работа с отстающими детьми в начальной школе

Юртайкина Ольга Александровна

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с аутизмом, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее  многочисленно представлена в общеобразовательных школах.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Но обнаружить свои дарования и способности, развить их ему мешает неравенство возможностей. В связи с этим, основной задачей современной образовательной системы является предоставление ребенку  возможности естественного и гармоничного существования в едином школьном пространстве со здоровыми детьми. В этом и заключаются основы и принципы широко внедряемого сейчас в школы инклюзивного образования.

В наиболее благополучных случаях часть детей с ОВЗ успешно адаптируется в пространстве общеобразовательной школы и не нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Тем не менее неуклонно растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

В организации учебного процесса для детей с ОВЗ обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.

Что же получается на практике. В общеобразовательную школу попадают дети с ОВЗ, а работают с ними зачастую обыкновенные учителя, имеющие только образование «учитель начальных классов» и не владеющие методикой обучения «особых» детей, не знающие психологию,  коррекционную педагогику, не владеющие приемами и методикой обучения таких детей. Очень часто им приходится действовать исходя из собственного педагогического опыта и чисто инстинктивно. Обучать таких детей в идеале должны учителя-дефектологи,  в постоянном сотрудничестве с педагогами-психологами и учителями-логопедами,  а также медицинскими работниками.