Работа с одаренными детьми

Карапетян Аида Викторовна

«Одаренный ребенок – это ребенок,

который выделяется своим талантом,

схватывает всё на лету, имеет потенциал и отличается от сверстников

в том или ином виде деятельности».

  На сегодняшний день в России  стала актуальна проблема развития  одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей важны  для общества .

Одарённые, талантливые дети – это высокое будущее любой страны, позволяющий  развиваться и  решать современные экономические и социальные задачи. Поэтому работа с одаренными детьми крайне важна. Масштабная работа  с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".

  Прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться термин. Что такое одаренные дети? Давайте раздели на составляющие этот термин.

        Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 

Способностями - называют индивидуальные особенности личности, которые помогают ей успешно заниматься определенной деятельностью.

      Талантом - называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

  Все дети рождаются, талантливыми. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Но не  все способны развивается. Талант, который не раскрыт постепенно угасает. Чем старше ребенок становится, тем процент таланта становится меньше.

 

Кого считают одаренным? (по А. И. Савенкову)

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе

5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеурочной деятельности, в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами и общения с родителями.

Исходя из опыта работы, я попробовала систематизировать свою работу с одаренными детьми. Вот какие основные компоненты работы с одаренными детьми применяю в своей практической деятельности:

·         выявление одаренных детей;

·         развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках;

·         развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность);

·         создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

  Сегодня, среди всех детей, в начальную школу приходят и дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

  Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

Задача учителя начальных классов:

·         во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,

·         во-вторых, умело развивать эти способности и учить применять их на практике.

Вот почему именно учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую   образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Цель моей работы – показать эффективные методы моей работы с одаренными детьми.

Задачи:

-  в урочное и внеурочное время условия и принципы успешной работы с одаренными детьми ;

- необходимость  индивидуальной работы;

- объяснить  роль родителей в воспитании одаренных детей;

1. Условия и принципы успешной работы с одаренными учащимися.

2    Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

3   Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Назовем составляющие части работы с одаренными детьми:

1.Индивидуальная работа.

2.Урочная работа.

3.Внеурочная работа.

4.Работа с родителями.

    
    
   
   

Чтобы развивать талант и потенциал для одаренных  детей, предпочтительны следующие методы работы:

1.     исследовательский;

2.     частично-поисковый;

3.     проблемный;

4.     проектный.

В своей работе я предусматриваю реализацию основных направлений работы:

- Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей, обучение рациональным приемам самостоятельной работы. Например сложная задача.

- Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения.(Хрестоматия) Развитие активного словарного запаса, расширение кругозора.

-Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять

- Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.

- Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах

- Участие в проектно-исследовательской работе. Закладывание основ исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.

Формы работы с одаренными учащимися:

·         творческие мастерские;

·         групповые занятия с сильными учащимися;

·         кружки по интересам;

·         занятия исследовательской деятельностью;

·         конкурсы;

·         участие в олимпиадах;

·         работа по индивидуальным планам;

  В организации учебно-воспитательного процесса я создаю условия, позволяющие ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Для этой цели использую в своей работе информационные технологии. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков , а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой. Использование информационных технологий позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, задания подбираю так, чтобы стимулировать нестандартный подход и проявление творческих способностей учащихся при решении задач, воспитывать целеустремленность и умение концентрироваться на выполнении задания. Благодаря привлечению новейших информационных технологий, у меня появилась возможность дополнять содержание учебных программ и вносить элементы новизны в сам процесс обучения, используя при этом компьютер как основное техническое средство обучения. 

2. Влияние внеурочной работы

    Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу (ООП) начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС. Каждая школа индивидуально разрабатывает программу внеурочной деятельности, определяет ее цели, содержание, формы организации, ожидаемые результаты. Она формирует свой потенциал для организации внеурочной деятельности.

  Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы программы, но не исключают возможности посещения их всеми учащимися.

  Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности. Перед каждым из педагогов внеурочной деятельности стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

К внеурочной работе относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

 

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении предметной недели у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение

школьных олимпиад. («Русский медвежонок»,  «Кенгуру»,  «Астра»и.т.д.) В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

  Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком.

  У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

  Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

3. Роль родителей и индивидуальная работа

  Педагог не должен быть одинок в поддержании интересов ребенка, главными помощниками должны стать родители. Без их помощи и поддержки одному учителю очень сложно охватить всех детей.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

  В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

·         круглые столы;

·         информационно-практические беседы;

·         информационные лектории с элементами практикума;

·         обучающие семинары;

·         творческие лаборатории родителей;

·         родительские педагогические тренинги;

  С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

  В настоящее время система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Я использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.
    Взаимоотношения с учениками в процессе обучения строю на основе доверия. Так как знаю, чем больше доверия питаешь к способностям ученика, тем больше сумеешь от него получить.
  Индивидуальная работа с ребенком представлена совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленных на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям. Участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств.

 

4. Значение дополнительного образования

  В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Занятие в учреждениях дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу детей, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие творческого потенциала обучающихся.

  Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Поэтому в практической творческой деятельности одаренным детям нужно давать усложненные задания и увеличивать объем работы. Как правило, работы именно таких детей, жюри отмечает на различных конкурсах, подчеркивая индивидуальность работы.  Педагог в своей деятельности должен учитывать возможности каждого обучающегося и находить к каждому ребенку индивидуальный подход, использовать личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, авторские программы нового поколения, ориентированные на реальное развитие творческих способностей. 

  Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе.  

   Каким же должен быть учитель, чтобы действительно содействовать реализации способностей и становлению личности одарённого ребёнка?

Личностные качества. 

  Безусловно, ведущими являются личностные качества, а среди них такая глобальная характеристика личности как система взглядов и убеждений учителя. Наибольшее значение имеют представление о самом себе, о других людях, о целях и задачах своей деятельности. Вот какие личностные характеристики входят в описание учителей, которые успешно сотрудничают с одарёнными детьми:

- понимает, принимает, уважает, доверяет и нравится сам себе;

- чувствителен к другим, меньше озабочен собой, своими проблемами; поддерживает, уважает других;

- умственное развитие выше среднего; в интеллектуальном стиле отмечается стремление к концептуализации, генерализации, креативности;

- инициативен, обладает организаторскими способностями, легко завязывает отношения;

- имеет развитое воображение, гибкость, открытость новым идеям ;

- обладает интересом к интеллектуальной деятельности, к литературе, культуре, искусству;

- отличается потребностью учиться, увеличивать запас знаний; высоки потребности в достижении;

- интуитивен, хорошо развито восприятие, стремится к совершенствованию;

- обладает чувством ответственности за собственное поведение и его последствия;

Профессионально-личностные умения. К приоритетным умениям учителя для одарённых детей относятся следующие:

- склонен скорее вести, направлять, чем управлять или оказывать давление;

- демократичен, а не авторитарен;

- внимателен как к процессу обучения, так и к его результату;

- склонен к новаторству, экспериментам, но не к подражанию образцам;

- стремится решить стоящие перед ним педагогические задачи, а не делать необоснованные выводы;

- стремится  других в поиск, а не давать готового решения.

  Легко заметить, что большая часть приведённых умений определяет именно содействие одарённым детям.

  Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

                                                                                                                                                                                                            Заключение

Главным направлением развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.

И начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники, но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они другие, не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным особенностям. Ведь одаренность, не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание.

 Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

 

 

 

Комментарии

Вальщикова Ольга Олеговна

Перед каждым из педагогов внеурочной деятельности стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.