«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках»

Карапетян Аида Викторовна

Подготовила

учитель начальных классов

МОБОУ СОШ №43

Г.Владикавказ

Карапетян А.В.

«Успех- это умение двигаться, не теряя энтузиазма».

Уинстон Черчилль.

          Когда-то еще Сухомлинский говорил – успех в учении - это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

          Согласитесь , что желание учиться у детей все меньше и меньше. Поэтому роль педагога важна в создании ситуации успеха. Что же для меня ,как учителя успех? Успех – значит вовремя успеть, помочь ребенку поверить в себя  в свои силы .Чтобы научиться преодолевать трудности и получать радость познания необходимо долго и кропотливо работать. Чем мы с Вами и занимаемся .Ведь учитель – это труженик потому что учительский труд каждодневный.

Какие задачи я ставлю перед собой :

1)Дать возможность пережить радость достижения .

2)Осознать свои способности и поверить в себя . т.е.  создать ситуацию успеха ,которая помогает снять агрессию ,неуверенность, преодолеть  посивность в обучении.

        Сегодня я расскажу о некоторых методах и приёмах формировании ситуации успеха в педагогической практике.

Наверное, нет ни одного учителя, который бы не задумывался над следующими вопросами:

·         Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку?

·         Как сделать обучение интересным?

·         Какова роль ситуации успеха?

·         Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?

·         Если знаем, то, как часто применяем их на практике?

Что такое успех и зачем он нужен на уроке

Вначале давайте разберёмся с понятиями:

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

Ситуация-это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Ситуация успеха - это переживание субъектов своих личных достижений.

Методы и приёмы создания ситуации успеха

Методика «Настроение» ( С каким настроением начат урок, с таким продолжится)

Первый метод

1)    Определение настроения .

На доске изображено солнце , приходя на занятия ,дети самостоятельно выбирают луч солнца  и клеят на доску. Анализируя цветную гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся  и всего класса в целом.

Интерпретация цвета:

Красный цвет: означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе.

Желтый цвет  : солнечное настроение , потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами.

Розовый цвет:  спокойное ровное настроение.

Прошу фокус группу выбрать цвет , подойти к доске и прикрепить свой эмоциональный настрой.

Давайте посмотрим, что у нас получилось…

Акцентирование  успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогами или коллективом одноклассников  удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.

          Авансирование успешного результата

  Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим мы часто сталкиваемся с другой проблемой  - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, которую мы создаём, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

        Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности младшего школьника, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

·         Прием "Эврика" использую на уроках, где необходимо самим вывести и сформулировать правило, например на уроках рус.яз.)

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу.

·         Прием «Коллективная похвала»

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

успехов.

2. Метод групповой работы.

Ситуации успеха – это мотивация «Зачем? Ради чего?»

Используем ситуацию успеха во время групповой работы. Секрет мотивации, слабо  успевающего ребенка  – это чувства ответственности  и долга не подвести команду и выполнить работу правильно.

Разыгрывает ситуацию успеха  (групповая работа) вскройте конверт и ознакомьтесь с условием задания. (собери картинку).

Групповая работа – это часто используемый метод в практике учителя. Но с разными подходами. Я считаю групповую работу с разно - уровневой. Часто включаю в группу детей  с разными возможностями. Но успех в группе будет зависеть от работы каждого члена группы. Это помогает

Подтянуть  слабых учеников до уровня средних и сильных учащихся .Мотивирую тем ,что результат зависит от участия каждого.

Задание выполнено посмотрим как они справились  с заданием .

-Могла ли быть выполнена работа без кого из вас?

Какой вывод мы можем сделать? (роль каждого ученика была важна в совместной работе) так как я  раздала каждому кусочек пазла.

Переживание учеником ситуации успеха:

·         повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

·         стимулирует к высокой результативности труда;

·         корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

·         развивает инициативность, креативность, активность;

·         поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

·          

·         3 ) Метод : хорошо справились с работой . Молодцы! Это еще один метод которым я  часто пользуюсь для создания успеха на уроке.

·         Очень важно, что и как говорит учитель. Давайте, проверим так это или нет. Я приглашаю к доске 1 человек. Даю  задание написать на доске  числовое выражение и вычислить  его. Как преподаватель с 12 летним стажем работая в начальной школе.. могу отметить что дети часто встречаются ранимые и неуверенные .Мой метод это похвала.. Я учитель который хвалит ребенка за проделанную работу..  Тем самым рушу все преграды, и барьеры которые ребенок выстроил своей неуверенностью и страхом перед доской. Если учитель будет ругать ребенка у доски и повышать голос ,критиковать ..Психология ребенка – это защита успеха мы не добьемся. Максимально положительная обстановка у доски и в классе. Ребенок должен работать спокойно и если допустил ошибку помочь ему исправить ее . 

·         Конечно, я провела опрос среди своих учеников 4 «В» класса. Вопросы состояли следующего характера:

·         1)Я хочу заниматься лучше когда  …..

·         2)У меня не  получается если….

·         3)Я чувствую себя уверенно ,когда учитель …..

·         Одна из моих учениц Абаева  Асаля ответила  : Я чувствую себя  уверена ,когда учитель помогает мне, поддерживает меня ,хвалит и мне хочется летать, как птица.

·         В заключении хочется сказать, что дети – это будущее нашей страны: и экономическое, и интеллектуальное, и инновационное. Поэтому мы все должны понимать важность ситуации на уроке «Создании ситуации успеха». Каждый ребенок должен найти свой путь, а учитель как главный путеводитель должен помочь учащимся найти свой путь к успеху. Мы, педагоги должны применять методы и приемы в своей работе, только тогда наше будущее поколение будет успешное, раскрепощенное, умное и творческое.

·         А свою статью хочу завершить тем, что я горжусь – успехами моих учащихся.

·