись, ушли в мир фантазии автора - и вот, собственная проблема уже не кажется такой сложной. Часто психологи рекомендуют отвлеченное чтение для людей, чрезмерно зацикленных на каких-либо проблемах. 5. Чтение развивает память Само собой, стремление уследить за сюжетной линией, попытка запомнить все имена героев (которых в некоторых книгах ну очень много) приводит к улучшению памяти. Мы представляем огромное количество деталей, читая книгу, и это тоже способствует улучшению памяти, а также развитию мышления. Воспитание любви к книге происходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал, и что знает о нём. Необходимо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто дети, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем кончилось? Прочитав окончание книги, и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, а иногда просто оставляют книгу. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у ребёнка не появилась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, и чем они закончатся. Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. В процессе рассказа более чётко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: -Что ты узнал из книжки? -Когда и где это было? -Что тебе понравилось больше всего? Вопросы о прочитанном важны ещё и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев? Важно помнить, что даже в наш век компьютерных технологий, чтение, по-прежнему, лучшее учение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О взаимодействии семьи и школы14.32 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ И ШКОЛА

  Лучший способ сделать детей хорошими –

это сделать их счастливыми.

О.Уайльд

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности.

     Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

       Школьный мониторинг по изучению семей показал, что большинство родителей скорее озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. В последнее время резко усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами влияет на рост детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все классные руководители уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

    Cегодня уже никто не будет спорить с тем, что эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов в воспитании и развитии детей. Отношения с родителями целесообразно выстраивать на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей, их опыта в воспитании детей. Только чуткость, внимание и доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только детей, но и родителей.

       Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

     Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.