"Побеждаем рассеянность играючи"-ответы на вопросы родителей.

Смарж Елена Юрьевна

Побеждаем рассеянность играючи

   Я работаю учителем в начальных классах уже много лет и самый часто задаваемый вопрос от родителей – как бороться с рассеянностью у ребёнка? Чаще всего он возникает во втором-третьем классе. Детё постоянно «витает в облаках», и в классе и дома, всё валится из рук, может не заметить предметы, попадающиеся на дороге, споткнуться, упасть, бежать, отвернувшись в другую сторону и, как правило, сталкиваться с другими детьми. Что же делать, как помочь ребёнку?

     Это возраст 8-9 лет, когда нервная система детей в процессе развития, и одни функции могут обгонять по развитию другие. В этом случае, сначала надо успокоиться и исключить медицинский аспект этого вопроса. Многие родители принимают в штыки рекомендации посетить врача невролога или психолога. А зря. Возможно, какие-то физиологические процессы на уровне нервной системы нуждаются в поддержке, возможно не хватает каких-то витаминов. Детский психолог сделает диагностику когнитивных навыков. Это может быть одной из причин рассеянности, а визит к специалистам поможет оценить ситуацию более подробно и понять, в чем проблема и с чем работать.

   Развивать внимание у ребёнка можно и в домашних условиях, причем, в весёлой игровой форме. Существуют программы и всевозможные приложения на компьютере для тренировки когнитивных навыков. Но! Для ребёнка лучше, конечно, предметные и подвижные игры. Множество таких игр сейчас можно найти в интернете. Известные нам с детства картинки, в которых надо найти 5-10 отличий или на одной большой найти мелкие предметы; «найди, что пропало?» - выставляем на стол любимые игрушки ребёнка, даём время запомнить, просим закрыть глаза и убираем или переставляем местами 1-2 предмета.

    В своём классе я проводила такую игру: выбираем одного водящего или несколько, они внимательно рассматривают детей в классе, стараются запомнить позы, одежду, предметы на парте. Затем выходят из класса, а ребята меняют позу или убирают, либо добавляют предметы на парту, меняют что-то в одежде. Поверьте, веселье с пользой обеспечено!

   А помните любимую дворовую игру девчонок Союза – «резиночки»?  Когда нужно координировать движения и положения тела таким образом, чтобы выполнить необходимые фигуры; подвижные игры с мячом, когда надо концентрироваться на летящем мячике, бадминтон и многое другое.

   Если всё это не помогает, то стоит задуматься – как говорят психологи, такое «витание в облаках» может быть защитной реакцией на стрессовые события: переезд, новое окружение, конфликты внутри себя или с кем-то из окружения. В таком случае необходимо работать не с рассеянностью, а со стрессовой ситуацией. Рассеянность возможна как следствие стресса. Здесь   точно не надо стесняться консультации у детского психолога! Не отчаивайтесь, давайте ребёнку как можно больше вариантов и способов коммуникации, поддерживайте как можете и играйте, играйте, играйте…