Педагогический опыт

Кручинкина Виктория Ивановна

Представление педагогического опыта

Тема педагогического опыта: «Организация коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями»

Автор педагогического опыта: Кручинкина Виктория Ивановна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

Содержание эмоциональной жизни каждого человека очень разнообразно: при помощи эмоций человек воспринимает и выражает свое отношение к людям, событиям или к отдельным моментам жизни, которые могут способствовать или препятствовать осуществлению деятельности (например, страх или гнев), к конкретным достижениям в ней (радость или огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т. п.

Формирование эмоций является одним из главных условий становления личности каждого человека. Развитию эмоциональной сферы содействуют семья, общество, вся жизнь, которой окружен ребенок, и постоянно оказывает влияние на него, и особенно – детский сад и обучение в школе. Эмоции тесно связанны с уровнем интеллектуального развития человека. Без знания путей формирования эмоциональной сферы детей, имеющих интеллектуальные нарушения, без учета особенностей эмоциональных проявлений данной категории детей невозможно качественно спланировать воспитательную и коррекционную работу с ними.

Недостатки в развитии эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями обладают стойким характером и считаются весьма распространенными. Данные условия негативно воздействуют на результативность обучения и адаптацию в обществе. Целенаправленная и своевременная работа по коррекции эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями содействует успешной социальной адаптации учащихся.

Основная идея педагогического опыта

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников с интеллектуальными нарушениями, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на «хорошем» языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции становятся более дифференцированными.

Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность мимико-жестовой речи, нарушения выразительности моторики, неумение регулировать собственные эмоции – все то, что характеризует ребенка с интеллектуальными нарушениями – затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Дети данной категории отличаются бедной экспрессией, поэтому не всегда могут верно, уловить то, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, не всегда правильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может стать причиной углубления у них негативных черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Теоретическая база педагогического опыта

Проблема эмоций рассматривается в трудах таких отечественных и зарубежных психологов как Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, В. В. Лебединский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. А также в работах современных исследователей: Н. А. Аксенова, В. К. Вилюнас, М. В. Ермолаева, Е. И. Изотова, И. И. Мамайчук. Но, не смотря на это, в данный момент ощущается нехватка специализированной литературы, которая отражала бы актуальные представления о специфике эмоциональной сферы и особенностях ее исправления у данной категории школьников.

Новизна педагогического опыта

Психологическая коррекция эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями выступает в моей работе как грамотно спланированная система психологических воздействий. Мои действия нацелены на облегчение эмоционального дискомфорта у детей с интеллектуальными нарушениями, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, которые обусловлены нарушениями эмоциональной сферы, таких как агрессия, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и многое другое.

Из множества методов работы по психологической коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии интеллекта, одной из наиболее эффективных я считаю использование цветотерапии.

Цветотерапия – это особый способ корригирования психоэмоционального состояния с помощью определенных цветов. Вследствие этого воздействия можно добиться значительных результатов в коррекции начинающейся детской агрессии, апатии, раздражительности, чрезмерной активности, а также способности к управлению своими эмоциями.

Технология педагогического опыта

На первой стадии коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста я считаю целесообразным обучить ребенка соотнесению воспринимаемого сигнала и реакции организма. С этой целью я использую:

1. игры, целью которых является расширение представлений об окружающем мире ребенка при помощи рук, глаз кожи;

2. упражнения и игры для развития способности воспринимать рукой, глазами, носом, кожей.

На второй стадии коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, я формирую способность к пониманию, осознанию своих и чужих эмоций, правильному их выражению, а также развиваю умения и навыки управления ими. Самый эффективный метод работы – это постановка детей в ситуацию выбора подходящей реакции:

  • реакция удивления – игрушка исчезла, все игрушки на своих местах;
  • реакция радости – в пустой клетке под платком оказались птички, под платком в пустой клетке никого нет, и не было и т. п.

Проблема выбора побуждает ребенка к эмоциональной активности, которая служит мерой успеха или неуспеха в овладении коммуникативными моделями поведения.

В процессе моей работы по развитию эмоций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями я придерживаюсь определенного порядка действий:

1)  фиксация внимания на проявлениях чужих эмоций (в том числе и педагога);

2)  повторение увиденной эмоции;

3)  выбор картинки, изображающей определенного литературного или сказочного героя с определенным эмоциональным состоянием;

4)  повтор воспроизведенной эмоции в упражнениях или установленных ситуациях.

Цветотерапия для младших школьников – это эффективный способ выражения своего настроения, а также передачи эмоций и чувств, которые трудно объяснить словами. Она представляет собой выявление предпочитаемого цвета ребенка, после чего происходит максимальное наполнение им окружающего пространства. Подавляющее большинство детей предпочитают яркие и насыщенные оттенки, такие как зеленый, желтый, красный цвет, что свидетельствует о гармоничном развитии психики, динамичности и любознательности, а также об интересе ко всему новому и необычному.

Если же любимыми являются черный и белый цвета, то можно сделать вывод о замкнутости ребенка и его склонности к одиночеству. Для коррекции особенно актуальными, я считаю, упражнения со сменой различных цветов.

Результативность педагогического опыта

В процессе реализации педагогического опыта мной была разработана психотерапевтическая программа «Цветные эмоции» с использованием средств цветотерапии.

Работая с цветом, мне удается решить многие задачи:

1) повысить уровень коммуникативности детей и их эмоциональную отзывчивость;

2) обогатить сенсорный и эмоциональный опыт детей;

3) познакомить с приемами управления своими чувствами;

4) сформировать навыки самоконтроля.

Решая данные задачи, я формирую навыки саморегуляции, а также расширяю возможности управления эмоциональными процессами.

В своей работе я взаимодействую с детьми как в индивидуальной форме, так и в групповой. Такие коррекционно-развивающие занятия отличаются целями, а также процедурой и приемами работы. В процессе индивидуальных встреч я решаю следующие задачи:

− снимается эмоциональное напряжение;

− корректируются страхи;

− преодолевается негативизм;

− устраняются барьеры, которые являются результатом «идеального» воспитания ребенка в семье, и др.

А групповая работа дает поле для удовлетворения потребностей во взаимодействии со сверстниками, способности принимать мнение других и отстаивать свое, проявления активности.

Обобщая педагогический опыт, я предлагаю следующие практические рекомендации для педагогов по использованию цветотерапии в процессе работы с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями.

1) Целесообразно включать в задания разнообразные цвета, так как они формируют у детей внимание и сосредоточение.

2) При работе с малоактивными и пассивными детьми следует использовать красный, оранжевый или жёлтый цвета.

3) Гиперактивным детям рекомендуется предлагать упражнения с холодными оттенками: голубым, синим или зелёным цветами.

4) Развивающие занятия лучше всего проводить в зоне, где имеются предметы желтого цвета (магнитная доска, полка для книг, карандашница и т. п.), поскольку он создает хорошее настроение и благоприятно воздействует на зрение.

5) Должны встречаться нотки красного (маркер, магнит и т. д.), но главное не переборщить, потому что излишки данного цвета опасны.

6) Привлечение зеленого цвета в рабочую зону добавляет ясность восприятия, а синего – помогает сосредоточиться.

7) Следует уделить внимание цвету одежды специалистов. Организуя и проводя повседневную образовательную деятельность, предпочтение отдается светлым, теплым и спокойным тонам в одежде педагогов, которые дают ощущение легкости и кажутся глазу особенно близкими.

8) Как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях можно использовать скатерти определенных цветов. Например:

– оранжевая – раскрепощает, убирает подавленность и физическое утомление, помогает сосредоточиться;

– розовая – успокаивает, расслабляет, снижает возбуждение, улучшает настроение.

Для того, чтобы научиться узнавать эмоции и чувства, я ипользую следующие приемы:

1)  признание того, что есть чувства, и они не могут быть плохими, каждый в праве их проявлять; однако необходимо назначать соответствующие правила проявления эмоций, к примеру: «Ты имеешь право злиться на сестру, но бить ее я не разрешаю»;

2)  обсуждение ситуаций, которые произошли, пытаться попробовать определить чувства;

3)  обсуждение с ребенком того, что он чувствует: если объяснить ребенку причину чувства, то он сможет сам с ним справиться:«Ты зол потому, что Кате нужно идти домой, и тебе необходимо вернуть ее игрушку»;

4)  предложение различных способов, которые помогут ребенку взять себя в руки, – вербальные, физические, зрительные, творческие и др.:«Ты хочешь дальше сердиться или успокоиться?»; «Что ты можешь сделать для этого: может быть, обойти вокруг стола, или послушать любимую книжку?»

Зачастую все, что необходимо ребенку – это осознать наполнившее его чувство. С этой целью я предлагаю детям возможные варианты для того, чтобы они сами выбрали наиболее действенный способ решения проблемы.

Список литературы

  1. Аксёнова, Н. А. Цветотерапия, гармонизация через цвет, форму и художественные образы / Н. А. Аксёнова. // Образование в современной школе. – 2015. – № 9–10. – С. 34.
  2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : норма и отклонения / Г. М. Бреслав. – Москва : Педагогика, 1990. – 144 с.
  3. Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 196 с.
  4. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников : учебное пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института, 2012. – 354 с.
  5. Изотова, Е.  И. Эмоциональная сфера ребёнка : Теория и практика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  6. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 400 с.