Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса.

Чеботарёва Елена Викторовна

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса.
                                       Творческая группа « Учителя»

Как сказал Д.Сантаяна "Семья – один из шедевров природы”. В современном мире остается проблема взаимопонимание детей и родителей и школы. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогло совершенствованию личностных качеств ребенка? Как говорил В.А. Сухомлинский: «...Все что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». Выход из сложной ситуации мы должны искать в тройственном союзе: школа, ребенок, родитель. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым в общем доме "школа- семья”. 
Нашей группе  предложили рассмотреть данную проблему с точки зрения учителя и ответить на вопрос «Каким мы представляем идеального родителя». С этой целью мы провели анкетирование среди учителей с 1 по 11 класс нашей школы. Из 20 параметров характеристики (слайды), учителя должны были выбрать 5 и расположить их по степени значимости. Анкета показала, что большинство учителей хотят видеть ответственных и заботливых родителей, которым присущи требовательность, отзывчивость, образованность. 
Так же учителя должны были из оставшихся 15 параметров вычеркнуть 3, которые по их мнению менее значимы. Ни один учитель не вычеркнул такие качества как справедливость, честность и ответственность. Поэтому эти качества мы так же добавили в портрет современных родителей.
Менее значимыми качествами оказались: преуспевающие, обеспеченные, принципиальные, вдумчивые, находчивые, веселые. Парадоксально то, что если  поинтересоваться, для чего учащиеся получают образование, то и дети (причем с 1 класса) и родители ответят, чтобы в дальнейшем стать преуспевающими, обеспеченными, принципиальными гражданами РК. Социальный заказ государства  так же на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора (Концепция  воспитания в системе непрерывного образования). Может быть в этом противоречии и есть камень преткновения?
Как же организовать деловое сотрудничество с родителями? Как включиться в жизнь семьи?
1.    Самим соответствовать тем качествам, которые хотим видеть в родителях наших учеников, т.е. быть ОТВЕТСТВЕННЫМИ, заботливыми (по отношению ко всем воспитанникам), требовательными  к себе, отзывчивыми, справедливыми, честными, заниматься самообразованием.
2.    Изменить  собственные взгляды в отношении обучения и воспитания. Такие убеждения как «Не в деньгах счастье», «Скромность украшает человека» уже не всегда находят понимание в родительской среде. И обеспеченные родители отдают детей в ФМЛ, гимназии, частные школы не только потому, что там дают более высокие знания или используют другие технологии, а   отношения в этих заведениях построены на экономических принципах, а это совершенно другие взаимоотношения среди сверстников.
3. Проводить родительские университеты.
 Темы должны быть конкретные, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок...?» Они определяются и доводятся до родителей заранее. В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы «Физическое воспитание школьников», «Нравственное воспитание в семье», «Трудовое воспитание в семье» не вызывают живого интереса у родителей сегодня. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:
— Умеете ли вы любить своего ребенка?
— Знаете ли вы (понимаете ли) вы своего ребенка?
— Один день из жизни ребенка в семье.
— О пользе и вреде музыки.
— Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?
— В семье растет сын (дочь) и т.д.
Примерная тематика общешкольного родительского лектория:
— Школа и семья: как помочь друг другу?
— Негативные явления: как их предотвратить?
— Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.
— Как помочь детям развить свои способности?
— О детской дружбе и т.д.
Презентации семейного опыта — форма, способствующая использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эта форма дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Педагог вместе со специалистами и школьным библиотекарем определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
— Семейное счастье - в чем оно?
— Наши семейные традиции.
— Наше свободное время.
— Секреты семейного воспитания.
— Трудно ли воспитывать детей?
Школа для родителей, малые академии родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей «одаренных детей» и т.д.) позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.
Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи.
Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные:
— Индивидуально-возрастные особенности детей ... возраста.
— Отцы и дети: преодоление «вечного» конфликта.
— Наркотики: как от них уберечься.
Педагогические практикумы, семинары — направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, т.к. этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа, как самого педагога, так и родителей.
Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:
— Как помочь детям в подготовке домашних заданий?
— Поощрение и наказание в семье.
— Конфликт в семье: как его преодолеть?
— Как помочь одаренному ребенку?
— Как правильно общаться?
Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям «попрактиковаться в воспитании», проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.
Творческие встречи педагогов и родителей — позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.
Возможные темы встреч:
—Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.
—Наша школа, какой мы ее хотим видеть.
—Вместе дружная семья.
—Друзья мои, прекрасен наш союз!
—Что мы можем вместе?
«Круглый стол», педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Дискуссионные клубы, собрания-диспуты — нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом.
Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе) принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей.
Примерные вопросы для обсуждения:
— Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса.
— Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе.
— Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.
— Хорошие родители. Кто они?
— Как научить ребенка любить и быть любимым?
— Роль отца в воспитании.
— Свободное время детей. Как его занять?
— Культура общения в семье и социуме и др.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный; характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу.
Возможные варианты тематических консультаций:
— Одаренный ребенок. Как ему помочь?
— Почему ребенок не учится?
— Как развить внимание (память, воображение) у ребенка?
— Единственный ребенок. Пути преодоления трудностей в семье.
— Бабушка испортила мне сына (дочь). Так ли это?
— Типы семейного воспитания.
— Грубость и непонимание в семье.
Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей - помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
— в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
— в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы.
Важным моментом является включение игровых приемов и ролевых игр в структуру родительского собрания. Игра принесет пользу, если она будет интересна взрослым, создаст атмосферу взаимопонимания, предварительной договоренности о «праве» на ошибку и «обязанности» слышать и видеть окружающих.
Игра может проводиться как в начале собрания, так и в конце его. Важно помнить, что она является не самоцелью, а средством повышения коммуникативной культуры и взаимопонимания участников.
Рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажет на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.
И.Беляева.
Наше собрание заканчиваем нашей песней "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”
Если есть вопросы к психологу, вы можете подойти в индивидуальном порядке.
Памятка для родителей по теме собрания
1.    Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2.    Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3.    Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
4.    Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
5.    НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6.    В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
7.    Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь
8.    Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
9.    Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается
Кодекс истинного родителя.
•    Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени. 
•    Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе , ни другим, ни собственному ребенку. 
•    Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье(пусть даже по мелочам).
•    Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
•    Если родители хотят , чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том , что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
•    Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям. 
•    Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребенок встречается с ними в своем доме.