Особенности обучения чтению на английском языке в начальной школе по УМК «Звёздный английский» (Starlight)

Глазатова Елена Александровна

Особенности обучения чтению на английском языке

в начальной школе по УМК «Звёздный английский» (Starlight)

 

Как известно, чтение - одно из основных средств получения информации. Оно позволяет человеку удовлетворять свои личные познавательные потребности.

При обучении иностранному языку чтение, как речевое умение, играет определяющую роль. Оно является целью практического овладения иностранным языком, средством изучения языка и культуры, средством информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средством самообразования и рекреативной деятельности. Умение читать развивает у детей интерес к изучению английского языка, чувство собственных достижений и возможность получать знания. Кроме того, чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Поэтому в начальной школе важно заложить прочный фундамент этого умения.

Поскольку чтение слов в английском языке вызывает у учеников много трудностей в запоминании произношения графем и при постановке ударения, обучение этому виду речевой деятельности является непростой задачей для педагогов и родителей.

На начальном этапе обучения чтению важно научить ребенка правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, а также понимать, правильно оценивать и использовать информацию текста. Соответственно, невозможно начать изучать новые темы без овладения техникой чтения – быстрым и точным соотнесением звука и буквы, а затем – соотнесением  звукобуквенной связки со смысловым значением слов. Овладение техникой чтения позволяет ученику быстро и качественно извлекать информацию из текста. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

На начальном этапе обучения чтению у ученика формируются такие способности как:

· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией

· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.

Трудности в обучении чтению на начальном этапе вызваны в первую очередь тем, что у школьников очень низкая мотивация к этому виду речевой деятельности. Данный вид речевой деятельности не является для них средством познания или просто источником удовольствия, а рассматривается как чисто учебная задача. Одним из способов решения данной проблемы может стать подборка учителем специальных текстов с учётом познавательных интересов учащихся начальной школы. Необходимо также  включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения, игровых ситуаций на уроке, давать им возможность проявлять самостоятельность.

Следующая трудность при обучении чтению связана с графическими и орфографическими особенностями английского языка. Как известно, орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными и часто вызывают путаницу у учащихся 2 классов, которые сравнительно недавно освоили правила чтения русских букв. Остальные буквы для них совершенно новые. (Г.В. Рогова).

При обучении чтению детей начальной школы по УМК «Звёздный английский» (Starlight) наиболее эффективен фонетический подход, основанный на алфавитном принципе. С первых уроков большое внимание уделяется произношению букв и звуков, а когда дети накапливают достаточные фонетические знания, можно переходить к слогам и целым словам. Этот метод обусловлен некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению наиболее существенны. При знакомстве  с буквами английского алфавита на занятиях во 2 классах по УМК «Звёздный английский» (Starlight) целесообразно объяснять школьникам правила произношения согласных букв. Прописывая согласные буквы в тетради, следует проговаривать их звучание, чтобы зрительный образ ассоциировался в памяти с соответствующим звуком. Можно также использовать видеоролики с произношением звуков букв алфавита: https://www.youtube.com/watch?v=hq3yfQnllfQ или https://www.youtube.com/watch?v=Cj20nGuUeYE. Большую роль в запоминании названия и произношения согласных букв играет наглядный алфавит с использованием знакомых детям слов или видеопрезентация. Для учащихся младших классов необходимо постоянно поддерживать интерес к изучаемому материалу. Здесь необходимо проводить различные игры  с карточками и словами, которые я  использую на уроке. На доске написаны согласные буквы, учащиеся читают их хором за учителем, затем ученики берут карточку со словом, читают ее и располагают на доске рядом с соответствующей буквой. После того как все слова размещены на доске, они еще раз прочитываются хором вместе с учителем. Без отработки чтения согласных букв представляется трудным знакомство с правилами чтения гласных букв, так как упражнения на отработку произношения гласных звуков предполагают чтение отдельных слов.

Следующий этап формирования техники чтения – отработка произношения гласных букв в открытом и закрытом слогах:

 

 

 

При отработке чтения слов с гласными звуками в открытых и закрытых слогах на уроке используются фронтальная, парная и групповая видны работы. Элементы соревнования повышают мотивацию детей. Класс можно разделить на команды, которые хором или по цепочке будут произносить слова с одинаковыми гласными звуками, что повысит эффективность запоминания произношения новых слов. Большим подспорьем в объяснении ребёнку разницу в произношении гласных в открытом и закрытом слогах может стать работа с таблицами или творческие задания (кроссворды, раскраски и т.д.).

 

 

Иногда представляется трудным отработать чтение буквы А. Зачастую ученики не видят правил чтения и везде произносят букву А как «Э». Если вовремя не исправить этот недостаток, то он закрепляется и в дальнейшем переучивать довольно проблематично.

Для недопущения этого небходимо на уроках уделять больше внимания чтению рядов слов с одинаковыми правилами чтения, например:

1) cat, fat, bat, sat, can, man, has, Pam

2) park, dark, farm, garden, large, car

3) all, fall, small, tall, ball

Следующий важный этап – чтение буквосочетаний. Многим ученикам не дается чтение сочетание букв еа в словах. Вместо звука/i:/ они часто произносят «иа». Необходимо чаще акцентировать внимание на этой ошибке, а также начитывать ряды слов с долгим звуком «и»: Sea, tea, team, cream, teach, meat, read. Особая роль отводится в изучении правил чтения буквосочетаний с «волшебной» буквой h, меняющей правила произношения согласных букв.

 

При отработке чтения буквосочетаний большие успехи приносят не только тренировочные фонетические упражнения, но и фонетические песенки с видеорядом: https://yandex.ru/video/preview/?text=chick%20chick%20chick%20chick%20chicken%20sing%20a%20little%20song%20for%20me&path=wizard&parent-reqid=1614806116958020-996212810355159683800278-production-app-host-sas-web-yp-52&wiz_type=vital&filmId=11911981398674921237 .

Также особое внимание следует уделить непроизносимым согласным. Для лучшего запоминания лучше обыграть ситуацию. Сказав, например, что буква n не любит приходить к финишу второй. Ей хочется быть первой поэтому буква k в начале слова, перед буквой n – не читается.

Дальнейшее закрепление навыков техники чтения проходит во время фонетических зарядок на уроках, разучивания небольших рифмовок и скороговорок, ознакомления с новой лексикой по темам и специальным фонетическим разделам УМК с тренировочными упражнениями и творческими заданиями.

 

 

Примеры скороговорок:

Звук [i:]. Звук [i]

These trees need heat to keep them green.

Each teacher needs to be free to teach as he pleases.

The queen in green screamed.

I scream, you scream, we all scream for ice-cream.

At least Denis could sneeze and feed and freeze the fleas.

Silly sheep weep and sleep.

It isn’t easy to please Lizzy.

 

Звук [e]

Each Easter Eddie eats eighty Easter eggs.

Fred felt unwell.

Ted meant to spend the night in a tent.

 

На следующем этапе, опираясь на тематику модулей,  дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов в фонетических упражнениях или в фонетической зарядке в начале урока. Затем  учащиеся закрепляют чтение слов в  коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.

Список литературы

  1. “Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования” от 06.10.2009.
  2. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2
  3. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильдруд Р.П., Эванс В. Звездный английский. 2 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013
  4. Козленко Л.Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения http://festival.1september.ru/articles/632538
  5. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. 2010. № 6.
  6. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения чтению на английском языке

в начальной школе по УМК «Звёздный английский» (Starlight)

Как известно, чтение - одно из основных средств получения информации. Оно позволяет человеку удовлетворять свои личные познавательные потребности.

При обучении иностранному языку чтение, как речевое умение, играет определяющую роль. Оно является целью практического овладения иностранным языком, средством изучения языка и культуры, средством информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средством самообразования и рекреативной деятельности. Умение читать развивает у детей интерес к изучению английского языка, чувство собственных достижений и возможность получать знания. Кроме того, чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Поэтому в начальной школе важно заложить прочный фундамент этого умения.

Поскольку чтение слов в английском языке вызывает у учеников много трудностей в запоминании произношения графем и при постановке ударения, обучение этому виду речевой деятельности является непростой задачей для педагогов и родителей.

На начальном этапе обучения чтению важно научить ребенка правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, а также понимать, правильно оценивать и использовать информацию текста. Соответственно, невозможно начать изучать новые темы без овладения техникой чтения – быстрым и точным соотнесением звука и буквы, а затем – соотнесением  звукобуквенной связки со смысловым значением слов. Овладение техникой чтения позволяет ученику быстро и качественно извлекать информацию из текста. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

На начальном этапе обучения чтению у ученика формируются такие способности как:

· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией

· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.

Трудности в обучении чтению на начальном этапе вызваны в первую очередь тем, что у школьников очень низкая мотивация к этому виду речевой деятельности. Данный вид речевой деятельности не является для них средством познания или просто источником удовольствия, а рассматривается как чисто учебная задача. Одним из способов решения данной проблемы может стать подборка учителем специальных текстов с учётом познавательных интересов учащихся начальной школы. Необходимо также  включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения, игровых ситуаций на уроке, давать им возможность проявлять самостоятельность.

Следующая трудность при обучении чтению связана с графическими и орфографическими особенностями английского языка. Как известно, орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными и часто вызывают путаницу у учащихся 2 классов, которые сравнительно недавно освоили правила чтения русских букв. Остальные буквы для них совершенно новые. (Г.В. Рогова).

При обучении чтению детей начальной школы по УМК «Звёздный английский» (Starlight) наиболее эффективен фонетический подход, основанный на алфавитном принципе. С первых уроков большое внимание уделяется произношению букв и звуков, а когда дети накапливают достаточные фонетические знания, можно переходить к слогам и целым словам. Этот метод обусловлен некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению наиболее существенны. При знакомстве  с буквами английского алфавита на занятиях во 2 классах по УМК «Звёздный английский» (Starlight) целесообразно объяснять школьникам правила произношения согласных букв. Прописывая согласные буквы в тетради, следует проговаривать их звучание, чтобы зрительный образ ассоциировался в памяти с соответствующим звуком. Можно также использовать видеоролики с произношением звуков букв алфавита: https://www.youtube.com/watch?v=hq3yfQnllfQ или https://www.youtube.com/watch?v=Cj20nGuUeYE. Большую роль в запоминании названия и произношения согласных букв играет наглядный алфавит с использованием знакомых детям слов или видеопрезентация. Для учащихся младших классов необходимо постоянно поддерживать интерес к изучаемому материалу. Здесь необходимо проводить различные игры  с карточками и словами, которые я  использую на уроке. На доске написаны согласные буквы, учащиеся читают их хором за учителем, затем ученики берут карточку со словом, читают ее и располагают на доске рядом с соответствующей буквой. После того как все слова размещены на доске, они еще раз прочитываются хором вместе с учителем. Без отработки чтения согласных букв представляется трудным знакомство с правилами чтения гласных букв, так как упражнения на отработку произношения гласных звуков предполагают чтение отдельных слов.

Следующий этап формирования техники чтения – отработка произношения гласных букв в открытом и закрытом слогах:

При отработке чтения слов с гласными звуками в открытых и закрытых слогах на уроке используются фронтальная, парная и групповая видны работы. Элементы соревнования повышают мотивацию детей. Класс можно разделить на команды, которые хором или по цепочке будут произносить слова с одинаковыми гласными звуками, что повысит эффективность запоминания произношения новых слов. Большим подспорьем в объяснении ребёнку разницу в произношении гласных в открытом и закрытом слогах может стать работа с таблицами или творческие задания (кроссворды, раскраски и т.д.).

Иногда представляется трудным отработать чтение буквы А. Зачастую ученики не видят правил чтения и везде произносят букву А как «Э». Если вовремя не исправить этот недостаток, то он закрепляется и в дальнейшем переучивать довольно проблематично.

Для недопущения этого небходимо на уроках уделять больше внимания чтению рядов слов с одинаковыми правилами чтения, например:

1) cat, fat, bat, sat, can, man, has, Pam

2) park, dark, farm, garden, large, car

3) all, fall, small, tall, ball

Следующий важный этап – чтение буквосочетаний. Многим ученикам не дается чтение сочетание букв еа в словах. Вместо звука/i:/ они часто произносят «иа». Необходимо чаще акцентировать внимание на этой ошибке, а также начитывать ряды слов с долгим звуком «и»: Sea, tea, team, cream, teach, meat, read. Особая роль отводится в изучении правил чтения буквосочетаний с «волшебной» буквой h, меняющей правила произношения согласных букв.

При отработке чтения буквосочетаний большие успехи приносят не только тренировочные фонетические упражнения, но и фонетические песенки с видеорядом: https://yandex.ru/video/preview/?text=chick%20chick%20chick%20chick%20chicken%20sing%20a%20little%20song%20for%20me&path=wizard&parent-reqid=1614806116958020-996212810355159683800278-production-app-host-sas-web-yp-52&wiz_type=vital&filmId=11911981398674921237 .

Также особое внимание следует уделить непроизносимым согласным. Для лучшего запоминания лучше обыграть ситуацию. Сказав, например, что буква n не любит приходить к финишу второй. Ей хочется быть первой поэтому буква k в начале слова, перед буквой n – не читается.

Дальнейшее закрепление навыков техники чтения проходит во время фонетических зарядок на уроках, разучивания небольших рифмовок и скороговорок, ознакомления с новой лексикой по темам и специальным фонетическим разделам УМК с тренировочными упражнениями и творческими заданиями.

Примеры скороговорок:

Звук [i:]. Звук [i]

These trees need heat to keep them green.

Each teacher needs to be free to teach as he pleases.

The queen in green screamed.

I scream, you scream, we all scream for ice-cream.

At least Denis could sneeze and feed and freeze the fleas.

Silly sheep weep and sleep.

It isn’t easy to please Lizzy.

Звук [e]

Each Easter Eddie eats eighty Easter eggs.

Fred felt unwell.

Ted meant to spend the night in a tent.

На следующем этапе, опираясь на тематику модулей,  дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов в фонетических упражнениях или в фонетической зарядке в начале урока. Затем  учащиеся закрепляют чтение слов в  коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.

Список литературы

  1. “Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования” от 06.10.2009.
  2. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2
  3. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильдруд Р.П., Эванс В. Звездный английский. 2 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013
  4. Козленко Л.Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения http://festival.1september.ru/articles/632538
  5. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. 2010. № 6.
  6. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5