ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Шакирова Гульнур Гатифовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ:

ВОЗМОЖНОСТИ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

Шакирова Г.Г., учитель начальных классов

МБОУ «Школа-интернат С(П)ОО с. Арлан»

муниципального района

Краснокамский район

Республики Башкортостан

 

«Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд – сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей» - гласит народная мудрость.

Современные дети особенные, они уникальны и требует к себе повышенного внимания как в урочное, так и внеурочное время.

С раннего детства необходимо работать над развитием способностей ребенка. Современные дети не такие как взрослые. Они образованы в области информационных коммуникаций, быстро воспринимают информацию, умело ее обрабатывают в своей голове. Можно сказать, что в какой-то степени их мозг интеллектуально развитее, чем у родителей в их возрасте. 

Введенные федеральные государственные стандарты и работа по ним уже дает положительные всходы, удовлетворяя государственный заказ. Учителя работают с учениками, учитывая их индивидуальные склонности (таланты), раскрывая их скрытые способности, так как все дети разные. Вот тут на помощь учителю и приходит дополнительное образование.

Система дополнительного образования дает возможность развиваться каждому ребенку, в зависимости от его способностей. В учреждениях дополнительного образования предусмотрены занятия «по интересам». Если учеба в школе обязательна для всех, то эти занятия дети посещают по желанию и записываются по интересам. Тут ребенок, приходя на занятия, удовлетворяет свои природные познавательные интересы, делает это с желанием, не из-под палки. Я считаю, что это лучший способ для достижения хороших результатов. Тем более, нужно отметить, что занятия в учреждениях доп.образования носят и неформальный характер, что дает ребенку расслабиться и раскрыться. Преподаватель не следует определенной системе оценок и стандартов, поэтому ребенок чувствует себя свободно, не боясь ошибиться. У него отсутствует страх, что он что-то не выучил или чего-то не знает. Ребята ведут себя в таких учреждениях свободно, не вгоняя свое поведение в рамки.

В современном мире, учитывая развитие технологий, необходимо серьезно задуматься о развитии системы дополнительного образования наряду с образовательными учреждениями. Необходимо создавать определенный учебно-методический комплекс, а ВУЗам - выпускать больше квалифицированных специалистов для таких учреждений. Это связано с тем, что все дети разные, у них разные способности и таланты. Если мы не будем их развивать, наше общество может потерять высокомотивированных специалистов. Нужно учесть и тот момент, что для успешной работы преподавателям необходимо оборудование, лаборатории и финансовые поддержки со стороны государства.

Не нужно забывать о том, что занятость детей во внеурочное время предотвращает асоциальное поведение, решая проблему занятости детей. У ребят остается все меньше времени на совершение необдуманных поступков, противоправных действий. Это особенно важно для детей, из неблагополучных семей, детей из семей в трудной жизненной ситуации. Но не все занятия в дополнительном образовании бесплатные, поэтому возникает необходимость в организации льгот для разных категорий детей.

Дополнительное образование выступает мощным фактором развития личности ребенка, для его самореализации, восполняет нехватку общения, разносторонне развивает, воспитывает коллективизм, раскрепощает его, дает возможность неформального общения с преподавателем. Посещая центры творчества, спортивные школы, ребенок осознает свою нужность, понимает, что может быть полезным для общества, тем самым поднимает свой авторитет среди сверстников и личную самооценку. Дополнительное образование дает возможность детям к творческой самореализации. Особенно, если ребенку тяжело дается обучение в школе, он понимает, что в своем направлении он тоже может быть полезным, следовательно, становится уверенным в себе, самоактуализируется, что является важным фактором для его развития как личности. Этому способствует также доброжелательная атмосфера, непринужденность и общедоступность занятий.

Таким образом, для развития дополнительного образования детей  необходимы следующие тенденции:

  • доступность  для всех детей;
  • государственная поддержка;
  • создание конкурентной образовательной среды с развитой инфраструктурой;
  • привлечение молодых специалистов и профессионалов, подготовка квалифицированных специалистов;
  • создание учебно-методического  комплекса.

Хочется отметить, что в нашем районе функционируют учреждения дополнительного образования, в них проводятся разного рода кружки и спортивные секции. У мальчиков наиболее популярными является легкая атлетика и борьба. Девочки с удовольствием посещают кружки рукоделия, рисования.

Безусловно, дети, посещающие учреждения доп.образования, начинают свободнее чувствовать себя и в школе. По учебе появляются некоторые успехи.

С внедрением физкультурно-спортивного комплекса ГТО ребята стремятся занять все свое свободное время подготовкой к сдаче норм. И это касается не только ребят из старших классов, но и моих учеников. Мы проводим много времени в спортивном зале, организуем различные эстафеты и пр.

Сидеть за компьютером и попросту тратить время – это уже не для моих учеников. У нас распланирована каждая минута. Особенно радуют детей дни посещения бассейна в физкультурно-оздоровительном комплексе «Прикамье». Ребята ждут их с большим удовольствием.

Среди обучающихся моего класса нет ни одного ученика, не охваченного дополнительным образованием. Нет их и среди детей, стоящих на всех видах учета.

А значит, мы идем в правильном направлении. Главное, чтобы дополнительное образование развивалось и дальше.