консультации и советы логопеда

Реброва Веста Александровна

Предварительный просмотр:

Что такое гимнастика для язычка?

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки?

 Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики - зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

Во-первых, прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

Во-вторых, проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

В-третьих, частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

В-четвертых, предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

В-пятых, начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

В-шестых, делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант - сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

В-седьмых, не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

В-восьмых, обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.


Язычок делает зарядку для звуков С и З

Для того, чтобы малыш овладел звуками С и З, необходимо научить язычок точно выполнять пока ещё сложные движения. Выработке необходимых навыков способствует данная артикуляционная гимнастика.

Накажем непослушный язык

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.
Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет от 2 до 5-10.
Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.

Блинчик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу.  В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет от 2 до 5-10.Боковые края языка касаются углов рта.
Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.

Почистим зубки

Цель. Научить малыша удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, а затем снизу вверх. Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следим, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, помним о том, что кончик языка должен быть широким и начинал движение от корней нижних зубов. Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

 

Заборчик

Цель. Выработать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.

Трубочка

Цель. Выработать умение удерживать губы вытянутыми вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 2 до 5-10.

Мыльные пузыри

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Оборудование. Нам понадобится флакон мыльных пузырей.
Описание. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем.
Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что дышать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе.

 

Забей мяч в ворота

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.
Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.
Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.


Язычок делает зарядку для звука Л

Правильному и чёткому произношению пока ещё трудного звука Л способствует артикуляционная гимнастика.

Индюк

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.


Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а, теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.


Самолёт гудит

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

Описание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.


Качели

Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.


Иголочка

Цель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание. Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.


Лошадка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.


Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Гармошка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


Язычок делает зарядку для звука Р

Существует традиционный комплекс упражнений, необходимых для подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного звука Р.

Почистим зубки

Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка "чистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево.

Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Следим, чтобы кончик языка находился у корней верхних зубов. Часто дети допускают в этом упражнении ошибку, когда нижняя челюсть синхронно выполняет все движения язычка. Этого допускать нельзя. Работает только язык.


Маляр

Цель. Отрабатывать верхний подъём языка и его подвижность.

Описание. Улыбнувшись, открываем рот и "красим" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Важно, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Забей мяч в ворота

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.


Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


Индюк

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы -поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк "разговаривает").

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.


Барабанщик

Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Лошадка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку). Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Язычок делает зарядку для звуков Ш и Ж

Выполнение ряда упражнений для язычка, которые помогут научиться правильно произносить звуки Ш и Ж.


Накажем непослушный язык

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.

Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет до 5-10.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.


Блинчик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу. В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет до 5-10. Боковые края языка касаются углов рта.

Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.


Мыльные пузыри

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Оборудование. Нам понадобится флакон мыльных пузырей.

Описание. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем.

Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что дышать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе.


Забей мяч в ворота

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.


        
Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положим широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка кладём маленький кусочек ириски. Этот кусочек конфетки приклеиваем к нёбу за верхними зубами.

Важно, чтобы малыш выполнял данное упражнение медленно. Рот открыт достаточно широко (1,5 - 2 см). Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются в покое. Если у ребенка не получается и нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).


Чашечка

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Небольшой кусочек конфетки, шоколадки или что-то их заменяющее.

Описание. Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. Когда это упражнение будет легко даваться малышу, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.


Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а теперь, приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


Фокус

Цель. Закрепляем умение поднимать и удерживать широкую переднюю часть языка вверх, вырабатываем умение направлять воздушную струю по центру языка вверх.

Оборудование. Ватный шарик или перышко.

Описание. Кладём на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, теперь приоткрыв рот, поднимаем широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуем на ватку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются неподвижны. Если у ребенка так не получается, придерживаем подбородок пальцем.


Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Гармошка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


Трубочка

Цель. Укрепление мышц языка.

Описание. Приоткроем рот и выдвинем вперед широкий язык, теперь поднимем вверх боковые края. Удерживаем язык-трубочку в таком положении как можно дольше.


Змейка

Цель. Укрепление мышц языка.

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, узкий язык выдвигаем вперед, а затем обратно вглубь рта.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


Шарик лопнул

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Описание. Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку (см. упражнение "Чашечка"), а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, слегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя сдувающийся шарик, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язычок держал форму чашечки и не упирался в альвеолы.


Жук

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Ж.

Описание. Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку (см. упражнение "Чашечка"), а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, слегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя жужжание жука, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ж.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язычок держал форму чашечки и не упирался в альвеолы.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыка связной речи.

В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к логопатам  в процессе воспитания у них правильной речи.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:

  • постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;
  • упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале;
  • формирование связной речи;
  • закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей:

Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда осуществляется во второй половине дня. В «Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя» записываются задания для работы с подгруппой детейиндивидуально.

Воспитатель проводит ежедневные занятия или 2-3 раза в неделю со всеми детьми-логопатами.

На групповых занятиях у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует заданияразработанные учителем-логопедом специально для каждого ребенка, которые обычно включают:

  • упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
  • упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков и контроль за ними;
  • работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
  • лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Отработанные учителем-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Воспитатель работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова.

Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

Требования речевого режима.

Воспитатель не должен:

  • торопить ребёнка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить;
  • выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

НЕОБХОДИМО:

постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Если ребёнок заикается:

  • не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания);
  • оградить от насмешек товарищей;
  • перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи;
  • не требовать трудных и длинных ответов.

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми.

Индивидуальные задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.

Правила работы при выполнении домашних заданий.

  • Организация занятий воспитателями по заданию учителя-логопеда осуществляется посредством «Тетради взаимосвязи». В нее учитель-логопед записывает задания для детей-логопатов на неделю, в течение которой воспитатели должны выполнить эти задания.
  • Домашние задания выполняются систематически,1 раз в неделю, точно по рекомендации логопеда.
  • Речевой материал, необходимый при выполнении определенного заданияучитель-логопед размещает в специальной папке для воспитателей.
  • Домашние задания ребёнок выполняет совместно с родителями. Педагог даёт инструкцию о том, что ребёнок по мере сил должен выполнять задание самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!
  • Выполнение всех заданий обязательно.
  • Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения.

Существуют этапы постановки звука:

• изолированно;

• в слогах;

• в словах;

• в предложениях;

• дифференциация смешиваемых звуков;

• в самостоятельной речи.

  • Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении;

- показывает его выполнение;

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя ему говорить, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо учитывать следующие правила.

Правила проведения дыхательной гимнастики:

  • Помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
  • Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.
  • Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т. п., раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

Если воспитатель знает, что ребёнка заберут до вечера, он должен найти время для индивидуального занятия в первой половине дня, между зарядкой и завтраком.

Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Для осуществления успешной речевой коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи детей.



Предварительный просмотр:

                                                           

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.
Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:     Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.  В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Строил фразы грамматически правильно, без грамматических ошибок. Использовал предложения, состоящие из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок должен устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает,
Вас должно насторожить, если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками; часто отвлекался от темы рассказа, не выделил «главных» событий или, в рассказе было много повторов;
– ребенок только перечислил предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста.
   

  2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО                                        СТРОЯ РЕЧИ.
ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам.
Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».            
Если:
– ребенок не может самостоятельно составить

предложения; ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);  - составляет очень короткие предложения; допускает ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов»),  то Вашему ребенку необходима помощь специалиста.

ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе.
Необходимы предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки…).
   Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов.
Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.
Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение.
Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот – рты
Чашка –                     Перо –                 Лев -
Нож –                         Копье –               Огурец -
4). Лев – львица – львенок – львята
Тигр –                   Лиса –               Медведь –
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Еж –                     Бобр –
5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко – яблочный
Цветок –                          Виноград -
Стул –                               Апельсин -
Ларец –                           Морковь -
Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.
Мех – из меха какой? – меховой
Слива – из сливы компот какой? -
Груша – из груши компот какой? -
Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ               СТРУКТУРЫ  СЛОВА.
Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография.

Какие могут быть трудности:
– ребенок произносит только отдельные слоги; ребенок меняет слоги местами; ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги; ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца; пропускает согласные там, где они стоят рядом; ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен правильно использовать все звуки в  собственной речи и не смешивать между собой. Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка или придумайте сами короткую фразу с этим словом. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.
Примерный список слов:
«с» – санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» – замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» – цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» – чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» – лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» – ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверь

СОГБУ СРЦН «ГАРМОНИЯ»

               

Подготовила:  

 учитель-логопед

 Реброва В. А.

2019


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыка связной речи.

В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к логопатам  в процессе воспитания у них правильной речи.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:

  • постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;
  • упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале;
  • формирование связной речи;
  • закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей:

Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда осуществляется во второй половине дня. В «Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя» записываются задания для работы с подгруппой детейиндивидуально.

Воспитатель проводит ежедневные занятия или 2-3 раза в неделю со всеми детьми-логопатами.

На групповых занятиях у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует заданияразработанные учителем-логопедом специально для каждого ребенка, которые обычно включают:

  • упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
  • упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков и контроль за ними;
  • работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
  • лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Отработанные учителем-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Воспитатель работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова.

Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

Требования речевого режима.

Воспитатель не должен:

  • торопить ребёнка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить;
  • выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

НЕОБХОДИМО:

постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Если ребёнок заикается:

  • не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания);
  • оградить от насмешек товарищей;
  • перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи;
  • не требовать трудных и длинных ответов.

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми.

Индивидуальные задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.

Правила работы при выполнении домашних заданий.

  • Организация занятий воспитателями по заданию учителя-логопеда осуществляется посредством «Тетради взаимосвязи». В нее учитель-логопед записывает задания для детей-логопатов на неделю, в течение которой воспитатели должны выполнить эти задания.
  • Домашние задания выполняются систематически,1 раз в неделю, точно по рекомендации логопеда.
  • Речевой материал, необходимый при выполнении определенного заданияучитель-логопед размещает в специальной папке для воспитателей.
  • Домашние задания ребёнок выполняет совместно с родителями. Педагог даёт инструкцию о том, что ребёнок по мере сил должен выполнять задание самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!
  • Выполнение всех заданий обязательно.
  • Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения.

Существуют этапы постановки звука:

• изолированно;

• в слогах;

• в словах;

• в предложениях;

• дифференциация смешиваемых звуков;

• в самостоятельной речи.

  • Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении;

- показывает его выполнение;

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя ему говорить, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо учитывать следующие правила.

Правила проведения дыхательной гимнастики:

  • Помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
  • Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.
  • Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т. п., раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

Если воспитатель знает, что ребёнка заберут до вечера, он должен найти время для индивидуального занятия в первой половине дня, между зарядкой и завтраком.

Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Для осуществления успешной речевой коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи детей.



Предварительный просмотр:

                                                           

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.
Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:     Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.  В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Строил фразы грамматически правильно, без грамматических ошибок. Использовал предложения, состоящие из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок должен устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает,
Вас должно насторожить, если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками; часто отвлекался от темы рассказа, не выделил «главных» событий или, в рассказе было много повторов;
– ребенок только перечислил предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста.
   

  2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО                                        СТРОЯ РЕЧИ.
ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам.
Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».            
Если:
– ребенок не может самостоятельно составить

предложения; ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);  - составляет очень короткие предложения; допускает ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов»),  то Вашему ребенку необходима помощь специалиста.

ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе.
Необходимы предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки…).
   Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов.
Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.
Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение.
Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот – рты
Чашка –                     Перо –                 Лев -
Нож –                         Копье –               Огурец -
4). Лев – львица – львенок – львята
Тигр –                   Лиса –               Медведь –
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Еж –                     Бобр –
5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко – яблочный
Цветок –                          Виноград -
Стул –                               Апельсин -
Ларец –                           Морковь -
Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.
Мех – из меха какой? – меховой
Слива – из сливы компот какой? -
Груша – из груши компот какой? -
Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ               СТРУКТУРЫ  СЛОВА.
Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография.

Какие могут быть трудности:
– ребенок произносит только отдельные слоги; ребенок меняет слоги местами; ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги; ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца; пропускает согласные там, где они стоят рядом; ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен правильно использовать все звуки в  собственной речи и не смешивать между собой. Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка или придумайте сами короткую фразу с этим словом. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.
Примерный список слов:
«с» – санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» – замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» – цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» – чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» – лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» – ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверь

СОГБУ СРЦН «ГАРМОНИЯ»

               

Подготовила:  

 учитель-логопед

 Реброва В. А.

2019