"Роль сознания..." (статья для обсуждения)

Чертанова Татьяна Ивановна

Роль сознания в выполнении двигательных действий у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_soznaniya_statya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сознания в выполнении двигательных действий у школьников.

       Организм человека проходит все стадии развития и изменения от зарождения до старения. В человеке происходят изменения не только анатомо-физиологического, но и психического характера. Он живёт в социальной среде, которая постоянно меняется. Меняются условия жизни, потребности в благополучии её течения.

       Ребёнок,  когда рождается, то у него ещё нет осознания: « как двигаться?», « для чего нужно движение?» и т.д. Движение для него, как способ выживания, познание мира. Он использует анализаторы и рефлексивные действия, получает опыт, запоминает, а в дальнейшем это использует в осознанной жизни.

       Технологический процесс не остановится в своём развитии и будет дальше продолжать прогрессировать. Но человек, как биологическое тело, не может стремительно развиваться, видоизменяться. Это не робот с информационной системой, где заложена программа.  Для человека же информационной системой является образование, этапы развития которой корректируются с учётом современных условий жизни, потребности общества.  Корректируются и конкретные цели – результаты.

       Если говорить о школьном курсе «физическая культура», то её цель  – формирование физической культуры школьника.  Она исторически формировалась и оправдывает свои результаты, независимо от форм, методов, средств, задач и др. Роль уроков физической культуры  имеет значимый уровень в сфере образования. Но нельзя сразу всё изменять, пренебрегать методикой, техникой выполнения действий, которые прошли историческое развитие, «отшлифованные» приёмы дошли до нас в лучшем виде на сегодняшний день. Структура урока физической культуры, его содержание и основное направление – всё это как результат многолетних работ учёных-специалистов, учителей в области теории и методики физического воспитания. К примеру, П.Ф.Лесгафт создал теории: физического воспитания и физического образования. Он на первое место в анатомо-физиологическом совершенствовании детей поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека. «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми…».  Его работы бесценны, а  высказывания актуальны и в нынешнее время.

       Мы учителя стараемся идти в ногу со временем. Но нельзя отбрасывать и то, что уже наработано и даёт положительный результат. Для примера можно назвать применение игровых, соревновательно-игровых технологий на уроках физической культуры. Не нужно придумывать новые средства и методы физического воспитания, их нужно искать в действующей методике,

практике и смело внедрять в уроки физической культуры.

       Обратимся снова к работам П.Ф. Лесгафта. Он придавал большое значение тому, чтобы в процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т.е. осознание того, что делает обучающийся. «…особенно важно развитие мышления личности школьников на основе принципов предвидения, осознание того, что надо сделать в упражнении, а также предвидения о результатах его выполнения в плане развития как телесных сил, так и интеллекта».

       На уроке физической культуры мы с учащимися разучиваем комплекс упражнений на 16 счётов, то у них есть цель – выучить этот комплекс для получения хорошей отметки. Но если предлагаем составить свой комплекс, то у детей появляется осознанный, творческий подход к составлению и выполнению комплекса. Они становятся более активными, задают вопросы, советуют друг другу, когда решают двигательную задачу и при достижении успеха поднимается настроение.  Кстати, во втором случае у ребят комплекс запоминается надолго, да и навык самостоятельности появляется.

       При осознанном выполнении двигательных действий появляется личный контроль в его выполнении, например, техники движений, последовательности совокупных движений и это приводит к более качественному результату. Осмысленное выполнение движений ярко проявляется в упражнениях на координацию. Роль сознания обучающихся при этом – понять как точнее и быстрее достичь цели. При обучении техники движений мы не только говорим и демонстрируем, как нужно выполнить, но и отвечаем на вопрос: «Для чего нужно выполнять именно так…?».

       Так, в системе образования по физической культуре осознанное выполнение движений предполагает при создании мотивации и достижения цели, например, в ациклических действиях (спортивные, подвижные игры и др.). Самостоятельное же выполнение упражнений должно быть только при правильной (техничной) выработке умений или даже навыков в выполнении действий. Обучение техническим приёмам проходит строго по методике обучения двигательным действиям и при «искажении» их приводит к снижению результативности или травмам. Только при получении основ знаний и базовых навыков можно разрешать выполнять прикладные задания: перепрыгнуть, преодолеть… Нельзя давать не решаемые задания или при отсутствии технических навыков у ребят данного возраста, например: выполнить кувырок, перепрыгнуть через козла, спуститься со склона на лыжах и др. Но можем давать проблемно-поисковые задания при совершенствовании двигательных действий. Вот примеры из практики.    

       Ребятам предлагаем для опробования метнуть мяч в стену, чтобы он отлетел как можно дальше. У них уже есть навык по технике метания мяча, но в данном случае им приходится думать и анализировать: с какого расстояния, на какую высоту метнуть мяч для достижения наилучшего результата. Пример из раздела гимнастики. Мальчики и девочки уже много раз ходили по напольному бревну разными способами, но даётся проблемное задание: при встрече двух участников нужно перейти на другую сторону не сходя с бревна. Появляется интерес у детей к заданию, инициативность, проявляются мыслительные операции и, конечно же, ожидание успеха.

       Осознанное выполнение двигательных действий, конечно, наиболее эффективно происходит в условиях проблемного обучения, но на базе уже опробованных способах деятельности, умений выполнять по технике движений, безопасно и с задатками самоконтроля.

       Развитие ребёнка происходит разносторонне, так и способы физического воспитания должны быть разнообразными, что положительно подтверждается практикой обучения и воспитания физической культуры.

       А профессиональные компетенции учителя могут найти необходимые формы и способы для положительных результатов в универсальных учебных действиях. Учителя всегда будут обращаться к разуму, чувствам и ощущениям детей, ведь это всегда приносили успех в образовании.

       Нам, учителям физической культуры, не нужно изобретать новую методику физического воспитания. Для облегчения работы в сфере физической культуры хотелось бы, чтобы материально-техническая база постоянно обогащалась и соответствовала современным условиям, тогда и у ребят будет устойчивая мотивация к занятиям по курсу «физическая культура». А компетенции учителя физической культуры помогут школьникам не механически выполнять двигательные действия, а заниматься осознанно и добиваться цели.

       

Список источников:

1. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень. – М., 1990.

2. http://wiki.uspi.ru/index.php/Петр Францевич Лесгафт. Вклад в развитие педагогики