«О роли адаптивного формирования элементарных геометрических представлений в повышении качества образования первоклассников»

Новосёлова Галина Владимировна

Статья «О роли адаптивного формирования элементарных геометрических представлений в повышении качества образования первоклассников»

Тот, кто мало знает, малому может и научить. (Я.А.Коменский)

    Образование сегодня является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание и направленность отражают образовательные программы и стандарты. В центре образовательного процесса находится потребитель знаний - обучающийся. Конечным продуктом становится качество его подготовки. На повышение качества образования ориентирован весь методологический аппарат каждого педагога, основой которого является системно - деятельностный подход, направленный на включение всех обучающихся в освоение учебного материала в результате применения широкого спектра современных технологий, методов, форм обучения, приемов и иных педагогических ресурсов урочной и внеурочной деятельности. С первых дней обучения детей в школе необходимо создать такие условия, которые позволили бы обеспечить максимальное включение в учебную деятельность каждого ребенка, учитывая его психологические и возрастные особенности. Для формирования высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления первоклассника, ведущую роль важно отводить геометрии, т. к. этот возраст является одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребёнка. Проблемой формирования элементарных геометрических представлений занимались многие учёные психологи и математики-методисты. Психологи Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, О.И. Галкина, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов и другие исследователи изучили механизм восприятия пространства детьми младшего школьного возраста, роль деятельности в формировании пространственных представлений и другие проблемы. Методические вопросы, связанные с разработкой методов формирования и развития элементарных геометрических представлений рассматривались авторами учебников и программ И.И.Аргинской, М.А.Бантовой, Л.В.Занковым, Н.Б.Истоминой, М.И. Моро, A.M. Пышкало, Л.Г. Петерсоном и другими, а также математиками-методистами О.А. Алексеенко, С.И. Волковой, Ф.Н.Ибрагимовым, В.А.Далингером, Н.С. Подходовой, Л.П. Стойловой Е.В. Знаменской. Разрабатываемые методистами приемы формирования элементарных геометрических представлений основываются на различных точках зрения, на том, как и в какой взаимосвязи необходимо изучать элементы плоскости и пространства. Так, изучение геометрического материала в традиционном курсе математики в начальной школе строится лишь на плоскости ( М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.И. Моро ). А.М.Пышкало., И.С. Якиманская и другие предлагают формировать пространственные представления, опираясь на жизненный опыт ребенка в восприятии пространства, на основе чего потом формировать геометрические представления, связанные с плоскостью, а от них переходить к элементам трехмерного геометрического пространства. С точки зрения Г.Д.Глейзера, В.А.Гусева, Н.С.Подходовой, Е.В.Знаменской, Л.В.Тарасова и других авторов, формирование геометрических представлений рассматривается на основе принципа фузионизма, то есть взаимосвязанного изучения элементов плоскости и пространства, в котором пространственные фигуры изучаются как форма предметов окружающего мира, а плоские - как часть пространственных. Эффективность такого подхода подтверждается данными исследований психологов, изучавших особенности ребенка в восприятии пространственных форм и отношений. Однако на методическом уровне проблема формирования элементарных геометрических представлений у первоклассников остается недостаточно изученной. В частности, не разработана система методов, ориентированная на познавательные интересы и возможности каждого ученика в усвоении геометрического материала. На наш взгляд, именно содержание геометрического материала можно рационально адаптировать к психологическим особенностям развития учащихся, к их способностям. Адаптивно формировать устойчивые геометрические представления, повышая качество образования первоклассников, можно не только на уроках математики, но и во внеурочной деятельности, в частности на занятиях кружка «Наглядная геометрия». Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе 1 класса МАОУ Ильинская СОШ Казанского района, Тюменской области.

    Для достижения цели нам необходимо было в процессе опытно - экспериментальной работы решить следующие задачи:

  1. Определить исходный уровень развития геометрических представлений первоклассников.

  2. Реализовать систему кружковых занятий, ориентированных на повышение качество образования и уровня развития геометрических представлений учащихся начальной школы.

  3. Проверить эффективность занятий кружка «Наглядная геометрия» посредством итоговой диагностики.

  На I этапе была проведена индивидуальная диагностика, которая позволила выявить имеющиеся у учащихся знания, умения и представления о геометрических фигурах. С первоклассниками проводились собеседования, в ходе которых они выполняли задания и упражнения в игровой форме. В ходе определения уровня сформированности геометрических представлений у первоклассников, учитывались следующие показатели:

  1. Различие и называние геометрических фигур, их признаков и свойств.

  2. Уровень сформированности представлений о математических связях, отношениях, свойствах и закономерностях.

  3. Владение терминологией и речевым выражением способов действия.

  4. Использование знаний и умений для решения проблемно-игровых и практических задач.

  Анализ проведенной диагностики с учащимися первого класса по формированию у них геометрических представлений показал, что в основном дети находились на среднем уровне освоения программы по данному разделу математической подготовки дошкольников. Дети различали и называли геометрические фигуры. Большинство первоклассников узнавали форму геометрические фигуры в окружающих предметах, умели выделять некоторые признаки геометрических форм. Однако, как выяснилось, первоклассники не могли применить знания и умения в решении проблемных и практических задач, у них не достаточно были сформированы представления о математических, в частности, геометрических свойствах и закономерностях, дети владели слабыми навыками классификации. Поэтому все учащиеся 1 класса были вовлечены во внеурочную деятельность посредством кружка «Наглядная геометрия». Занятия кружка проводились 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 35 минут. Занятия состояли из теоретической и практической частей. Вводились понятия, ранее не изучаемые в 1 классе начальной школы. Кроме этого, дети более расширено знакомились с уже известными геометрическими понятиями. Сохранению положительной мотивации обучающихся и освоению ими их социальной роли служили задания практической направленности. На занятиях велась работа над развитием логического мышления, воображения, памяти, внимания. Ребята учились рассуждать, мыслить, высказывали свои предположения. Широко применялись различные методы и приёмы: практическая деятельность, групповая работа, самостоятельная творческая деятельность, коллективное обсуждение, проектная деятельность. Прохождение каждой новой теоретической темы предполага¬ло опору на пройденный материал. Максимальному включению первоклассников в учебную деятельность и повышению качества образования способствовало использование проблемно – поискового метода: загадок, ребусов, заданий и вопросов «Для самых любознательных», инициирующих детское действие, а также преобладание учебных игр эвристической направленности. С целью удержания и концентрации внимания младших школьников использовали разнообразие организационных форм работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной. Ребята регулярно проводили самооценку собственных достижений. Для этого были предусмотрены задания типа «Проверь себя», «Что узнали?», «Чему научились?», «Оценим свои достижения». Это позволило формировать умения проводить пошаговый, тематический, итоговый контроль полученных знаний и осваивать начальные формы познавательной, личностной рефлексии. Повышение качества образования должно быть ориентировано и на здоровьесбережение обучающихся. Этому способствовала организация динамических пауз, веселых перемен, подвижных игр. Посредством занятий кружка «Наглядная геометрия» мы развивали интеллект детей, расширяли познавательные возможности путем знакомства с геометрическим материалом, что способствовало формированию воображения, логического и абстрактного мышления, памяти, внимания, измерительных и конструкторских знаний и навыков, пространственных представлений и понятий, творческих способностей младших школьников. Другими словами, мы закладывали предпосылки к успешному овладению всем циклом учебных предметов. В конце первого учебного года была проведена итоговая диагностика сформированности геометрических представлений у первоклассников, которая показала, что уровень сформированности у детей повысился.

    Таким образом, проведенная практическая работа, включающая в себя занятия, индивидуальную работу с учащимися, показала, что уровень усвоения детьми геометрических представлений повысился, наша работа дала хорошие результаты. Цель нашей опытной деятельности была достигнута, мы смогли повысить качество образования, подняв знания первоклассников на более высокий уровень, о чем свидетельствуют данные диагностик. В дальнейшем мы будем продолжать работу по формированию геометрических представлений у школьников, используя опыт педагогов, методистов, психологов, применяя передовые технологии и программы. Перед собой мы ставим следующие задачи: продолжить работу по повышению качества знаний учащихся, по развитию всесторонне гармоничной личности ребёнка и вооружению его необходимыми умениями и навыками.