Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности в условиях санаторной школы-интерната.

Бухалова Гильсиря Минтаировна

Аннотация: в статье рассматривается опыт работы по созданию проектов в начальной школе. Педагоги школы, совместно с детьми участвуют в различных конкурсах проектных работ, занимают призовые места. Дана подробная информация о работе над некоторыми проектами, выполненными детьми в школе.

Ключевые слова: ФГОС, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, скрапбукинг, экскурсионный маршрут по видам туризма, БГИАМЗ (Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buhalova_bolgar_statya.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности в условиях санаторной школы-интерната.

Бухалова Г.М.

учитель начальных классов

Журавлева В.Р.,

учитель начальных классов

Марянина О.А.,

учитель начальных классов

ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»

Аннотация: в статье рассматривается опыт работы по созданию проектов в начальной школе. Педагоги школы, совместно с детьми участвуют в различных конкурсах проектных работ, занимают призовые места. Дана подробная информация о работе над некоторыми проектами, выполненными детьми в школе.

Ключевые слова: ФГОС, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, скрапбукинг, экскурсионный маршрут по видам туризма, БГИАМЗ (Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник)

Согласно ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Трудно сделать это, если на уроке дети выполняют роль пассивных слушателей, зубрят правила и решают задачи по образцу. Поэтому мы учим ребят работать над различными видами проектов. [1]

 Тему  проекта мы выбираем вместе с детьми. Работа над проектом должна вызывать у школьников интерес, поэтому дети проводят собственное исследование под руководством педагогов, собирают и анализируют информацию, самостоятельно стараются делать выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.

В ходе работы над исследовательским проектом дети превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят социологические опросы, исследуют выбранную проблему.

Для информационного проекта дети собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде альбома, книги и представляют на конкурс.

         Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно в процессе работы над творческим проектом.  Это: альбом, книжка-раскладушка, сундучок и т.д.

Проекты младших школьников обычно тесно связаны с содержанием учебных предметов. Дети этого возраста очень любопытны, им нравится заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Желательно, чтобы тема была актуальной, соприкасалась с жизнью ребенка. Например, ученица  с удовольствием изучила собственную родословную, рассказала о профессиях родителей, оформила семейный альбом.

Большой интерес вызывают у детей работа над проектами, которые проводятся в форме ир, например, квест-игра по историческим местам Булгарского городища.

Таблица 1. Проекты, выполненные обучающимися.

Исследовательский проект

Проектная работа

Работа над проектом

результат

«Будь природе другом! Красная книга Спасского района РТ»

Беседа о заказнике Спасский

Опрос детей и взрослых

Постановка проблемы

Сбор материала: посещение заказника, беседа с начальном Спасского заказника, посещение библиотеки, изучение Красной книги РТ, выбор животных и растений из Красной книги Спасского района

Объект исследования: редкие виды животных и растений, находящихся под охраной в Спасском районе РТ.

Проблемные вопросы: Почему животные и растения попадают в Красную книгу?

Какие животные и растения Спасского района занесены в Красную книгу Спасского района РТ?

Какая работа проводится по сохранению и восстановлению исчезающих видов животных и растений?

Проект+творческая работа (Альбом «Красная книга Спасского района РТ»)

Информационный проект.

«Сталинградская битва»

  • Опрос детей и взрослых: анкетирование
  • Изучение литературы по Сталинградской битве.
  • Сбор информации об участниках Сталинградской битвы, жителей Спасского района: посещение архива, посещение семей Шамаева И.Г., Сусликова П., участников Сталинградской битвы
  • Изучение материалов школьного музея: очевидца разрушения Сталинграда Лазунина Н.М.

Объект исследования: история жизни и боевого пути наших земляков – участников Сталинградской битвы.

Проблемные вопросы:

- Зачем немцам был так нужен Сталинград?  

- Какие разрушения принесла городу эта битва?

Почему люди, не жалея своей жизни, бились до последнего за этот город?

Какие памятные места в Волгограде, которые помогают нам вспомнить героическую битву? А уроженцы Спасского района были участниками Сталинградской битвы? Кто они? Какой вклад внесли они в победу над фашизмом?

Проект+творческая работа (альбом «Сталинградская битва», выполненный в технике «скрапбукинг»)

Творческий проект

«Династия учителей Андроновых»

Сбор материала: посещение семьи, беседа, фотографии, изучение педагогического пути трех поколений семьи Андроновых.

Выполнение творческой работы: оформление в стиле скрапбукинг: фотографии, рисунки яблок, яблонь

Альбом «Андроновы», выполненный в форме дерева и в технике «скрапбукинг»

Экскурсионный маршрут по видам туризма

Экскурсионный маршрут «Культурное наследие»

Экскурсия в БГИАМЗ в форме квест-игры.

Объекты экскурсии: памятные места, здания и сооружения, экспозиции музея, памятники археологии: городище, временные стоянки.

Алгоритм проведения игры:

  1. Создание квеста.
  2. Подготовка заданий для команд.
  3. Подготовка к реализации квеста: карты, маршрутные листы, инструкции.
  4. Проведение игры.
  5. Подведение итогов. Награждение

Проект+экскурсионный маршрут

Большие проблемы у младших школьников возникают и с правильным оформлением работ, что связано с возрастными особенностями. Таким образом, работа над разными видами проектов в начальной школе возможна, но с некоторыми ограничениями. Ребята только учатся ориентироваться в информационном пространстве, мыслить самостоятельно, поэтому им необходима помощь взрослых. При этом данный вид деятельности интересен им и вызывает массу положительных эмоций. [1]

Литература

  1. https://fb.ru/article/380055/vidyi-proektov-v-nachalnoy-shkole-opisanie-metodov-i-protsessa-ih-realizatsii