Главные вкладки

    Формирование основ безопасности при пожаре

    Любкина Ирина Васильевна

    Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

    Автор: Любкина Ирина Васильевна,

     учитель начальных классов МАОУ СОШ №25

     г. Балаково Саратовской области

    Цель:

    формирование основ безопасности жизнедеятельности младших школьников при пожаре.

    Ставились следующие задачи:

    1) обучать         практическим действиям при возникновении пожара;

    2) формировать правила пожарной безопасности;

    3) развивать умственную и познавательную активность, самостоятельность школьников.

    Оборудование:

    1) три стола, на одном музейные экспонаты: спички, зажигалка, петарды, на другом - телефонный аппарат; на третьем - средства для тушения пожара;

    2) видео пожарных машин со звуковым сигналом;

    3) плакат пламени; рисунки на тему: «Пожар»

    4) памятки, таблички с правилами.

     

    Ход занятия:

     

    Учитель:  

                       Мчится красная машина,

                       Все быстрей, быстрей, вперед!

    Командир сидит в кабине

    И секундам счет ведет.

    – Поднажми еще немножко, –

    Он шоферу говорит. –

    Видишь в пламени окошко?

    Это дом жилой горит.

    Может, там остались дети,

    Люди ждут с надеждой нас…

    – Ясно все, шофер ответил.

    Дав машине полный газ.

     

    (Во время чтения на доске идут слайды с иллюстрациями пожаров, звучит сирена)

     

    Учитель: Ребята, вы узнали эти машины? Куда они спешат? (на пожар)

    Учитель:

    Я думаю, что вы догадались о чем будет наше мероприятие. ( о пожаре) Да, сегодня проведем мероприятие  по пожарной безопасности в быту  и назовем его « Крепко помните, друзья, что шутить с огнем нельзя» .Как вы думаете почему с огнем не шутят? ( может возникнуть пожар) А вы знаете отчего чаще всего возникает пожар? Дети отвечают:

     

    - от неосторожного обращения со спичками;

    - от оставленных без присмотра электроприборов;

    - от не затушенных костров, сигарет, спичек;

    Правильно. Кто виновник пожаров? К сожалению большая часть пожаров происходит по вине людей. И примерно каждый девятый пожар по вине детей. И сегодня мы выясним причины пожаров, выработаем правила поведения при пожаре, составим памятку правил поведения пожарной безопасности. А поможет нам выставка опасных при пожаре предметов. Давайте их рассмотрим (спички, зажигалка, свеча, петарды, электронагревательные приборы)

    Каждый предмет рассматривается и дети рассказывают о нем.

    1. Спички. Разве  они опасны? Ведь они наши помощники. В чем их опасность нам расскажут мальчики. Сценка

    Выходят два мальчика (на сцене стол, покрытый скатертью)

    1. Давай с тобою поиграем

    Зажжённые спички покидаем.

    2. А если пожар?

    1. Водой зальём и будет пар! Ха-ха-ха!

    (Играют)

    Из-за стола поднимается огонь, становится всё больше. Ребята в панике мечутся.

    2. Может в пожарку позвоним?

    (Огонь всё сильнее)

    1)Ой , страшно. Давай спрячемся!

    2.) Горим, горим!

    1). Бежим, бежим!  

    Учитель.

    -К чему привели шутки с огнем? (к пожару)

                       Не играй, дружок, со спичкой!
                        Помни ты: она мала,
                        Но от спички-невелички
                        Может дом сгореть дотла.

    - Правильно ли вели себя ребята? (ответы)

     Правила поведения при пожаре

    Вывод:    

    1) При пожаре не прячемся (таблички с правилами появляются на доске)

    2)Не поддаемся панике. ( Если дома начался пожар, надо за секунду решить, что дальше делать. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросав на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало). Или можно вылить кастрюлю воды. ) Показ

    3)Немедленно покидаем горящее помещение.

    (Если огонь сразу не погас, надо немедленно покинуть помещение .Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может погаснуть сам по себе.)

    4).Сообщить о пожаре соседям и позвонить пожарную часть. А какой номер нужно набрать, чтобы на помощь приехали пожарные? (01) Ученик вызывает

    пожарную охрану, кричит: « Караул! Горим!»-- и бросает  трубку.

    . -- вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь)

    Надо четко назвать улицу, номер дома , а также кратко скажите, что , где и как долго горит.

    Рассказывает подготовленный ученик:

    Если ты о пожаре услыхал -

    Скорей об этом дай сигнал.

    Нужно смело трубку взять,

    «01» суметь набрать.

    И назвать ещё потом.

            Адрес: улицу и дом,

                И квартиру, где живёшь.

     И ещё сказать: «Даю

           Вам фамилию свою»,

           Так же номер телефона,

      У которого стою.

     Игра «01 – примите вызов».

     

    Задача игроков- набрать «01», назвать адрес, имя и фамилию.

    Помните, от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут пожарные.

    -А зачем надо так подробно рассказывать о себе? (чтобы предотвратить телефонное хулиганство)

    5) Нельзя вызывать пожарных без причины.

    Был такой со мною случай:
    Как-то стало очень скучно,
    Я решил повеселиться,
    До пожарных дозвониться.
    Набираю 01 и кричу:
    «Пожар! Горим!»
    Адрес чей-то я сказал
    И рычаг скорей нажал
    Даже с ними не простился…
    Вот так я повеселился!

    -Что неправильно сделал мальчик? Почему?

    Учитель

    -Рассмотрим следующие предметы. Зажигалка. Свеча. Чем они опасны?

    Сковорода. Как она сюда попала? Чем опасна она?

    На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.

    Ответ:

    1.     выключить газ;

    2.     накинуть влажное полотенце.

    Учитель  Ребята, а чем опасны бенгальские огни, петарды?

    Ученик:  Да что вы все опасности – опасности. Жизни радоваться спокойно не даете. Смотрите лучше, что у меня с нового года  осталось (достает из кармана бенгальские огни). Сейчас такой салют устроим!

     – Что вы, ребята, можете сказать товарищу? (Бенгальские огни могут быть причиной пожара)

    -От  таких игрушек может загореться одежда.

    Что  делать?

    Ответы детей: - надо упасть на пол (на землю, траву, снег)

    - накрыться влажной тряпкой,

    - бежать нельзя.

     Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

    Ответы детей: - догнать, накрыть тканью,

    - уронить на пол,

    - тушить огнетушителем нельзя

    Учитель:

    Я вижу тут еще утюг. Чем опасен такой нужный  в доме предмет?

       Раскалился, если вдруг,

        Электрический утюг,

        Что должны вы сделать, детки?   ( Вынуть вилку из розетки.)

    Учитель

     Когда из дома ты выходишь,

    Не забудь проверить вновь,

    Все ли выключил приборы,

    Не возникнет ли огонь.

    Кто из вас так делает?

     

    Составление правил пожарной безопасности.

     Давайте, определим правила пожарной безопасности в быту. Составление памятки.

    1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
    2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
    3. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми.

     Призываем всех: « Крепко помните, друзья, что шутить с огнем нельзя»

    А вы знаете, ребята, от чего гибнут люди при пожаре?

    Ответ: от огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, по­ражающий организм человека. Достаточно 1—2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.

    Как надо преодолевать задымленное место?

    Ответ: пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце.

    А чего нельзя делать при пожаре?

    - распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает;

    - близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;

    - поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;

    - тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.

     «Эвакуация при пожаре».

    Учитель. Что такое эвакуация?

     Ответ: выход из опасной зоны.

    У НАС В ШКОЛЕ ПРИ ПОЖАРЕ СРАБАТЫВАЕТ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ С РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

    - Что нужно делать, услышав ее?

    Ответ: надо эвакуироваться. Назовите правила эвакуации.

     (Надо построиться быстро в коридоре, без паники, не толкая друг друга, запомните, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас. При эвакуации очень важно не потерять никого. Выходим по плану эвакуации через запасные вы­ходы.)

     

    Закрепление. Игра «Потуши пожар» (на доске изображение пламени, состоящее из нескольких языков, на каждом языке задание:

    1.Если огонь небольшой……….., (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

       2. Если огонь сразу не погас, немедленно….. 

     3. Если не можешь убежать из горящей квартиры…, (сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

       4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма …(опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

       5. При пожаре в подъезде никогда не садись …(в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.)

       6. Ожидая приезда пожарных, не …..(паникуй, не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут)

     

    Рефлексия

     

    Было занятие для вас полезным?

    Какие правила мы должны знать? Коллективное повторение памятки.