Буллинг. Почему возникает травля?

Волкова Татьяна Викторовна

Сегодня я хочу коснуться тяжёлой темы - Буллинг (травля) в детских коллективах. Это было всегда и есть сейчас. Буллинг – травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, вербальной агрессии, унижении.      Почему возникает травля?

Обращусь к словам Людмилы Петрановской: «Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это возраст предподростковый, но сейчас все сдвигается в 8-9 годам. Всем, кроме ярких индивидуалистов, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли — отучились — разошлись. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти».  

Как происходит травля?

Всегда есть несколько участников.

Агрессор – зачинщик травли.

Жертва – тот, кого травят.

И есть те, кто казалось бы, не включен в процесс – наблюдатели. Но они очень важны. Наблюдатели со стороны агрессора усиливают его. Помогают чувствовать себя значимым и продолжать травлю. Бывает, что рядом с жертвой тоже есть наблюдатели. Они чаще всего находятся в страхе и не проявляются. Как ни странно, взрослые часто занимают нейтральную позицию, либо поддерживают агрессора. Иногда сразу бывает не ясно кто агрессор, особенно, если их несколько, но жертву видно всегда. Очень часто в консультировании я сталкиваюсь с такими ситуациями.

Очень просто внушить вину ребёнку, который находится в стрессовой ситуации и подвергается постоянным насмешкам. Он и так думает, что с ним что то не то, раз оказался изгоем в своём классе, к примеру. И будет дальше искать что бы в себе исправить, чтобы обидчики успокоились и отстали. Лучше учиться или хуже? Одеваться в модную яркую одежду или наоборот, стать серой мышкой? Начать ходить в спортивную секцию или бросить своё любимое занятие? Похудеть или поправиться?

Как понять, что ребенок поддвергается травле? Что мы как родители, как педагоги можем сделать? Как помочь своему ребенку или другому попавшему в такую ситуацию?

 

Комментарии

Нужно обратить внимание на изменение в поведении ребёнка (он может начать болеть, не посещать школу, а в каникулы чувствовать себя хорошо). У него нет друзей в классе, никто не хочет с ним сидеть за одной партой. Происходит снижение успеваемости, могут быть испорчены личные вещи. Ребёнок может часто плакать, становится скрытным, не разговорчивым. Если обнаружили какие-то из этих признаков стоит поговорить и прояснить ситуацию. Если присутствует травля, стоит поговорить с учителем о нездоровой ситуации в коллективе

Лопатина Екатерина Александровна

Добрый день! Хочу сказать, что я побывала и на стороне жертвы - как мам ребенка, которого травили, и на стороне тех, кто принимает какого-то особенного ребенка, которого вроде как должны начать травить. Могу сказать одно - очень много зависит от позиции того самого взрослого, педагога, к чьему мнению прислушивается детский коллектив. Если учитель, педагог, воспитатель показывает детям, что это действительно какой-то не такой ребенок как все остальные ( у него болезнь, характер трудный, сложная жизненная ситуация и вы его не трогайте), буллинг не избежен. Ребенок будет просить, умолять сменить образовательное учреждение, будет закрываться в себе, я уже не говорю про слезы, злость и явные признаки. Когда же мы, как педагоги, не будем акцентировать внимание на таком ребенке, а будем стараться принимать его таким какой он есть, тогда и дети (по крайней мере большая часть) не пойдут по пути травли. Я думаю, что мы все понимаем, что те кто травят, это тоже дети, обделенные в чем-то в своей жизни.

Волкова Татьяна Викторовна

Добрый день, коллеги. Спасибо за ваши комментарии.