Чем интересно развивающее обучение

Ригина Светлана Владимировна

 «Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова»

 

Когда людей станут учить не тому,

 что они должны думать,

 а тому, как они должны думать,

 то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г.Лихтенберг

 

 

В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Одна из них- система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Особый интерес  к данной системе связан прежде всего с тем, что она  полностью отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

Основная цель ФГОС второго поколения - развитие личности ребенка.

В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

  • Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. 
  • Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
  • Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
  • Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения:

-развития теоретического мышления обучающихся, передача детям не столько знания (ЗУН), сколько способов умственных действий (СУД)формирование целенаправленной учебной деятельности (ЦУД).

Методы развивающего  обучения:

  • Проблематизация (проблемное изложение);
  • Метод учебных задач;
  • Метод эвристических вопросов;
  • Коллективно-групповая работа;
  • Сотрудничество

Основные условия реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:

  • Развёртывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии.
  • В процессе поиска и осмысления научного познания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения.
  • Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого её решения.

Условия развёртывания учебной деятельности:

  • Учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события).
  • Школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи.
  • Нужный способ решения задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем.

Специфика технологии развивающего обучения

Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

  • Построение учебной деятельности.
  • Формирование учебной деятельности.
  • Осознание цели предстоящей деятельности.
  • Осмысление и внутреннее принятие мотивов познавательной деятельности.
  • Предоставление возможности выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности.
  • Обеспечение возможности самостоятельного выполнения учебного действия.
  • Создание условий для самооценки индивидуального результата.
  • Самоконтроль.

Содержание и принципы организации учебной деятельности:

Выделение основных содержательных блоков программы, позволяющих выстроить теоретическое обобщение.

Обучение учащихся общим принципам решения учебных задач, построение понятий.

Изложение научных знаний – от абстрактного к конкретному.

Обучение способам построения понятий, образов, ценностей и норм для усвоения содержания теоретических знаний.

Модельное изображение выводов.

Формы взаимодействия учебной деятельности:

Коллективно - распределительная деятельность - коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски.

Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися.

Общение по типу «учитель - ученик» в момент постановки проблемы.

Работа в паре «ученик – учитель» во время поведения самоконтроля и самооценки.

Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта).

Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулирование выводов.

Работа ученика с родителями во время выполнения домашнего задания (обсуждение той или иной задачи).

Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ.

Типология уроков в системе РО:

  • урок постановки учебной задачи;

Структура урока:

- создание «ситуации успеха»;

Результатом работы на данном этапе урока является:

  • Эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями и положительная оценка учителем достижений учащихся;
  • Фон, на котором более четко проявится 2 этап-разрыв

- возникновение ситуации «интеллектуального конфликта»;

Результат работы на данном этапе урока - фиксация на доске различных вариантов решения одной и той же задачи.

- фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме.

Результатом работы на данном этапе является:

Фиксация в графико-знаковой форме в рабочей тетради каждого ученика ситуации «интеллектуального конфликта».

- формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.

  • урок моделирования и преобразования модели;

Структура урока:

- преобразование условия задачи;

- собственно моделирование;

- преобразование модели.

  • урок решения частных задач по применению открытого способа;

На данном этапе учащиеся овладевают уже установленным, обобщенным способом действий или понятием на уровне навыка, позволяющего решать конкретно-частные задачи, и формирование действий контроля и оценки.

  • урок контроля:

- проведение тестовых диагностических работ;

- самостоятельная работа учащихся;

- проверочная работа;

- контрольная работа;

- стартовые и итоговые административные проверочные работы.

  • урок оценки:

-  урок работы с эталонами оценка;

- урок выработки собственных эталонов детьми;

- урок анализа и корректировки выполнения работ.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие преимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова:

  • приобретаемые в школе знания становятся более прочными, благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;
  • дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается);
  • дети становятся более уверенными в своих знаниях и способностях, в том числе из-за того что высказанная на уроке даже неверная гипотеза становится не предметом резкой критики, а шагом к более глубокому пониманию изучаемых предметов и явлений.

Используемая  литература:

  • Воронцов Л.Б. Практика развивающего обучения  по системе Д.Б.Эльконина-
  • В.В.Давыдова. - М.: ЦПРО «Развитие личности», 2010
  • Дусавицкий А.К. Развивающее образование. Основные принципы. -Харьков, 2009
  • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2010.
  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2010