день логопеда

Манакова Ралия Сабировна

Моя профессия логопед!

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам,

но забываем иногда, что слово тоже поступок.

Речь человека - зеркало его самого. (Лев Толстой)

Здравствуйте, коллеги, уважаемые учителя, учителя-логопеды!

14 ноября отмечается международный день логопеда- профессиональный праздник всех представителей одной из самых значимых социальных  профессий. Работа учителя-логопеда, может быть, не заметна, но очень важна. Заниматься с детьми довольно интересно: каждый ученик уникален и неповторим в своём проявлении и развитии. В работе мною движет желание помочь каждому ребёнку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды приносят плоды! Учителем-логопедом я работаю совсем недавно. Все дети очень различаются между собой, и специфика коррекционной работы с ними разная, но во всех случаях эта работа очень интересная и увлекательная, и она не может быть плодотворной без одной важной вещи — любви к детям. Маленькие воспитанники всегда чувствуют отношение учителя к ним и отвечают взаимностью, которая может проявляться по-разному, но каждый раз это их любовь — детская, искренняя, неповторимая. Я знаю людей, которые, отучившись в вузах на учителя, не смогли найти общий язык с детьми и поэтому связали свою жизнь с другой профессией. Мне искренне их жаль. Сколько они потеряли! Мир детей несёт необыкновенную ауру, создаёт благоприятную атмосферу для деятельности и творчества. Лично я в школе, среди детей, в маленьком мире наивной искренности, чистоты и тепла дышу, цвету и радуюсь, стараясь помочь своим маленьким воспитанникам преодолевать и исправлять их речевые недостатки, развивать в них уверенность в себе. Учитель — святая благородная профессия. А нам, учителям-логопедам, дано больше, чем любому другому учителю. Только мы, логопеды, знаем каждого ребёнка в школе, как его зовут, как он говорит, пишет и читает, в то время когда другой учитель знает детей только своего класса. Кто, если не мы, поможет деткам преодолеть трудности в произношении, чтении и письме на начальных этапах обучения, когда они особенно нуждаются в поддержке? Ведь если вовремя не вмешаться и не провести коррекцию произношения — дефект останется на всю жизнь. Знаю людей,  которые имеют небольшие дефекты звукопроизношения, абсолютно не мешающие его общению с людьми, но так смешно слышать, когда вместо «Алло!» у него звучит: «Аво!».  А если ребёнок на всю жизнь останется картавым или шепелявым, сколько комплексов он из-за этого приобретёт? А если это будущий артист, доктор или руководитель? Да неважно кто — чистая красивая речь нужна везде! Ведь проблема нарушения речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике. По мнению психологов, на успеваемость детей влияют более 200 факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством выражения и получения знаний. При правильной организации и проведении коррекционной работы мы, учителя-логопеды, помогаем детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями. Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, необходима личная вовлеченность ребёнка в работу. Чтобы уроки были радостными, плодотворными и насыщенными, в своей работе я использую много наглядности. Занятия с детьми я всегда начинаю с артикуляционной гимнастики, которая просто необходима как подготовительный этап при постановке звуков. Используя индивидуальные зеркала, мы учимся произносить нужный звук изолированно, складываем звуки в слоги, слова, предложения. Подбор картинок на все группы звуков на этапе закрепления позволяет более углубленно подойти к процессу индивидуального обучения каждого ребёнка. При работе над исправлением нарушений чтения и письма у детей ламинированные многоразовые карточки с различными заданиями дают возможность ребёнку, написав на них маркером, по необходимости исправлять допущенные ошибки, стирая их обычным ластиком. Логопедические игры на закрепление полученного материала вносят оживление в процесс обучения, ребёнок забывает, что он находится на занятии. Также я использую много заданий для развития моторики рук, правильного дыхания. И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий — радостная атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и легко, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен — вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Очень важной деталью является оснащение логопедического кабинета. По моему мнению, он не должен быть похож на официальный кабинет. Шторки на окнах, красивые плошки с цветами, наличие на полках шкафов симпатичных наглядностей: альбомов, конструкторов, других пособий будут располагать ребёнка к более свободному непринуждённому общению.

Также необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, которые помогают на разных этапах коррекционно-речевой работы. Это различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики, фонетическая ритмика, пальчиковые игры, гимнастика для глаз и многое другое — ведь чем лучше двигательная активность ребёнка, тем больше развивается его речь. Обязательным условием успешности работы логопеда является осознанное включение родителей в процесс обучения, что позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка.