О разработке программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В 2018 и 2019 годах в рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» Министерство просвещения Российской Федерации реализует проект «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы)».

Работы по проекту выполняет Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

Проект посвящен разработке, экспертизе и апробации программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_razrabotke_programmno-metodicheskih_materialov.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

О разработке программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Автономная некоммерческая организация

«Научно-методический центр образования, воспитания

и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»

Современные требования, предъявляемые государственной политикой Российской Федерации и обществом к системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, направлены на обеспечение доступности, качества, адаптивности и вариативности предоставляемых образовательных услуг.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из важнейших факторов обеспечения указанных требований выступает создание специальных условий обучения, воспитания и развития, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Особую значимость необходимости создания специальных условий определяет введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденных приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599 соответственно (далее – ФГОС для ОВЗ). Для эффективного внедрения ФГОС для ОВЗ представляется крайне необходимым обновление учебно-методического обеспечения реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.

Пунктом 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Принятые ФГОС для ОВЗ также предусматривают разработку инновационной учебно-методической литературы, соответствующей возрастным возможностям обучающихся и их особым образовательным потребностям (п. 2.9.2), обязательное обеспечение обучающихся с ОВЗ специальными учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами, компьютерными инструментами обучения, отвечающими выбранному варианту программы (п. 3.6.1).

В период апробации ФГОС для ОВЗ в 2014 – 2015 годах разработчиками неоднократно рассматривалась возможность «в переходный период» использовать существующую на данный момент учебную литературу, адресованную детям с нарушениями слуха, задержкой психического здоровья, нарушениями речи, интеллекта и включенную в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию (Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г.  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Тем не менее, использование такой учебной литературы не решает проблемы создания специальных условий, обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса – представленный перечень не является полным, не содержит завершенные предметные линии, а также не отвечает новым требованиям ФГОС для ОВЗ к результатам образования, которые предусматривают качественную перестройку ценностных ориентиров общего образования детей с ОВЗ.

В частности, ФГОС для ОВЗ предусмотрена возможность пролонгации сроков обучения до 5 лет для обучающихся по АООП НОО слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих и позднооглохших.

Решение данной проблемы потребовало применения квалифицированного научно-методического подхода к структурированию содержания образования по учебным предметам предметных содержательных областей и коррекционным курсам обязательной коррекционно-развивающей области, качественного обновления учебно-методического обеспечения образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

В 2018 и 2019 годах в рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» Министерство просвещения Российской Федерации реализует проект «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы)».

Работы по проекту выполняет Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

Проект посвящен разработке, экспертизе и апробации программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы).

Данный проект является основополагающим в решении вопросов доступности, качества, адаптивности и вариативности образовательных услуг, предоставляемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.

Цель проекта: повышение качества образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

В 2019 году реализуется задача по созданию 16 учебно-методических комплектов для обучающихся 3 и 4 классов разных нозологических групп: глухих, слабослышащих и позднооглохших, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с расстройством аутистического спектра.

Каждый учебно-методический комплект (далее – УМК) содержит учебник (учебное пособие) и методическое пособие для учителя к учебнику (учебному пособию).

Разработаны и проходят экспертизу, апробацию УМК:

1) «Русский язык» для обучающихся 4 класса с РАС (вариант 8.3);

2) «Речевая практика» для обучающихся 4 класса с РАС (вариант 8.3);

3) «Литературное чтение» для глухих обучающихся 3 класса (вариант 1.2);

4) «Литературное чтение» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 3 класса (вариант 2.2);

5) «Развитие речи» для обучающихся 3 класса с ТНР (вариант 5.2);

6) «Литературное чтение» для глухих обучающихся 4 класса (вариант 1.2);

7) «Литературное чтение» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (вариант 2.2);

8) «Математика» для глухих обучающихся 4 класса (вариант 1.2);

9) «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» для глухих обучающихся 4 класса (вариант 1.2);

10) «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (вариант 2.2);

11) «Окружающий мир» для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (вариант 1.2);

12) «Компьютерная грамотность» для слепых обучающихся 4 класса (вариант 3.2);

13) «Английский язык» для слепых обучающихся 4 класса (вариант 3.2);

14) «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 класса (вариант 3.2);

15) «Русский язык» для обучающихся 4 класса с ТНР (вариант 5.2);

16) «Развитие речи» для обучающихся 4 класса с ТНР (вариант 5.2).

Результаты реализации проекта могут быть использованы:

- организациями любой организационно-правовой формы, реализующими ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций;

- федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющими управление в сфере образования.

Значимость работ заключается в том, что результаты проекта:

– развивают новые подходы к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляя тем самым социализацию и интеграцию детей данной категории в нормативное общество;

– формируют инновационное программно-методическое обеспечение начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (программы и УМК нового поколения);

– способствуют повышению эффективности и качества реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.