ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Соколова Алена Игоревна

Соколова А.И.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  • Воспитательно-развивающая.
  • Формирующая.
  • Охранно-оздоровительная.
  • Контролирующая.
  • Бытовая.

Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.

Обеспечение эффективной работы педагогов начальной школы с родителями учащихся должно занимать приоритетные позиции.

Проблемам взаимодействия школы и семьи посвящены  многочисленные исследования (В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова,
А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Изучая литературу, можно выделить три основных вопроса совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широк и с некоторой долей условности их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.[2]

Сама по себе проблема построения процесса взаимодействия семьи и школы, взаимовлияний семейного и школьного воспитания не нова.

В условиях современной школы особенно актуальным представляется социально-педагогический аспект просвещения родителей. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим числом семей группы риска, проблем семейной социализации, связанных с отклоняющимися стилями семейного воспитания, что в свою очередь порождает проблемы социализации детей. В социально-педагогической деятельности недостаточно раскрыт аспект просвещения. При этом практика показывает, что многие проблемы семей от недостатка социально-педагогического просвещения. Родители не осознают результатов непрерывного семейного воспитания, а учителя в свою очередь не всегда готовы, а зачастую просто не имеют желания вступать во взаимодействие с родителями и эффективно сотрудничать.       Рассмотрим теоретические аспекты данной проблемы. Для этого нам необходимо изучить законодательные документы, которым мы обязаны следовать. И первое что определяет деятельность учителя, родителя и ребенка в образовании, это Федеральный Стандарт начального общего образования.

Родители являются заказчиками образовательных услуг и в п.22 ФГОСНОО прописано требование к эффективному использованию времени, отведенному на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и родителей.

Как уже было отмечено, родители зачастую не имеют педагогического образования, и поэтому требования и запросы к школе и к учителю предъявляют не всегда резонные и соответствующие программе обучения, уровню обучающегося, психологическим особенностям учащегося, особенностям преподавания того или иного предмета, порой даже не соответствующие ФГОС НОО. Ключевой вопрос в том, что родителям весьма сложно адекватно ориентироваться в реальном положении дел, в связи с этим возникают споры с образовательным институтом, что вызывает ответную реакцию у педагогов, следовательно, негативный настрой родителей к школе, педагогов к родителям и снижение качества образования обучающегося, который находится между ними. Это категорически недопустимо и требует четкого определения кто, как, с кем и какими формами может взаимодействовать для исключения подобных ситуаций, с целью создания единого взаимопомогающего трио «родитель-ученик-учитель».

Наиболее важным в данном аспекте пунктом ФГОС НОО является п.28. «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования».

В данном пункте говорится о том, что должны быть созданы условия, которые обеспечат формирования и развитие психолого-педагогической компетентности не только педагогических работников, но и родителей (законных представителей) обучающихся.

Обеспечение вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. А так же вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Ни одно направление и ни одна форма взаимодействия на обучающегося не может быть отдельно от взаимодействия с родителями, а зачастую необходимо действовать исключительно через родителей.

Можем сделать вывод о том, что для реализации требований ФГОС НОО педагогам и родителям необходимо установить эффективное взаимодействие, переходящее в сотрудничество, имеющее цель - качественное образование ребенка и его воспитание.

Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым качествам и возможностям семьи и школы, соответствующий ФГОС НОО является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

         Рассмотрим результаты опытно-экспериментального исследования  группы родителей учащихся 2 класса. Исследование  выполнено на базе государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №323 культурно-образовательного центра «Оккервиль» (ГБОУ СОШ №323 г. Санкт-Петербург) Для  исследования была использовано анкетирование, беседы, направленное на сбор информацию о потребностях семей учащихся класса в социально-педагогическом просвещении.

Анализ анкеты на выявление стилей и методов воспитания показал следующие результаты: 11 человек из 28 набрали от 0 до 18 баллов, что говорит о том, что они считают  необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Забывают, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Считают, что опекать ребёнка просто необходимо.

Так же был проведен анализ результатов анкетирования учащихся о стилях взаимодействия с родителями и  анализ результатов анкеты на выявление характера семейного уклада.

В беседе с классным руководителем и родителями были выявлены направления просвещения родителей, которые они сами обозначили, как интересующие.

Результаты проведенной диагностики позволили сделать следующий вывод: родители нуждаются в социально - педагогическом просвещении, направленном на следующие проблемы:

  • Установка и соблюдение социальных ролей всех участников учебного и воспитательного процесса.
  • Алгоритм контроля при выполнении ребенком домашнего задания с акцентом на психологический аспект.
  • Система оценок в начальной школе. Механизм их восприятия учащимися и родителями.
  • Влияние страхов родителей на страхи детей.
  • Роль родительского ожидания.
  • Конфликт поколений – роль бабушек и дедушек в жизни ребенка и семьи в целом.
  • Нравственные основы родительства.
  • Оптимальная дистанция в общении с детьми
  • Совместная досуговая деятельность детей и родителей.
  • Знания особенностей возрастных периодов младшего школьника.

На основе выявленных потребностей родителей и проблем семейной социализации, касающихся детей, была составлена программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе».

       Программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе» разработана с учетом результатов проведенных исследований. Она включала 10 занятий с родителями по их социально-педагогическому просвещению.

Цель программы: повышение уровня социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы.

Ход реализации программы социально-педагогических мероприятий

1 занятие - «У входа в науку, или учимся вместе с младшим школьником».

Цель: показать формы взаимодействия родителей и педагогов

Задачи:

  • выявить особенности младшего школьника во 2 классе;
  • ознакомить родителей с рабочей программой обучения
  • совместно составить план решения возможных проблем в начале учебного года.

Занятие проводится в форме круглого стола.

Социально-педагогический аспект первого занятия заключается в направленности на взаимодействие педагогов и родителей.

Время проведения –16 сентября

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал ГБОУ СОШ №323

2 занятие - «1 шаг сделан! Получены первые оценки».

Цель: Просветить родителей о способах реагирования на оценки их детей.

Задачи:

  • рассмотреть методы преодоления психологических проблем при получении первых оценок у детей.
  • рассмотреть возможные реакции родителей на неудовлетворительные оценки

Занятие проводится в форме дискуссии.

Социально-педагогический аспект заключается в просвещении родителей по техникам реагирования на неудовлетворительные оценки детей и методы работы с детьми дома. Родителям предоставляются памятки по работе над ошибками и способами исправления оценок.

Время проведения – 29 октября

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал ГБОУ СОШ №323

3занятие - «Кто мы друг для друга».

Цель: Сформировать правильное отношение к распределению социальных ролей в семье и необходимостью их соблюдения.

Задачи:

  • изучить понятие социальные роли и их виды
  • сформировать отношение к этому понятию у каждого участника

Занятие проводится в форме конференции.

 На первом этапе занятия психолог знакомит родителей с понятием социальные роли и их характеристиками.

 На втором этапе социальные роли распределяются между участниками конференции, и проигрывается несколько предложенных ситуаций из жизни второклассника в школе. Социально-педагогический аспект заключается в том, чтобы родители смогли почувствовать себя в разных ролях и способствовать правильному распределению ролей в семье.

На третьем этапе подводятся итоги занятия, что включает в себя обсуждение полученных чувств и эмоций, собственные выводы родителей.

Время проведения – конец ноября

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал ГБОУ СОШ №323

4занятие - «Заглянем страху в глаза. Как наши страхи становятся страхами детей».

Цель: предупредить ситуацию переноса страха родителей на детей.

Задачи:

  • рассмотреть возможные страхи у детей
  • помочь каждому родителю осознать свои страхи
  • изучить механизм переноса родительских страхов на детей

Занятие проводится в форме семинара.

Социально - педагогически занятие направлено на помощь родителям в предупреждении переносов своих страхов на детей.

По окончании семинара, участникам предлагается запись на  индивидуальную консультацию с психологом по данной теме.

Время проведения – начало декабря

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – актовый зал  ГБОУ СОШ №323

5занятие - «Рождественские посиделки. Учимся отдыхать вместе с ребенком».

Цель: провести костюмированный праздник для детей и родителей посвященный рождеству.

Задачи:

  • собрать пожелания каждого участника к празднику
  • организовать костюмированный праздник для детей и родителей
  • сформировать представление о совместной досуговой деятельности родителей и детей

Проводится в форме костюмированного праздника, который включает в себя чаепитие и конкурсы для родителей и детей. Организация в рамках занятия направлена на формирование умений организовать совместную досуговую деятельность, с учетом интересов каждого участника.

 Социально-педагогический аспект заключается в создании единой атмосферы отдыха детей и родителей.

Время проведения – последняя неделя декабря

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – актовый зал  ГБОУ СОШ №323

6занятие - «Гений или неудачник. Родительские ожидания».

Цель: Способствовать формированию объективного ожидания от конкретного ребенка и установки соответствующих требований к нему его родителями.

Задачи:

  • изучить понятие ожидание
  • рассмотреть соответствие требований

Занятие проводится в форме диспута. Участники делятся своими мнениями по теме с аудиторией. Совместно делаются выводы с поправкой на возрастные и индивидуальные особенности.

 Социально-педагогический аспект данного занятия заключается в формировании объективного ожидания от конкретного ребенка и установки соответствующих требований к нему.

В конце занятий участникам предлагается посетить классного руководителя для индивидуальной беседы.

Время проведения - январь

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал  ГБОУ СОШ №323

7занятие - «Пирожки от бабушки. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов».

Цель: Предупредить конфликты поколений, касательно воспитания детей.

Задачи:

  • выявить всех людей, которые принимают участие в  воспитательном процессе.
  • теоретически изучить влияние каждого поколения на развитие личности ребенка
  • рассмотреть подходы разных специалистов к данному вопросу
  • сформировать у каждого участника воспитательного процесса четкую позицию по мере влияния на ребенка

Предполагаемая форма занятия ролевая игра. Участникам предлагаются несколько ситуаций, которые они разыгрывают, обмениваясь ролями. После чего происходит обмен мнениями, и делаются выводы.

Социально педагогический аспект данного занятия состоит в осознании роли каждого члена семьи и его влияния на формирование личности ребенка.

Время проведения – февраль.

Участники – родители и старшее поколение учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – актовый зал  ГБОУ СОШ №323.

8 занятие - «Кто кому что должен. В чем суть воспитания – в обучении или общении».

Цель: Определение приоритетных направлений в воспитании детей.

Задачи:

  • познакомить участников с теоретическим аспектом данного вопроса
  • обсудить взгляды участников по теме
  • способствовать формированию у участников четкой позиции по отношению к вопросу, в чем суть воспитания – в обучении или общении.

Занятие проводится в форме семинара. Задачей семинара является просвещение участников по данному вопросу на первом этапе и заслушивание с обсуждением выступлений самих участников по теме «В чем суть воспитания – в обучении или общении».

Социально-педагогический аспект заключается в формировании у родителей позитивных приоритетных направлений в воспитании. 

Время проведения - март

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал  ГБОУ СОШ №323

9занятие - «Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей. Соблюдение дистанции».

Цель: Дать понимание родителям оптимальной дистанции во взаимодействии с детьми.

Задачи:

  • охарактеризовать понятие оптимальная дистанция между взрослыми и детьми
  • рассмотреть возможное влияние детей на самореализацию родителей
  • обозначить влияние родителей на самореализацию детей
  • способствовать формированию оптимальной дистанции между родителями и детьми

Занятие проводится в форме круглого стола. Занятие направленно на проектирование альтернативного развития жизни родителей, если бы у них не было детей. Основной задачей является помощь в осознании того, что ребенок не является негативным или отвлекающим фактором самореализации родителей.

Социально-педагогический аспект занятия состоит в формировании у родителей понятия оптимальной дистанции в общении и взаимодействии с детьми.

Время проведения - апрель

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал  ГБОУ СОШ №323

10 занятие - «Я расту. Возрастные особенности третьеклассника».

Цель: подготовить родителей к переводу их детей в 3 касс.

Задачи:

  • ознакомить с организационными аспектами перехода детей в 3 класс
  • рассмотреть возможные трудности в поведении детей, связанные с переходом в 3 класс.

Проводится в форме лектория.  Лекторий направлен на ознакомление родителей с возрастными изменениями детей в 3 классе. Проводится обозначение возможных трудностей в поведении ребенка, его общении со сверстниками и старшими, связанных с возрастным периодом. Предлагаются варианты сценариев поведения для родителей.

Социально-педагогический аспект заключается в информировании и подготовке родителей к переходу в третий класс их детей.

На последнем занятии подводятся итоги программы, происходит обмен мнениями, определяется степень необходимости похожей программы для 3 класса. Каждому участнику выдается сборник, содержащий краткие конспекты с выводами по каждой теме, диск с презентациями. Так же родителям предлагается заполнить книгу отзывов и пожеланий о программе.

Время проведения – май

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог    в настоящее время одним из основных направлений развития системы образования является гуманизация семейного и школьного воспитания. Это предполагает установление и развитие субъект - субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса. В решении данной задачи социальный педагог играет ведущую роль.

В социально-педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, а работа с семей – как приоритетное направление социально-педагогической деятельности.

К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин в обществе происходит снижение качества воспитания и образования подрастающего поколения. В связи с этим в настоящее время роль социального педагога становится все более значимой, так как численность "трудных" детей и семей.

Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа, включающая социально-педагогическое просвещение. Социально-педагогическое просвещение родителей как одно из направлений деятельности социального педагога позволяет не допустить возникновения многих проблем, например, таких как неправильное взаимодействие родителей и детей, родителей учащихся и педагогов, отклоняющиеся стили семейного воспитания, неконструктивные пути решения семейных конфликтов и др.

Таким образом, можно наблюдать, что проблемы семейной социализации учащихся начальных классов могут успешно решаться средствами  социально-педагогической деятельности в форме  просвещения родителей. 

 

Список литературы

  1. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //Воспитание школьников. - 2010. - N 1.
  2. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //Начальная школа. - 2010. - N 6.
  3. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - С.4-18.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособ. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Шакурова. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolova_a.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова А.И.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  • Воспитательно-развивающая.
  • Формирующая.
  • Охранно-оздоровительная.
  • Контролирующая.
  • Бытовая.

Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.

Обеспечение эффективной работы педагогов начальной школы с родителями учащихся должно занимать приоритетные позиции.

Проблемам взаимодействия школы и семьи посвящены  многочисленные исследования (В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова,
А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Изучая литературу, можно выделить три основных вопроса совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широк и с некоторой долей условности их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.[2]

Сама по себе проблема построения процесса взаимодействия семьи и школы, взаимовлияний семейного и школьного воспитания не нова.

В условиях современной школы особенно актуальным представляется социально-педагогический аспект просвещения родителей. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим числом семей группы риска, проблем семейной социализации, связанных с отклоняющимися стилями семейного воспитания, что в свою очередь порождает проблемы социализации детей. В социально-педагогической деятельности недостаточно раскрыт аспект просвещения. При этом практика показывает, что многие проблемы семей от недостатка социально-педагогического просвещения. Родители не осознают результатов непрерывного семейного воспитания, а учителя в свою очередь не всегда готовы, а зачастую просто не имеют желания вступать во взаимодействие с родителями и эффективно сотрудничать.       Рассмотрим теоретические аспекты данной проблемы. Для этого нам необходимо изучить законодательные документы, которым мы обязаны следовать. И первое что определяет деятельность учителя, родителя и ребенка в образовании, это Федеральный Стандарт начального общего образования.

Родители являются заказчиками образовательных услуг и в п.22 ФГОСНОО прописано требование к эффективному использованию времени, отведенному на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и родителей.

Как уже было отмечено, родители зачастую не имеют педагогического образования, и поэтому требования и запросы к школе и к учителю предъявляют не всегда резонные и соответствующие программе обучения, уровню обучающегося, психологическим особенностям учащегося, особенностям преподавания того или иного предмета, порой даже не соответствующие ФГОС НОО. Ключевой вопрос в том, что родителям весьма сложно адекватно ориентироваться в реальном положении дел, в связи с этим возникают споры с образовательным институтом, что вызывает ответную реакцию у педагогов, следовательно, негативный настрой родителей к школе, педагогов к родителям и снижение качества образования обучающегося, который находится между ними. Это категорически недопустимо и требует четкого определения кто, как, с кем и какими формами может взаимодействовать для исключения подобных ситуаций, с целью создания единого взаимопомогающего трио «родитель-ученик-учитель».

Наиболее важным в данном аспекте пунктом ФГОС НОО является п.28. «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования».

В данном пункте говорится о том, что должны быть созданы условия, которые обеспечат формирования и развитие психолого-педагогической компетентности не только педагогических работников, но и родителей (законных представителей) обучающихся.

Обеспечение вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. А так же вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Ни одно направление и ни одна форма взаимодействия на обучающегося не может быть отдельно от взаимодействия с родителями, а зачастую необходимо действовать исключительно через родителей.

Можем сделать вывод о том, что для реализации требований ФГОС НОО педагогам и родителям необходимо установить эффективное взаимодействие, переходящее в сотрудничество, имеющее цель - качественное образование ребенка и его воспитание.

Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым качествам и возможностям семьи и школы, соответствующий ФГОС НОО является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

         Рассмотрим результаты опытно-экспериментального исследования  группы родителей учащихся 2 класса. Исследование  выполнено на базе государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №323 культурно-образовательного центра «Оккервиль» (ГБОУ СОШ №323 г. Санкт-Петербург) Для  исследования была использовано анкетирование, беседы, направленное на сбор информацию о потребностях семей учащихся класса в социально-педагогическом просвещении.

Анализ анкеты на выявление стилей и методов воспитания показал следующие результаты: 11 человек из 28 набрали от 0 до 18 баллов, что говорит о том, что они считают  необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Забывают, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Считают, что опекать ребёнка просто необходимо.

Так же был проведен анализ результатов анкетирования учащихся о стилях взаимодействия с родителями и  анализ результатов анкеты на выявление характера семейного уклада.

В беседе с классным руководителем и родителями были выявлены направления просвещения родителей, которые они сами обозначили, как интересующие.

Результаты проведенной диагностики позволили сделать следующий вывод: родители нуждаются в социально - педагогическом просвещении, направленном на следующие проблемы:

  • Установка и соблюдение социальных ролей всех участников учебного и воспитательного процесса.
  • Алгоритм контроля при выполнении ребенком домашнего задания с акцентом на психологический аспект.
  • Система оценок в начальной школе. Механизм их восприятия учащимися и родителями.
  • Влияние страхов родителей на страхи детей.
  • Роль родительского ожидания.
  • Конфликт поколений – роль бабушек и дедушек в жизни ребенка и семьи в целом.
  • Нравственные основы родительства.
  • Оптимальная дистанция в общении с детьми
  • Совместная досуговая деятельность детей и родителей.
  • Знания особенностей возрастных периодов младшего школьника.

На основе выявленных потребностей родителей и проблем семейной социализации, касающихся детей, была составлена программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе».

       Программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе» разработана с учетом результатов проведенных исследований. Она включала 10 занятий с родителями по их социально-педагогическому просвещению.

Цель программы: повышение уровня социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы.

Ход реализации программы социально-педагогических мероприятий

1 занятие - «У входа в науку, или учимся вместе с младшим школьником».

Цель: показать формы взаимодействия родителей и педагогов

Задачи:

  • выявить особенности младшего школьника во 2 классе;
  • ознакомить родителей с рабочей программой обучения
  • совместно составить план решения возможных проблем в начале учебного года.

Занятие проводится в форме круглого стола.

Социально-педагогический аспект первого занятия заключается в направленности на взаимодействие педагогов и родителей.

Время проведения –16 сентября

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал ГБОУ СОШ №323

2 занятие - «1 шаг сделан! Получены первые оценки».

Цель: Просветить родителей о способах реагирования на оценки их детей.

Задачи:

  • рассмотреть методы преодоления психологических проблем при получении первых оценок у детей.
  • рассмотреть возможные реакции родителей на неудовлетворительные оценки

Занятие проводится в форме дискуссии.

Социально-педагогический аспект заключается в просвещении родителей по техникам реагирования на неудовлетворительные оценки детей и методы работы с детьми дома. Родителям предоставляются памятки по работе над ошибками и способами исправления оценок.

Время проведения – 29 октября

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал ГБОУ СОШ №323

3занятие - «Кто мы друг для друга».

Цель: Сформировать правильное отношение к распределению социальных ролей в семье и необходимостью их соблюдения.

Задачи:

  • изучить понятие социальные роли и их виды
  • сформировать отношение к этому понятию у каждого участника

Занятие проводится в форме конференции.

 На первом этапе занятия психолог знакомит родителей с понятием социальные роли и их характеристиками.

 На втором этапе социальные роли распределяются между участниками конференции, и проигрывается несколько предложенных ситуаций из жизни второклассника в школе. Социально-педагогический аспект заключается в том, чтобы родители смогли почувствовать себя в разных ролях и способствовать правильному распределению ролей в семье.

На третьем этапе подводятся итоги занятия, что включает в себя обсуждение полученных чувств и эмоций, собственные выводы родителей.

Время проведения – конец ноября

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал ГБОУ СОШ №323

4занятие - «Заглянем страху в глаза. Как наши страхи становятся страхами детей».

Цель: предупредить ситуацию переноса страха родителей на детей.

Задачи:

  • рассмотреть возможные страхи у детей
  • помочь каждому родителю осознать свои страхи
  • изучить механизм переноса родительских страхов на детей

Занятие проводится в форме семинара.

Социально - педагогически занятие направлено на помощь родителям в предупреждении переносов своих страхов на детей.

По окончании семинара, участникам предлагается запись на  индивидуальную консультацию с психологом по данной теме.

Время проведения – начало декабря

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – актовый зал  ГБОУ СОШ №323

5занятие - «Рождественские посиделки. Учимся отдыхать вместе с ребенком».

Цель: провести костюмированный праздник для детей и родителей посвященный рождеству.

Задачи:

  • собрать пожелания каждого участника к празднику
  • организовать костюмированный праздник для детей и родителей
  • сформировать представление о совместной досуговой деятельности родителей и детей

Проводится в форме костюмированного праздника, который включает в себя чаепитие и конкурсы для родителей и детей. Организация в рамках занятия направлена на формирование умений организовать совместную досуговую деятельность, с учетом интересов каждого участника.

 Социально-педагогический аспект заключается в создании единой атмосферы отдыха детей и родителей.

Время проведения – последняя неделя декабря

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – актовый зал  ГБОУ СОШ №323

6занятие - «Гений или неудачник. Родительские ожидания».

Цель: Способствовать формированию объективного ожидания от конкретного ребенка и установки соответствующих требований к нему его родителями.

Задачи:

  • изучить понятие ожидание
  • рассмотреть соответствие требований

Занятие проводится в форме диспута. Участники делятся своими мнениями по теме с аудиторией. Совместно делаются выводы с поправкой на возрастные и индивидуальные особенности.

 Социально-педагогический аспект данного занятия заключается в формировании объективного ожидания от конкретного ребенка и установки соответствующих требований к нему.

В конце занятий участникам предлагается посетить классного руководителя для индивидуальной беседы.

Время проведения - январь

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал  ГБОУ СОШ №323

7занятие - «Пирожки от бабушки. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов».

Цель: Предупредить конфликты поколений, касательно воспитания детей.

Задачи:

  • выявить всех людей, которые принимают участие в  воспитательном процессе.
  • теоретически изучить влияние каждого поколения на развитие личности ребенка
  • рассмотреть подходы разных специалистов к данному вопросу
  • сформировать у каждого участника воспитательного процесса четкую позицию по мере влияния на ребенка

Предполагаемая форма занятия ролевая игра. Участникам предлагаются несколько ситуаций, которые они разыгрывают, обмениваясь ролями. После чего происходит обмен мнениями, и делаются выводы.

Социально педагогический аспект данного занятия состоит в осознании роли каждого члена семьи и его влияния на формирование личности ребенка.

Время проведения – февраль.

Участники – родители и старшее поколение учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – актовый зал  ГБОУ СОШ №323.

8 занятие - «Кто кому что должен. В чем суть воспитания – в обучении или общении».

Цель: Определение приоритетных направлений в воспитании детей.

Задачи:

  • познакомить участников с теоретическим аспектом данного вопроса
  • обсудить взгляды участников по теме
  • способствовать формированию у участников четкой позиции по отношению к вопросу, в чем суть воспитания – в обучении или общении.

Занятие проводится в форме семинара. Задачей семинара является просвещение участников по данному вопросу на первом этапе и заслушивание с обсуждением выступлений самих участников по теме «В чем суть воспитания – в обучении или общении».

Социально-педагогический аспект заключается в формировании у родителей позитивных приоритетных направлений в воспитании.  

Время проведения - март

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал  ГБОУ СОШ №323

9занятие - «Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей. Соблюдение дистанции».

Цель: Дать понимание родителям оптимальной дистанции во взаимодействии с детьми.

Задачи:

  • охарактеризовать понятие оптимальная дистанция между взрослыми и детьми
  • рассмотреть возможное влияние детей на самореализацию родителей
  • обозначить влияние родителей на самореализацию детей
  • способствовать формированию оптимальной дистанции между родителями и детьми

Занятие проводится в форме круглого стола. Занятие направленно на проектирование альтернативного развития жизни родителей, если бы у них не было детей. Основной задачей является помощь в осознании того, что ребенок не является негативным или отвлекающим фактором самореализации родителей.

Социально-педагогический аспект занятия состоит в формировании у родителей понятия оптимальной дистанции в общении и взаимодействии с детьми.

Время проведения - апрель

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Место проведения – конференц-зал  ГБОУ СОШ №323

10 занятие - «Я расту. Возрастные особенности третьеклассника».

Цель: подготовить родителей к переводу их детей в 3 касс.

Задачи:

  • ознакомить с организационными аспектами перехода детей в 3 класс
  • рассмотреть возможные трудности в поведении детей, связанные с переходом в 3 класс.

Проводится в форме лектория.  Лекторий направлен на ознакомление родителей с возрастными изменениями детей в 3 классе. Проводится обозначение возможных трудностей в поведении ребенка, его общении со сверстниками и старшими, связанных с возрастным периодом. Предлагаются варианты сценариев поведения для родителей.

Социально-педагогический аспект заключается в информировании и подготовке родителей к переходу в третий класс их детей.

На последнем занятии подводятся итоги программы, происходит обмен мнениями, определяется степень необходимости похожей программы для 3 класса. Каждому участнику выдается сборник, содержащий краткие конспекты с выводами по каждой теме, диск с презентациями. Так же родителям предлагается заполнить книгу отзывов и пожеланий о программе.

Время проведения – май

Участники – родители учащихся 2 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог    в настоящее время одним из основных направлений развития системы образования является гуманизация семейного и школьного воспитания. Это предполагает установление и развитие субъект - субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса. В решении данной задачи социальный педагог играет ведущую роль.

В социально-педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, а работа с семей – как приоритетное направление социально-педагогической деятельности.

К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин в обществе происходит снижение качества воспитания и образования подрастающего поколения. В связи с этим в настоящее время роль социального педагога становится все более значимой, так как численность "трудных" детей и семей.

Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа, включающая социально-педагогическое просвещение. Социально-педагогическое просвещение родителей как одно из направлений деятельности социального педагога позволяет не допустить возникновения многих проблем, например, таких как неправильное взаимодействие родителей и детей, родителей учащихся и педагогов, отклоняющиеся стили семейного воспитания, неконструктивные пути решения семейных конфликтов и др.

Таким образом, можно наблюдать, что проблемы семейной социализации учащихся начальных классов могут успешно решаться средствами  социально-педагогической деятельности в форме  просвещения родителей.  


Список литературы

  1. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //Воспитание школьников. - 2010. - N 1.
  2. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //Начальная школа. - 2010. - N 6.
  3. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - С.4-18.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособ. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Шакурова. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.