Цифровая образовательная среда в начальной школе

Макарова Рина Александровна

Цифровая образовательная среда помогает формировать у  обучающихся многие качества и умения, которые необходимы для  современного человека: информационная активность и ИКТ-грамотность, умение мыслить логически, коммуникативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_v_nachalnoy_shkole.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В наш XXI век большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают дети, становится их реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с социальными сетями, то сегодня дети стали больше интересоваться возможностями получения образования в сети.

Современного ребенка все сложнее становится вовлечь в учебный процесс, так как его везде окружает цифровая среда. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться, правильно вести себя в обществе. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности. Готовясь к урокам, каждый раз думаешь, как сделать так, чтобы урок был незабываемым, как завлечь ребёнка, пробудить у него интерес к дальнейшему изучению материала, не «погасить огонёк» к получению новых знаний. Благодаря современным технологиям мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.

Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.

Цифровая образовательная среда помогает формировать у  обучающихся многие качества и умения, которые необходимы для  современного человека: информационная активность и ИКТ-грамотность, умение мыслить логически, коммуникативность.

Использование современных интернет технологий дает учителю возможность провести любой урок на высоком техническом уровне.

Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, что:

  • помогает достижению высоких результатов обучения;
  • расширяет практическую направленность уроков;
  • стимулирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
  • развивает у учеников компетенции, необходимые для продолжения образования.

Целью развития цифровой образовательной среды школы, конечно же, является обеспечение высокого качества образования. Она помогает развить учебную самостоятельность и ответственность детей, дает возможность получить знания самостоятельно позволяет удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Результатом этих изменений должно быть: профессиональный уровень педагогов в работе с цифровыми ресурсами. К ним относятся «облачные» сервисы, мобильное электронное образование, образовательные платформы.

У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы. Познакомившись и поработав на некоторых из них, выбрали самые подходящие для учителя и учеников платформы — «Учи.ру» и «Российская электронная школа».

Образовательная платфома «Учи.ру» раскрывает интерес к учебе, дает ребенку то количество времени и заданий, которые необходимы для усвоения материала. Именно поэтому принципу построена работа на платформе «Учи.ру». Все задания платформы соответствуют требованиям ФГОС, что позволяет узнавать, закреплять материал школьной программы.

Платформа учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность. Наши ученики работают на данной платформе дома, при выполнении домашнего задания, созданного нами с помощью множества карточек по предметам. Очень удобно, что мы можем отследить, что уже пройдено, в каких заданиях ученик допустил ошибку, сколько попыток было использовано, а самое главное при создании проверочной работы, автоматически выставляется оценка, также может выдавать работу над ошибками ученику, который не справился с данной работой.

Для контроля знаний на платформе есть возможность самостоятельно создавать  тесты в «Учи.ру» и использовать их на уроке. Все результаты пройденных тестов отображаются в нашем личном кабинете. Все ответы собираются в единый банк, что позволяет наглядно увидеть уровень подготовки и пробелы в знаниях каждого ученика.

 «Учи.ру» это еще и возможность нам участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Между учениками внутри класса проводятся марафоны – соревнования по количеству решенных карточек. Марафоны добавляют элемент соревновательности при обучении. А самое главное принять участие в марафоне между участниками параллельных классов. Это позволяет не только проверить знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы.  

«Российская электронная школа» — это современная образовательная платформа. Содержание вложенных дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. На данной платформе имеется всё для успешной работы: рабочая программа по каждому предмету, календарное и тематическое планирование, конспекты уроков, упражнения и проверочные задания по темам.

Российская электронная школа – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а ребенку можно заглянуть на платформу, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дидактические и методические материалы. Интерактивные уроки для начальной школы насыщены наглядными видеоматериалами, что особенно привлекает внимание малышей.

С оценкой знаний своего ребенка родители могут познакомиться  в электронном дневнике. Электронные дневники позволяют донести единую информацию до всех родителей, учитель и родители могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители могут видеть качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя с помощью электронной среды. Сайт школы является важным звеном единой информационной среды школы, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Применение интернет технологий открывает перспективное направление в обучении. Современным детям учиться таким вот - компьютерным - образом гораздо привычней и интересней. Однако такое обучение возможно только в сочетании с другими образовательными технологиями. Поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Без чётко и правильно поставленных целей, и задач посещение Интернета не может быть полезным и эффективным. Учителю и ученикам необходимо совместно подбирать Интернет-ресурсы, так как в процессе такой работы организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет.

Конечно, на данном этапе школьная среда недостаточно оборудована для полного перехода на цифровые технологии, но педагоги применяют все возможные варианты включения ее элементов в образовательный процесс, что дает свои первые положительные результаты. Наряду с плюсами имеются применения новых цифровых технологий, возникают и проблемы:

  • - не всегда есть доступ в Интернет;
  • - нет компьютера в домашнем пользовании у обучающихся;
  • - не все родители осуществляют контроль за работой ученика на компьютере;
  • - не всегда мотивация для ученика достаточна, что приводит к тому, что он отвлекается на различные игры, развлечения, музыку;
  • - нарушаются требования к соблюдению гигиенических требований при работе с компьютером.

Отсюда можно сделать вывод, цифровая электронная среда позволяет развить познавательные навыки учащихся, уметь им самостоятельно конструировать новые знания, ориентироваться в информационном пространстве. Применение новейших цифровых технологий — это хорошо, но важно научиться грамотно применять их уместно, с пользой для учащихся и в том числе для их родителей.

Список литературы

1. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Cб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. – Электрон.текстовые дан. (1 файл pdf: 133 с.). - СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019. – Систем.требования: Adobe Reader XI; экран 10” 2. Формирование инновационной образовательной среды как условие развития субъектов образовательного процесса : сборник материалов XXIII межрегиональной студенческой научно-практической конференции и XVIII международных педагогических чтений (Архангельск, 25-26 февраля 2016 года) : [16+] / М-во образования и науки Арханг. обл., Гос. бюджет. проф. образоват. учреждение Арханг. обл. «Арханг. пед. колледж» ; [под ред. Ю. А. Спехиной]. – Архангельск : КИРА, 2016. – 363 с. : табл., рис. – ISBN 978-5-98450-440-9.

2. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –СПб.: Питер, 2015. –304с.

3. Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. –М.: Просвещение, 2011. –190с.

4. Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»// Педагогическое Образование В России, 2015, No 7, С.6-15.

5.http://iacis.ru/pressroom/news/sovet_mpa_sng/informatsiya_o_deyatelnosti_mezhparlam entskoy_assamblei_gosudarstv_uchastnikov_sng_v_2013_godu/

6. Российская образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ 

7. Образовательная платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/