Развитие УУД в начальной школе

Сайетова Гульнара Мубаракьяновна

Мастер-класс учителя начальных классов

на тему:

Формирование универсальных учебных действий

в начальной школе.

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  1. познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  2. раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  3. показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 45 минут

План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом - мастером;

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 1

  1. Оргмомент.

Здравствуйте уважаемые гости, ребята!

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали. Каждый человек приходит в этот мир на свое место. У человека все предназначено для самого себя: глаза чтобы смотреть, видеть, рот- чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначено другим, чтобы им  с вами было хорошо. Улыбнитесь друг другу, чтобы наполнить наш класс добром и теплом. А сейчас, чтобы настроиться на добрый рабочий лад, предлагаю посмотреть начало мультфильма «Как ослик счастье искал?»

МУЛЬТФИЛЬМ

Ослик из мультфильма решил спросить кого- нибудь о счастье, а я хочу спросить у вас: что такое счастье?

- счастье можно ощутить только при достижении поставленных целей.

- а что является нашей целью ребята?

- учиться хорошо, заниматься, стараться, быть достойными детьми своих родителей, достойными гражданами своей страны.

- для определения темы занятия предлагаю послушать аудиозапись.

ЗВУКИ   ПТИЦ.

- таким образом, определим тему сегодняшнего занятия:  удивительные птицы.

СЛАЙД    ТЕМА:    

- Перед вами лежат «СВЕТОФОРЧИКИ». Покажите пожалуйста с помощью сигналов, что вы знаете о них?

Красный- ничего не знаю

Желтый – мало знаю

Зеленый – много знаю

- Предположите цель занятия: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. На Земле более 9000 видов различных птиц. Только в России их насчитывается около 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

 

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

 Что вы можете сказать о них?

1) Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

 

2) Птицы – единственные животные с перьями. Они являются самым распространенным классом животного мира.

 

3) Птицы – умеют летать, исключение составляют – пингвины, страусы и киви.

 

4) Есть домашние птицы – куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки.

 

1) Птицы – теплокровные животные, температура тела многих из них около 40 градусов. Чтобы поддержать эту температуру им необходимо постоянно питаться.

 

2) Птицы – приносят огромную пользу. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам. При этом не растолстеет, так как тратит много энергии.

 

3) Кукушка за лето поедает до 270 000 крупных гусениц и майских жуков.

 

Грач, следуя за плугом, уничтожает за день 400 червей.

 

Семья ласточек за лето уничтожает около 1 000 000 различных вредных насекомых.

 

4) Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а в год это около 2 000 грызунов.

 

Степной орел уничтожает много сусликов и мышей. При этом спасая тонны хлеба.

 

ПО ЗВУКУ УГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ ПТИЦ.

СООТНЕСИТЕ   ПТИЦУ  И ИХ ЗВУКИ

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

 

Ответы: гуси гогочут,

соловьи свистят,

журавли кричат,

утки крякают, самец - шаак

вороны каркают,

ласточки щебечут,

голуби воркуют,

синицы пищат,

совы ухают.

 

 Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

 

 

 

Вопросы

1. - Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

2. - Какие птицы выводят птенцов зимой?( Клесты)

8. - Птица с абсолютно черным оперением( Ворон)

10. - Каких птиц больше всего на свете (Воробьев и домашних кур)

13. - Какую птицу называют лесной газетой ( сорока)

1. У какой птицы длинный язык? (у дятла - 15 см.)

2. Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)

3. Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)

4. У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)

5. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)

7. Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)

8. Есть ли у скворца своя песня? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам)

9. Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

11. Куда кукушка откладывает яйца? (в гнёзда других птиц)

13. Какая птица является символом мудрости (Сова)

1. Какая птица подражает человеческой речи (попугай)

3. Какая птица имеет длинную шею ( журавль)

7. Когда температура тела птиц выше зимой или летом ( одинакова)

8. От куда плывет утка ( от берега)

 

Проведем работу на примере рассказа М.М. Пришвина «Изобретатель».

- образуем группы.

- я вам даю конверт, в конверте пазлы, вам необходимо собрать в течении 10-12 секунд.

- кто получился  у вас на рисунках? – утки.

СЛАЙД

- у вас разные виды диких уток.

- у кого первый рисунок?

- как вы думаете, какому виду относится эта утка?

- у кого второй рисунок?

- как вы думаете, какому виду относится эта утка?

- у кого третий рисунок?

- как вы думаете, какому виду относится эта утка?

- у кого четвертый рисунок?

- как вы думаете, какому виду относится эта утка?

- Посмотрев видио, определим главных героев рассказа и где они обитают?

- в какой экосистеме обитают утки?

- главными героями нашего рассказа будут какие виды уток?

- А теперь послушаем отрывок из рассказа М.М.Пришвина «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»

- Что же означает слово «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»?

Наша страна гордится своими изобретателями. Как вы думаете, кто из этих изобретателей что изобрел.  Соотнесите портреты с предметами.

СЛАЙД

-Павел Николаевич Яблочков  - лампочка

- Сергей Павлович Королев – космический корабль

- Александр Степанович  Попов - радио

 

- в нашем случае кто является изобретателем?

ВИДИО

- как утята появились у рассказчика?

- какие еще можно составить вопросы?

- Есть ли момент, который может нас насторожить? (взял диких птенцов к себе)

- Как автор относится к утятам? (ответственно, заботится о них, проявляет свою любовь, создает соответствующие условия) Люди должны любить природу, бережно относится к окружающей среде.

- Как из зовут? Чему нас учит РАССКАЗ?

- Главная мысль рассказа: (главная мысль учит любить живую природу, автор рассказа забрал утят, но не выбросил их, а растил как домашнюю птицу. Рассказ учит заботиться о животных, наблюдать за ними, подмечать слабые и сильные стороны. )

- Найдите в тексте еще клички животных.(Дуся, Муся, Пиковая Дама)

- Они какие животные? (Домашние)

- У вас есть Домашние животные?

- Как вы думаете, что было дальше?

СЛАЙД

- Попробуйте составить рассказ по плану.

- Эти утки выводят своих птенцов, заботятся о них, находят им пищу, кормят, обогревают, учат определять по звуку своих, в общем заботятся о своем потомстве.

- Люди и животные похожи своими основными инстинктами: самосохранение и продолжение рода.

САМОСОХРАНЕНИЕ – у ребенка проявляется с рождения.

Главная цель людей- создание семьи.

Смысл жизни людей – создать самую крепкую и счастливую семью.

Вот мы пришли  к тому с чего начали. Что счастье – оно бывает разное. Счастье – это крепкая семья, преданные друзья, хорошая учеба, для взрослых любимая работа, здоровые дети! Вы счастье ваших родителей. Любите их и будьте послушными. В завершении предлагаю спеть песню
Перед вами лежат «СВЕТОФОРЧИКИ». Покажите пожалуйста с помощью сигналов, что

Красный- ничего нового не узнал

Желтый – мало интересного узнал

Зеленый – много полезного узнал