Как привить ребёнку ответственность и самостоятельность

Кратенко Наталья Владимировна

Родители часто сталкиваются с нежеланием ребёнка выполнять домашнюю работу. Постоянные напоминания и просьбы могут игнорироваться или откладываться. Ребёнок может просить помочь выполнить вместе с ним его обязанности. Это вопрос ответственности и самостоятельности, который зависит в мотивации.

Существуют положительные и отрицательные мотивации. Всего их 5:

  • Получить похвалу взрослого;
  • Почувствовать гордость;
  • Получить привилегии и бонусы за выполнение дела;
  • Помочь родителям;
  • Сделать дело с целью избегания негативных последствий.

Чтобы воспитывать в ребенке ответственность и самостоятельность нужно выделить доминирующий тип мотивации

Разберем каждый тип в ключе рекомендаций:

  1. Получить похвалу.

Родители с детства часто сами закладывают данный тип мотивации. Но, если он доминирует, то необходимо научить ребёнка ориентироваться не на оценку его работы другим человеком, а оценивать эту работу самому. Например, за выполнение поручения или хорошую оценку просить самому оценить свои старания и прокомментировать выполненную работу. После того как высказался ребёнок, говорит взрослый. Родитель должен объяснить, что мнение другого человека может отличаться, поэтому похвала совершенно не обязательно должна быть инструкцией к действию.

  1. Почувствовать гордость.

Этот тип благоприятно сказывается на личности ребёнка и его желании продолжать полезную активную деятельность. После выполнения задания такой ребёнок испытывает чувство радости и гордости за себя, у него появляются силы и эмоциональный подъем для свершения новых задач. Такой ребёнок может ждать похвалу, но для него это не главное. Корректирующих рекомендаций к такому доминирующему типу не будет.

  1. Получить привилегии и бонусы за выполнение дела.

При таком типе мотивации начинает действовать правило «ты мне — я тебе», что в свою очередь формирует эгоистическую личность. У ребёнка складывается представление, что безвозмездно ничего делать не надо и родители обязаны расплачиваться за его труд. В этом случае важно объяснить, что каждый член семьи должен выполнять свои обязанности. И не потому, что так выгодно, а потому что так всем комфортно.

  1. Помочь родителям.

Это тоже благоприятный тип мотивации и чаще встречается у уже ответственного ребёнка, поэтому не требует корректировки поведения. Обычно в такой семье отношения открытые и уважительные. У родителей нет необходимости заставлять что-то сделать, так как ребёнок сам предлагает помощь или садится за уроки без напоминания.

  1. Сделать дело с целью избегания негативных последствий.

Ребёнок, у которого преобладает этот тип — тревожный. Он часто испытывает страх и напряжение по отношению к человеку, который негативно реагирует на его действия. Родителям важно научиться давать ребёнку возможность выбирать, не создавая ситуацию страха и напряжения. Обстановка должна быть безопасной. Ребёнок должен ощущать комфорт вне зависимости от своих действий и решений.

Понаблюдайте за своими детьми, поговорите с ними. Определите их основной тип мотивации. В зависимости от этого, корректируйте своё поведение и направляйте ребёнка. Это поможет воспитать в них ответственность и самостоятельность.