Летние заботы родителей.

Антонова Ольга Тарасовна

Для родителей, чьи дети учатся в начальной школе или идут в первый класс 

Лето с пользой: В каких случаях важно заниматься с ребенком, даже если наступила пора «ничего не делать и набираться сил»

Чек-лист с подсказками

Меньше всего летом детям хочется делать школьные или дошкольные «полезные задания», а родителям ― контролировать выполнение работ и воевать из-за учебы. И все же есть ситуации, когда занятиям стоит уделить время. Даже летом. Вернее ― тем более летом:)

 Просмотрите этот чек-лист. Есть ли в описании ваша ситуация? 
 1. Если ваш ребенок учится в начальной школе или только закончил четвертый класс 
У ребенка есть трудности в обучении, в понимании и усвоении школьного материала Самая очевидная причина для занятий. И длительный летний период оптимален, чтобы помочь ребенку разобраться и «подтянуть» какие-то предметы в комфортном режиме. Но прежде определяем, ПОЧЕМУ у ребенка не получается. Частой причиной оказываются «провалы» в развитии базовых учебных навыков. Это фундамент, который закладывается в дошкольном периоде и укрепляется, надстраивается в начальной школе. Без развитых базовых навыков невозможно успешное обучение. Что делать родителям? Чтобы помочь ребенку выйти из ситуации неуспешности, честно спускаемся на уровень понимания, доступный сейчас ребенку. Используем специальные упражнения для развития нужных навыков и плавно переходим к более сложным заданиям. Лето ― идеально для вдумчивых занятий без гонки за программой.
 ❏ Ребенок опережает школьную программу «Щелкать однотипные задачки как семечки» ― мало продвигающая история для ребенка. Лето ― как раз тот период, когда ребенок может поработать, поразмышлять, поисследовать на своем реальном уровне, без привязки к школьным заданиям. Что делать родителям? Мы можем подобрать и организовать «тренировки для ума», чтобы было интересно, полезно и комфортно и для ребенка, и для нас:)
 ❏ Ребенку сложно придерживаться школьных правил поведения и распорядка.
 Дома школьника приходится уговаривать, «усаживать» за уроки Часто отвлекается на уроках; «не слышит» учителя; не может быстро успокоиться после активной перемены; слишком торопится или, напротив, не успевает на уроках; быстро утомляется; забывает собрать портфель; уроки делает со скандалом… Что делать родителям? Умение собраться, настроиться на работу, воспринимать информацию ― навык, от которого в конечном счете зависит, насколько способным и успешным чувствует себя ребенок. Да, многое определяется личными особенностями ребенка. Но хорошая новость в том, что навык переключаться и настраиваться тренируется. Причем в домашних условиях и без помощи репетиторов, но с поддержкой родителей. 
Ребенок не хочет учиться. Воспринимает задания как работу, которую нужно «побыстрее сделать — показать ― и забыть» Обучение может быть осмысленным и продуктивным, не для «галочки». Лето становится и для родителей, и для детей палочкой-выручалочкой, которая помогает сохранить или вернуть мотивацию к учебе, к познанию в целом. Что делать родителям? Не превращаем каникулы в продолжение школы. А учим ребенка подходить к процессу обучения осознанно. Для этого вместе ставим цели, замеряем результаты, пробуем другие форматы и ни с кем не соревнуемся.   Ключевое ― ВМЕСТЕ. Не оставляйте ребенка один на один с заданиями. Мы включаемся, вместе ищем варианты решений, поддерживаем. Из крошечных ежедневных действий у ребенка складывается глобальное представление ― «все решаемо». Рутина может быть приятной ― нужно только научиться ее правильно готовить:) Лето помогает овладеть искусством приготовления без спешки, в своем индивидуальном темпе. 
Ребенок только окончил четвертый класс 
К этому моменту ВСЕ базовые учебные навыки должны быть полностью автоматизированы. Иначе в средней школе трудности начнут расти как снежный ком. Что делать родителям? Сначала проводим диагностику базовых учебных навыков. А затем используем возможности длительных каникул→ Лето― это задел на будущее, возможность в комфортном режиме доработать те сферы, где есть пробелы. 
2. Если ваш ребенок скоро идет в первый класс (лето или год до школы)
 ❏ Ребенку сложно усидеть на месте / он невнимателен / слишком медлителен / рассеян... Совсем не обязательно на пороге первого класса уметь считать или читать. Гораздо важнее уровень базовой готовности― как долго и в каких условиях ребенок удерживает внимание, насколько самоорганизован, умеет ли быстро переключаться из расслабленного в рабочее состояние. Что делать родителям? Чтобы ребенку было легче в первом классе, мы делаем акцент не на чтении-письме-счете, а на развитии волевой сферы, умении концентрироваться, собираться, выделять и запоминать важное, планировать ― на навыках, без которых невозможно корректное восприятие и усвоение материала. Анализируем, отсутствие каких навыков будет мешать в учебе. Добавляем тренировки для развития этих умений в общение с ребенком ― в формате игр, домашних рутин, специальных упражнений. 
У ребенка есть тревога или страх перед школой 
Переживания в преддверии нового опыта нормальны. С одной стороны, у ребенка есть уже некоторые представления о школе, часто не самые позитивные: «там все строго и сложно, детство заканчивается» или «там все скучно, одни уроки и домашки». С другой ― сомнения, а вдруг он не справится со всей этой новой школьной жизнью. Что делать родителям? Помогать ребенку, бережно меняя его представления о способности справляться со сложностями (и как следствие ― о школьной «неминуемо трудной» жизни тоже). Речь не о том, чтобы рассказывать о «светлом будущем». Мы просто включаем в ежедневное общение специальные «тренировки» навыков, которые будут поддерживать ребенка в школьной учебе, и вместе формируем историю успеха. Развивая внимательность, память, умение планировать и самоорганизовываться, мы помогаем ребенку становиться более осознанным, уверенным и спокойным. 
Запрещено любое копирование текста без активной ссылки на источник © Школа осознанного родительства Большая Медведица www.bmshkola.ru