ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ.

Юмаева Эльвира Амировна

Профессия тьютор хоть и новая, но уже широко распространена в образовательных учреждениях. Она является перспективным направлением образовательной деятельности и требует своего дальнейшего развития. В первую очередь, это обусловлено тем, что рост детей с интеллектуальными нарушениями возрастает. Именно им необходим индивидуальный подход, в большей степени, и непрерывное тьюторское сопровождение для их полноценной и продуктивной реализации.

Тьютор – это педагог, который помогает детям с ограниченными возможностями здоровья, успешно включиться в среду образовательного учреждения, выстраивая для них индивидуальные маршруты. Новизна работы педагога-тьютора состоит в том, чтобы обеспечить учащимся помощь и поддержку, находясь рядом с ними несколько часов пребывания в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Тема опыта: «Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в современной образовательной деятельности»

Автор педагогического опыта: Юмаева Эльвира Амировна, тьютор ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

  Рассматривая новые социально-экономические условия в нашей республике, и в стране, можно сказать, что в системе образования происходят значительные изменения, основной задачей которых является – ориентация на личность обучаемого. Школьники с интеллектуальными нарушениями нуждаются не только в получении необходимых знаний, но и в усовершенствовании методов и способов их получения. Но на эффективность обучения школьника с интеллектуальными нарушениями, в первую очередь, влияет профессиональная компетентность педагога-тьютора, который постоянно сопровождает учащихся.

  В настоящее время, необходимость повышения уровня профессионализма педагогических работников, и развитие их психологической компетентности, является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема будет успешно решена, в случае если тьютор постоянно работает нам своим самообразованием, занимаясь поиском новых методик и интересных идей, чтобы в дальнейшем применить их на практике, при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Основная идея педагогического опыта

Главная проблема в наших школах, заключается в том, что редко какой педагог-тьютор, наделён чувством  материнства и ответственности за будущее и воспитание  каждого сопровождаемого ученика с ограниченными возможностями здоровья. Ведь то что учитель вложит, в них, а тьютор повторит и закрепит, я уверена, что в будущем «прорастёт зёрнами в них». Приходя на урок, об этом необходимо помнить. И в каждом ученике видеть своего собственного. Только в этом случае, дети тянутся к тьютору, любят его и уважают.

Моё видение по отношению к воспитанию и обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями, базируется на безоценочной любви к ним. Я никогда не сравниваю детей, это им может очень навредить. А наоборот хвалю и поощряю, за каждый новый правильный шаг, сделанный ими. Креативность, искренность, любовь, доброта – вот что, на мой взгляд, являются основными качествами в личности тьютора.

Теоретическая база

В своей работе я опиралась на педагогические исследования Л. И. Акатова, Г. М. Беспалова,  Т. М. Ковалёвой, Н. Б. Крылова, О. И. Ефремовой и др. В их  разработках раскрываются основные положения работы тьютора, представлены методы, приёмы образовательной технологии тьюторского сопровождения.

Особенности работы тьютора с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются в исследованиях Е. Э. Петровой, В. В. Максимова, И. В. Карпенковой, Ю. А. Блинкова, Е. А. Губарёва.

Учёные отмечают о важности тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья вообще, и детей с интеллектуальными нарушениями в частности, в условиях образовательного процесса.

Новизна

Профессия тьютор хоть и новая, но уже широко распространена в образовательных учреждениях. Она является перспективным направлением образовательной деятельности и требует своего дальнейшего развития. В первую очередь, это обусловлено тем, что рост детей с интеллектуальными нарушениями возрастает. Именно им необходим индивидуальный подход, в большей степени, и непрерывное тьюторское сопровождение для их полноценной и продуктивной реализации.

Тьютор – это педагог, который помогает детям с ограниченными возможностями здоровья, успешно включиться в среду образовательного учреждения, выстраивая для них индивидуальные маршруты. Новизна работы педагога-тьютора состоит в том, чтобы обеспечить учащимся помощь и поддержку, находясь рядом с ними несколько часов пребывания в школе.

В течении дня тьютор сопровождает 3-5 детей, вовлекая их в учебный процесс. Помогает им выполнять самостоятельную и индивидуальную работу на уроках, свободную и спонтанную деятельность на перемене, игровое и дружеское взаимодействие со сверстниками.

В нашей общеобразовательной школе тьюторами работают специальные педагоги, которые прошли переподготовку в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. И имеющие за спиной многолетний, педагогический опыт.

В начале учебного года мною была разработана программа тьюторского сопровождения обучающихся 1 «А» класса, которая реализуется ежедневно, как в учебной, так и внеучебной деятельности. Программа была согласованна с годовым планом работы школы.

В тьюторском сопровождении, я как тьютор, выполняю функцию коммуникативного соединения учителя с учащимися. В своей работе помогаю детям с особенностями развития, стать полноценными учениками классного коллектива, помогаю им включаться в обучение и коммуникацию в образовательной среде. Как показал опыт, дети все разные, но к каждому можно найти «свой ключик». Также могу сказать, что как тьютор, я не могу навязывать учащимся путь развития, они должны сами способствовать своему внутреннему самораскрытию.

Технология опыта

Выбрав профессию тьютор, в моей жизни начался новый этап освоения тьюторства. В первую очередь, тьютор – это посредник, между учителем и родителями. Я как тьютор, направляю, помогаю учителю в обучении учащихся с ОВЗ,  веду свою внеурочную деятельность, помогаю детям в выполнении домашних заданий, в виду того, что многие родители очень заняты, и не успевают выполнять домашние задания.

Моя задача в педагогической деятельности обучать и воспитывать слабых учеников. Я стараюсь менять их сознание, этих маленьких, но уже людей. Показываю им, что несмотря на то, что дети с интеллектуальными нарушениями другие, они также как и все другие дети любимы своими родителями и педагогами.

Конечно же, у нас как и в любой другой школе, есть учащиеся, который бывают непослушны, порой даже не воспитаны, а иногда и не добры. Но как можно ругать и обвинять ребёнка, во всем этом, если его не научили элементарному. В работе с такими детьми, я всегда стараюсь использовать метод идеальной среды. Её эффект заключается не в духовной стойкости учащегося, а в активности. В ней нет какого-то долга, учащегося перед тьютором, «вот ты должен так сделать, и на этом всё», есть добрая воля. Вместо равнодушия, на первом месте у меня – воодушевление и уважение к этому ребенку. Ученик, с интеллектуальными нарушениями, воспитанный идейным тьютором, как показала практика, с интересом ждёт завтрашнего дня.

Результативность опыта

Результативность тьюторской деятельности, как я считаю, трудно представить, если мы смотрим на них из традиционного педагогического подхода, в котором все действия  - целевые, и сразу результативны. То в тьюторстве, всё по-другому. Здесь требуется много сил, старания и терпения, чтобы получить желаемый результат.

Считаю, что основная цель моей педагогической деятельности, как тьютора, направлена на всестороннее развитие учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Ведь сопровождаемые мною ученики – это самая главная ценность в моей профессиональной деятельности. И я, как тьютор, несу ответственность, чтобы ребёнок с интеллектуальными нарушениями состоялся, прежде всего как личность, не был «сломан», чтобы он узнал, кто он такой, и понял каковы его возможности, что у него получается лучше всего, чего он хочет. В первую очередь, хочу увидеть выпускника, личность, которая в конечном итоге, сможет самостоятельно строить свою жизнь, найти своё место.

Я, как тьютор, проводя занятия во внеурочное время, знакомлю своих сопровождаемых учеников с прекрасным, учу их видеть красоту мира, прививаю им доброту и честность. Поступая в первый класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с первым опытом общения не только со сверстниками, но и с учащимися постарше. Моя задача, сделать этот опыт удачным, чтобы их это не испугало, а наоборот, дало старт в дальнейшую жизнь.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004. - 153 с.
  2. Барышева  А.Н.  Социальная педагогика. – 2014г.
  3. Беркович М. - Нестрашный мир - Сеанс, 2009 г.
  4. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://thetutor.ru/school/junior _high_school_article03.htm/
  5. Блинков Ю. А., Губарев Е. А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2009. - 69 с.  
  6. Ефремова, О.  И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. –№1 – С. 34–35.
  7. Карпенкова, И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова – 2-ое издание, переработанное и дополненное.  –  М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. – 116 с.
  8. Ковалёва, Т. М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии / Т. М. Ковалёва // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – М. :ИТОиП РАО, 2002. – 124 с.   http://www.thetutor.ru/ .
  9. Крылова Н. Б. Тьютор – новый тип педагога в условиях индивидуализации  образования  /  Н. Б. Крылова // Завуч, – 2015. – № 5–С. 10–16.
  10. Максимов В. В. Современная идеология тьюторства (В свете  педагогических исследований Л.С. Выготского (1896-1934 гг.)// тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.
  11. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е.А. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.  
  12. Петрова Е. Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» (из опыта работы)// Материалы IV Международной научно – практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» http://concord.websib.ru/news.php?no=154
  13. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. Составитель: Кузьмина Е.В. – руководитель методического объединения тьюторов в Городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ.  Рецензент: Максимова М.В.- кандидат педагогических наук учитель-дефектолог  ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток».  Москва, 2012.

Приложение

Ссылка на видео занятия:  https://youtu.be/Ggxe95uac3c