Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя физической культуры

Морева Светлана Георгиевна

Инструменты формирующего оценивания в деятельности

учителя физической культуры

 

Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, оценками.

Стандартизированная система оценки образовательных достижений обеспечивает подход к разным ученикам с “одной меркой”, независимо от их индивидуальных возможностей и потребностей. Но, для одного ребенка, определенная отметка - это показатель своих физических способностей, а для другого - оценка усилий и стараний. Именно поэтому, я считаю, что в физкультуре и спорте нельзя применять строгую пятибалльную систему. Необходимо пользоваться гибкой методикой оценки, которая будет отражать достижения учеников по каждому направлению его деятельности.

Одним из требований к педагогическим кадрам в условиях реализации ФГОС является овладение навыками формирующего оценивания. Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода – это очень важная методическая проблема. Компетентностный подход требует оценивания более сложных результатов — компетенций, что означает необходимость применения на практике разных стратегий оценивания.

В Государственной программе обучения (Гл.II, Общая часть, 8 раздел, Статья 20. Формирующее оценивание) под формирующим оцениванием «понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения. Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося, а также содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося».

Собрав необходимую информацию о методах эффективного оценивания, ознакомившись с трудами Венна, можно составить таблицу сравнения двух систем оценивания.

Таблица 1

Таблица по сравнению стандартизированногоформирующего оценивания

 

Стандартизированное оценивание

 

Формирующее оценивание

Жёсткая шкала оценивания (отсутствует вариативность)

Центрировано на учение (обеспечивает участие ученика в процессе оценивания)

Может травмировать ученика и снижать его мотивацию

Формирование адекватной самооценки

 

Оценивание на конечной стадии процесса обучения

Непрерывно (диагностика процесса обучения на начальной и промежуточной стадии)

Формирует учебный процесс, обеспечивая основания для выставления отметок

Принципы самооценки и способы улучшения результата

Малоинформативно для ученика

Обеспечивает индивидуальный подход к ученику

Обратная связь

Функции: обучающая, воспитательная, ориентирующая, стимулирующая, диагностическая. Формирование самооценки учащихся.

.

Учитывая все эти факторы и знакомясь с опытом ведущих педагогов, я разработала свою систему оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры.Учебно – методический комплект «Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников на уроках физической культуры» направлен на решение важной воспитательной задачи урока —мотивировать школьников кформированию осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.

 

Учебно-методический комплект«Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников»включает в себя:

  1. Учебно - методическое пособие для учителей физической культуры «Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников» к примерной программе по предмету «Физическая культура» 1-4 классы.
  2. Контрольно-измерительные материалы к учебно - методическому пособию.
  3. Комплект рабочих тетрадей «Дневник здоровья» для обучающихся начальных классов к учебно - методическому пособию.
  4. Компакт – диск с видеофрагментами к учебно – методическому пособию.
  5. Персональный сайт учителя физической культуры.
  6. Google-сервисы

Основной идеей учебно-методических комплекта является интеграция педагогических приемов и технологий для решения конкретныхзадач по:

  • Использованию различных стратегий и соответствующих инструментов для эффективного оценивания обучающихся;
  • Изучению состояния уровня физической подготовленности учащихся младших классов на современном этапе;
  • Получению информации о положительной или отрицательной динамике уровня знаний и показателей физической подготовленности;
  • Отслеживанию затруднений в освоении учебного материала, отклонений в развитии каких-либо физических качеств;
    • Максимальному использованию внутренних ресурсов учащихся, раскрытию их возможностей; 
    • Обеспечению более высокого качественного уровня обучения; 
  • Обновлению содержания работы и, как следствие, повышению познавательного интереса к уроку физкультуры.

Представленные учебно-методические материалы предназначены для повышения компетентности педагогов в области развития и воспитания физических качеств школьника, содержания учебного материала по предмету, и содействия повышению роста их профессионального мастерства в организации эффективных занятий с обучающимися.

Материалы УМК представляют собой возможность соединения стандартизированной (отметочной) и балльно – рейтинговой систем оценивания и отслеживания положительной и отрицательной динамики уровня знаний, и показателей физической подготовленности. В нём изложены теоретические основы учебной работы, практические рекомендации по воспитанию и развитию основных физических качеств, обучающихся (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость).

Контроль знаний и уменийбазируется на выполнении ряда требований:

  • Технология оценивания образовательных достижений младших школьников по предмету «Физическая культура» выстраивается в соответствии с нормативно-правовым документом – «Положение о системе оценки качества образования» («Подробное описание системы оценки образовательных результатов, предусмотренных ФГОС, в ОС «Школа 2100», подготовлено Д.Д.Даниловым).
  • Оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью и

оценивание только по отдельным составляющим недопустимо.

На уроках физической культуры оцениваются:

- физическая подготовленность,

- практические умения и навыки,

- теоретические знания,

- навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,

- динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности).

  • Для оценки достижений, учащихся используются методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока, тестирование, а также различные виды компьютерных программдля контроля определённого уровня знаний и умений.
  • Наряду с внешней оценкой (оцениванием работы ученика учителем) предполагается также внутренняя оценка: самооценка, взаимооценкаи, самое главное, последующая работа либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.
  • Наряду со стандартными методами развития физических качеств, в основу системы оценки достижения планируемых результатов положеныдва метода - игровой и соревновательный.

 

Система оценивания деятельности учащихся строится на:

  1. Метод оценивания по пятибалльной шкале.

Показатели получения отметки:

  1. Оценка физических возможностей:
  1. Измерение показателей физической подготовленности (предварительный и итоговый контроль, проводимый в начале и в конце года-сдача норм ГТО);
  2. Динамика уровня физической подготовленности;
  3. Анализ уровня овладения двигательными действиями.
  1. Оценка знаний по предмету:
  1. Опрос;
  2. Беседа;
  3. Тестирование;
  4. Самостоятельная работа;
  5. Ведение «Дневника здоровья».

 

Рейтинговая система оценивания- индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности учителя, то есть отметка более объективна. Цель разработки:развитие у младших школьников мотивационных основ к сохранению и укреплению физического и духовного здоровья

  1. Показатели накопления баллов:
  1. Баллы со знаком «плюс»:
  1. Тестирование по номинациям;
  2. Положительная динамика уровня физической подготовленности;
  3. Входные и итоговые проверочные работы;
  4. Ведение «Дневника здоровья»;
  5. Участие в соревнованиях.
  1. Баллы со знаком «минус»:
  1. Отрицательная динамика уровня физической        подготовленности;
  2. Пропуск без уважительной причины;
  3. Нарушение техники безопасности на уроке.

В разработанных таблицах оценка в баллах показывает:

  • 16-20 высокий уровень физической подготовленности обучающихся;
  • 6-15 – средний уровень;
  • 1-5– низкий уровень.

От 20-25 баллов– это резерв для тех обучающихся, которые показывают результат выше нормы.

В таблице «Копилка» учитель складывает все баллы и очки со знаком «плюс» и вычитает очки со знаком «минус» у каждого обучающегося. Полученная сумма баллов, позволяет очень просто и объективно в конце учебного года провести конкурс “Лучший по предмету”.

Важным моментом рейтинговой системы является то, что, дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, учитель мотивирует его на совершенствование этой деятельности.

 

  1. Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.

Новизна контрольно-оценочной системы по физической культуре заключается в следующем:

- во-первых, основные оценочные действия и ответственность за формирование оценки переносится на обучающихся, тем самым обеспечивается их оценочную самостоятельность, развиваются рефлексивные умения и навыки. Обучающийся самостоятельно «строит» (проектируeт) свою оценку, что способствует развитию его проектных умений;

- во-вторых, в суммарной оценке по физической культуре учитываются результаты накопления баллов за каждое из пяти основных физических качеств человека, самостоятельная работа по «Дневнику здоровья», участие в сдаче норм ГТО, участие в спортивных соревнованиях и другие, ранее не учитывавшиеся в процессе оценивания аспекты.

 

  1. Метод компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).

В учебных тетрадях по физической культуре – «Дневник здоровья», представлены тесты контроля и оценки уровня физических возможностей младших школьников и проверочные работы, составленные по учебнику В.И.Ляха «Физическая культура.  1-4 классы», задания по сохранению и укреплению здоровья.  Методология заключается в отслеживании сформированности критериев, предъявляемых ФГОС второго поколения. Анализ работ поможет учителю внести коррективы в образовательный процесс, сделать обучение дифференцированным, избежать травм, переутомлений, повысить уровень физической подготовленности младших школьников

 

  1. Самооценка и взаимооценка.

В оценочной деятельности участвуют учитель, ученик (самооценка) и класс

(взаимооценка). Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

 

  1. Дневник «Здоровья».

В разработанных мною учебных тетрадях по физической культуре представлены тесты контроля и оценки уровня физических возможностей младших школьников и проверочные и тестовые работы, составленные по учебнику В.И.Ляха «Физическая культура.  1-4 классы», правила по сохранению и укреплению здоровья.  Анализ работ поможет учителю внести коррективы в образовательный процесс, сделать обучение дифференцированным, избежать травм, переутомлений, повысить уровень физической подготовленности младших школьников.

Содержания дневников имеют чёткую выраженную познавательную практическую направленность и реализуются на основе практико-ориентированных форм и методов организации занятий учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ.

 

7.Google-сервис плюс Персональный сайт учителя физической культуры.

Блоги и сайты — это то, что чаще всего читают в Интернете. Учитель может добавлять на блог сообщения, видео, фото, ссылки, а также предоставлять доступ к редактированию ученикам, тем самым мотивируя их к поиску интересной предметной информации для размещения на блоге.

Технологии Google представляют широкий спектр инструментальных возможностей для разработки методик формирующего оценивания. Для оценивания образовательных продуктов можно использоватьGoogle-тесты, для саморефлексииGoogle – анкеты, для мониторинга результатов образовательной деятельности учащихся - Google-таблицы

Создав тематический блог по своему предметуя стала использовать его как ещё один инструмент в оценке достижений планируемых результатов

 

           Для меня, как учителя, данная система помогла обеспечить:

  • Бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательную атмосферу урока;
  • Рост сознательности, повышение активности учащихся;
  • Наглядное отражение каждого, даже маленького, шага в росте результатов;
  • Улучшение общего физического и психического состояния обучающихся;
  • Физическое развитие учащихся не в ущерб здоровью.
  • Внедрение информационно-диагностических компьютерных технологий для сбора, обработки и хранения данных, по оценке уровня физической подготовленности.

Для учащегося система:

  • Даёт возможность вести дневник по физической культуре с записями режима дня, правил личной гигиены, правильного питания, основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  •  Учит измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой;
  • Даёт возможность сравнения своего результата с результатами одноклассников и учащихся всей начальной школы по количеству набранных очков;
  • Помогает наметить для себя результаты, ради которых он с готовностью станет заниматься в школе и дома;
  • Избавляет от страха перед выполнением норматива на оценку, ведь в данной системе нет «двойки» и есть баллы;
  • Воспитывает трудолюбие и самодисциплину;
  • Повышает уровень физической подготовки;
  • Даёт право пропустить сдачу трудного теста-упражнения и добрать необходимое количество очков в другой номинации;
  • Позволяет получить звание лучший по предмету физическая культура

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она помогает решить проблему оценивания знаний, умений и навыков на уроке физической культуры в общеобразовательной школе. Разработанная система балльно – рейтингового оценивания двигательных действий получила теоретическое обоснование. По данным анализа мониторинга,проведённогосреди учащихсяи их родителей, можно сделать вывод:

  • Повысился интерес к урокам физической культуры; к участиям в различного вида соревнованиях, акциях, конкурсах, в том числе и вместе с родителями;
  • Обучающиеся меньше стали пропускать уроки без уважительной причины, нарушать правила техники безопасности;
  •  Снизился уровень тревожности, негативных эмоциональных переживаний;
  •  Повысилась двигательная активность учащихся;
  • Увеличилось количество детей, посещающих спортивные секции.

Практическая значимость работы. Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников на уроках физической культуры способствует повышению успеваемости по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе, обеспечивает более объективное оценивание знаний и универсальных учебных достижений учителями физической культуры при выставлении как текущих, так и итоговых отметок. Результаты исследования целесообразно применять в работе с учащимися младших классов для повышения их двигательной

Учебно – методический комплекс позволяет оценить работу ученика и педагога не относительно индексов, нормативов, а индивидуальную работу, прослеживать динамику учебных достижений обучающихся, обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и, в частности, в достижении планируемых результатов освоения программы начального образования по предмету «Физическая культура».

 

 

Список литературы

  1. Государственная учебная программа основной школы https://www.riigiteataja.ee/akt/1140120110014.
  2. Google-документы как инструмент формирующего оценивания.http://edublogru.blogspot.ru/2011/06/google_19.html
  3. Калужская, М. В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? – М.: Чистые пруды, 2006.
  4. Логвина И.А. Рождественская Л.Е. Пособие для учителя.Инструменты формирующего оценивания в деятельностиучителя– предметника.narva.ut.eesites/default/files/nc/oppevahend.pdf
  5. Технологии и методики формирующего оценивания. http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/Asse...
  6. Шаварина О.В. Формирование самооценки и взаимооценки в рамках реализации ФГОС НОО

https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-formirovanie- 800393.html

отсутствие интера к здоровому образу жизни