Доклад об использование интерактивной доски в образовательном процессе

Миллер Елена Алексеевна

Использование интерактивной доски в образовательном процессе

   С давних времён люди стремились передать накопленный ими опыт новым поколениям. Изначально человеческой памяти хватало для запоминания истории и подвигов рода, племени, усвоения навыков роботы.

   С ростом числа поколений и усложнением технологий производственной деятельности возникла необходимость фиксации – сохранения истории и технологий в «нетленном» виде. Слишком зависимы тогда были люди от внешних условий жизни (погода, войны, болезни). Не вдаваясь в исторические расследования – где и когда появилась первая письменность, констатируем факт - она появилась! Существует множество подходов к определению термина «письменность»:

 «Существующие в мире системы письменности» («The World’s Writing Systems»): «Это система более или менее постоянных знаков, которые используются для передачи высказывания таким образом, что его можно восстановить более или менее точно без вмешательства говорящего».

 «Энциклопедия систем письменности» («The Blackwell Encyclopedia of Writing Systems»): «Это набор знаков, которые можно увидеть или ощутить, используемые для систематического обозначения языковых единиц, чтобы зафиксировать сообщение и сделать возможным его восстановление для каждого, кто знает данный язык, а также набор правил, с помощью которых языковые единицы кодируются в пределах системы письменности» и т. д..

 По любому, все определения подразумевают наличие какого-то объекта для нанесения на него символов отражающих человеческие языки – носителя информации.

 В древности, в зависимости от условий бытия, в качестве носителей информации использовались: глиняные или деревянные таблички, папирус, бумага, береста, кожа, ткань и многое другое. Первым же – древнейшим объектам для фиксации и хранения информации ещё в дописьменный период были стены пещер и ровные поверхности скал, на которых предки нам оставили множество петроглифов – наскальных рисунков доносящих до нас информацию о жизни людей каменного века. Это и был прообраз всем хорошо известной школьной доски.

Эволюция классной доски

 Непременным атрибутом любого школьного класса или институтской аудитории была и остается грифельная доска, на которой пишут и рисуют мелом. Первые доски делали из аспидного сланца и писали на них грифелями - отсюда и название.

 Долгое время использовались грифельные доски из крашеной фанеры, линолеума или матированного стекла. В конце XX века появились "безмеловые" пластиковые доски белого цвета, на которых можно писать и рисовать специальными фломастерами-маркерами и стирать написанное смоченной салфеткой. Нашли применение и так называемые флип-чарты - заменяющие доску огромные блокноты с закрепленными в специальном зажиме листами бумаги. После того как верхний лист целиком покрывается записями, его отрывают или заменяют на чистый.

 Но по-настоящему классная доска начала меняться уже на наших глазах. Важным событием стало появление электронных копирующих досок, изображение с которых можно распечатать на бумаге в виде ксерокопий, уменьшенных до размеров обычного машинописного листа формата А4. В первых моделях эта задача решалась механически: бесконечная замкнутая лента из белого пластика, на которой писали фломастерами, прогонялась через копирующую приставку. Современные модели гораздо удобнее: копирующий блок сканирует надписи и рисунки на поверхности доски, и по желанию преподавателя принтер распечатывает нужное количество копий в качестве "раздаточного материала". Сделанные записи можно сохранить на жестком диске компьютера, а при необходимости добавить необходимые замечания и пометки.

 Венцом эволюции классной доски стала интерактивная доска (smart board). С помощью проектора на нее выводят из компьютера любую информацию, а затем вручную дополняют изображение заметками, комментариями, примечаниями или акцентируют внимание учащихся, обводя важные фрагменты. Все созданные записи и наброски можно сохранить в компьютере. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г. Одними из первых, кто оценил педагогические возможности этой новой технологии, были преподаватели. Действительно, использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. В России системы отображения информации появились в 1995 г., а первые интерактивные доски - в 1998-м. Почти 10 лет формировался этот рынок и доски приобретали популярность в глазах образовательного сообщества. Сегодня у нас пять основных марок подобной продукции: ACTIVboard (производит компания Promethean, в России их распространением занимается "ТДС-Прометейн-М"), SMART Board (производит SMART Technologies Inc., у нас, их представляет Polymedia), Star Board (производит Hitachi, в России продает сеть дилеров), InterWrite SchoolBoard (производит GTCO CalcComp Inc., продает "Сервис Плюс"), Communicator (Sahara Interactive и "ДеЛайт 2000" соответственно) и конечно же Prestigio Corp.. Нужно отметить, что основной круг потребителей интерактивных досок (более 90 %) находится в образовательном секторе. По статистике, в начальной школе - 49 %, в средней - 41% , в вузах и специальных учебных организациях - лишь 10 %.

Примеры использования интерактивных досок

 Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.

 Интерактивная доска может быть использована как эффективное средство создания учебно-дидактических материалов: примеры решения задач, схемы, чертежи, графики и т.д., причем как статические, так и динамические. Все эти материалы могут быть созданы непосредственно на уроке, и в дальнейшем могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении, а также в качестве тренажеров при индивидуальной работе.Можно условно выделить четыре свойства интерактивной доски, которые и определяют все возможные приемы ее использования:

 неограниченная площадь,

 расширенный набор инструментов для фиксации информации и графического комментирования экранных изображений,

 возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде и ее дальнейшее неограниченное тиражирование,

 возможность сохранения информации в динамической форме (в видеофайле).

  Когда преподаватель пишет на доске, он может выбирать практически любой цвет пера, а также выбирать толщину пера, т.е. каждый слайд по усмотрению преподавателя для большей наглядности может быть оформлен разными цветами и в разном стиле. В своем рассказе можно использовать статичные графические изображения, приготовленные заранее или взятые с предыдущих уроков, при этом он может делать различные пометки, которые сохраняются на используемом изображении. Эти пометки могут быть выполнены пером или маркером, свойства которых (цвет, толщина, форма, прозрачность) можно настраивать. Если используется в лекции видеофрагмент, то и здесь имеется возможность аннотирования видеоизображения теми же инструментами, причем в двух режимах, не останавливая видеоряд или в режиме паузы. Возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде позволяет учителю использовать ее на следующем уроке при повторении или в дальнейшем на уроках обобщения знаний

Компьютерный класс

 Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word , Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всей аудитории, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к аудитории - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а учащиеся пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

 Стоимость небольшой интерактивной доски примерно соответствует стоимости всего трех – четырёх компьютеров. А эффективность повышается многократно.

Направления использования интерактивной доски в учебном процессе

 Практика применения интерактивной доски в школе позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе:

 1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом.

 2. Активное вовлечение учащихся. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Интерактивная доска становится центром внимания для всего аудитории.

 3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, Интернет-ресурсы зададут занятию бодрый темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения пройденного материала. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях.

 В центре любого образовательного процесса стоит учащийся, ведомый преподавателем к знаниям. И если он от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.

 Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащийся по отношению к себе и к своему образованию.

Электронные доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:

 • незамедлительной обратной связи между учеником, учителем и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи интерактивной доски;

 • наглядном представлении, на интерактивной доске объекта, его составных частей или моделей, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса;

 • компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных»;

 •автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.

 Применение интерактивных досок в процессе обучения позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, наподобие телевизора, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты.

 Электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы выдержать конкуренцию с популярными среди учеников электронными устройствами. Они сосредотачивают учащегося на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков. Электронные интерактивные доски более успешно, чем любое другое отвлекающее устройство или игра популяризируют среди учеников навыки работы с компьютерами, столь необходимые в XXI веке.

 Обычно на запоминание учащимися пройденных материалов влияет множество факторов. Способность ученика запоминать и воспроизводить информацию зависит от ряда условий. Некоторые из них касаются степени вовлеченности учащегося в образовательный процесс и стимулов, и конечно же важно – привлечено ли внимание ученика к изучаемому материалу, поддерживается ли должный уровень внимания, способствующий усвоению знаний.

 Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал не тратя время и силы попусту, это возможно при условии, если педагог использует методику сотрудничества с учащимся.

 Реализация на практике принципа сотрудничества, это оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к её результативности, развития уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

 Учебно-познавательную деятельность, по ее характеру можно отнести к методам активного обучения, которые подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме.

 Наиболее полно методы активного обучения используются педагогами начальной школы, для средней и старшей школы в большей мере характерны деловые и дидактические игры, учебные тренинги, хотя по-прежнему сохраняют актуальность и игровые приемы.

 Педагоги отмечают, что использование электронных досок с целью активизации на уроках в различных возрастных группах преследует различные цели и обеспечивает решение различных образовательных задач, но неизменно способствует активизации учащихся в ходе учебного занятия.

 Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

 Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:

 • уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того, чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока;

 • записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте. Таким образом у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.

 Технология работы с интерактивной доской сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Преподаватели используют интерактивные доски во все возможных случаях: во время проведения урока, в проектной деятельности, при создании материалов к урокам, при выступлении на собраниях, в процессе создания и передачи общешкольной информации. Можно четко выделить три основных приема использования интерактивной доски на уроке:

 1. Управление компьютером, стоя у доски, на удалении от самого компьютера, не используя традиционные клавиатуру и мышь.

 2. Совмещение использования электронных заготовок с рукописным видом деятельности. Возможность делать надписи и пометки с помощью электронного маркера поверх электронной заготовки позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных блоках информации, добавлять новую информацию, вопросы и идеи к тексту, комментарии к диаграммам или изображениям на экране.

 3.Работа с программным обеспечением, поставляемым непосредственно с интерактивной доской. В отличие от предыдущего приема, здесь к электронным маркерам добавляются дополнительные “электронные инструменты” для создания новых объектов и работы с ними. Объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать. Ученики могут экспериментировать с заданием, передвигать объекты, отменять свои действия и пробовать снова.

 Используя электронные доски на уроках, преподаватели повышают уровень профессиональной культуры учащихся, снижают трудоемкость процесса контроля и консультирования, развивают плодотворное сотрудничество с учащимися. Так же педагоги имею возможность самореализации и самоутверждения, повысить у учащихся интерес к предмету.

 Одной из форм использования электронных досок в учебной работе является трансляция презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае электронные доски выступают как инструмент творчества.

 Применение интерактивных досок на уроках дает возможность облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, со школьниками можно провести эксперимент или лабораторную работу, выявить и развивать их способности, овладеть конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

 Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям. Они просты в использовании, как для преподавателей, так и для учащихся, поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей предельно мало.

 Побуждают учителей включать в разрабатываемые уроки разнообразные электронные материалы. Преподаватели делают это с энтузиазмом, наблюдая рост отметок и прилежания учеников при работе с интерактивными досками.

 Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

 Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.

Хочется отметить, что обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Однако, прежде всего, любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации.