«Развитие связной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе дифференцированного подхода в обучении»

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Усваивая новые слова, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородская школа №8»

Доклад ШМО

Тема :

«Развитие связной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе дифференцированного подхода в обучении»

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

 Аксенова Т.Б.

2021-2022 уч.год

г. Богородск

Речь — необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти и физического развития ребенка. Обязательным условием для полноценного развития ребёнка является его нормальная речевая деятельность. Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для развития речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы.

        Речь ребенка развивается постепенно. Появление слов у   детей с проблемами в развитии, отделено от их использования в речи гораздо большим временным интервалом, чем это имеет место в норме. Запаздывание становления речи характерно для таких детей и проявляется во всех аспектах их речевой деятельности.      

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Усваивая новые слова, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Речь является средством мышления, носителем памяти, информации, носителем сознания. Слово имеет предметную отнесенность и значение – является носителем общения. Речь является средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы

  • Упражнения на развитие артикуляционной моторики

«Хоботок»

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

«Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  • Упражнения на дыхание с предметами:

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

«Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).

«Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

«Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

  • Упражнения на дыхание без предметов:

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Змейка»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Педагог предлагает детям поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

«Птицы разговаривают»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

Педагог предлагает малышам поиграть в птичек.

– Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» – говорит курочка. «КУ-КУ! КУКУ!» – кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» – крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!» – заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», – чирикает воробышек.

Словарный запас учащихся с нарушением интеллекта значительно меньше, чем словарь их здоровых сверстников. Их словарный запас очень беден. Фразы бедные, односложные. Разница между пассивным и активным словарем, существующая и в норме, у детей с нарушением интеллекта особенно велика.

Одним из приёмов развития речи является театрализация. Необходимо научить ребёнка задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы учителя. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картине, а затем и без использования картинок, самостоятельно, т. е. без предварительной беседы. Использование театрализации (игр – драматизаций, театрализованных представлений) способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребёнка в целом.

Богатый материал для развития речи дают сказки. Можно дать задание пересказать  сказку,  инсценировать  наиболее  лёгкие,  доступные  сказки.  В своем классе на уроках мы инсценировали детские сказки «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» ит д. Ребятам это

Работа над формированием связной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает им более успешную социальную адаптацию в обществе.

Чтобы оценить возможности ребёнка, необходимо оценить ещё и такой показатель, который бы ориентировал дефектолога на ближайшую перспективу его развития. В качестве такого параметра мы использовали обучаемость, под которой понимали возможности ученика оперировать учебным материалом и степень его самостоятельности в этом. Параметры определялись по четырём уровням. Здесь использовалась классификация обучающихся с ОВЗ по возможностям обучения, предложенная В.В.Воронковой.

Классификация обучающихся ОВЗ по В.В.Воронковой (характеристика учащихся по возможности обучения).

Группа

Характеристика особенностей детей

Коррекционно-воспитательные мероприятия

I. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом.

Задания, как правило, выполняют самостоятельно. Используют имеющийся опыт при выполнении новой работы. Сознательно усваивают программный материал. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешно применяют на практике. При выполнении более сложный заданий нуждаются в незначительной активизирующей помощи взрослых.

Помощь в виде побуждения (подумай, вспомни) или незначительная помощь при выполнении очень сложных заданий.

II. Достаточно успешно обучаются, испытывая несколько большие трудности, чем учащиеся I группы.

Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изученный материал, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут. Отмечаются меньшей самостоятельностью, нуждаются в помощи учителя. При переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью. Свои действия объясняют недостаточно точно.

Помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

III. Учащиеся с трудом усваивающие программный материал.

Недостаточно осознают сообщаемый материал, с трудом определяют главное, не могут установить логическую связь. Нуждаются в дополнительном объяснении. Низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже. Умеют применять знания и умения при выполнении аналогичных заданий. Требуют постоянной организации своей деятельности.

Нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логических, наглядных предметно-практических). Меньший объем материала, помощь в выполнении. Работа по образцу.

IV. Учащиеся овладевающие учебным материалом на самом низком уровне.

Самостоятельно сделать простейшие выводы, даже повторить не могут. Знания усваивают механически, быстро забываются.

Требуется неоднократное объяснение. Использование наглядности. Подкреплять большим количеством примеров и упражнений. Помощь в виде прямой подсказки.

Упражнение 1.

Найди в каждой группе прилагательных лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

  1. Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный.
  2. Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый, шёлковый.
  3. Молодой, гигантский, огромный, большой, громадный.
  4. Грубый, ласковый, нежный, тонкий.
  5. Утренний, морозный, вечерний, ночной.
  6. Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой.
  7. Холодный, морозный, жаркий, жуткий.

Упражнение 2.

  1. Известие, принёсшее радость.
  2. Дождь, после которого начинают расти грибы.
  3. Горка, покрытая льдом.
  4. Лес, в котором растут только сосны.
  5. Дно, покрытое песком.
  6. Цветок, который растёт в комнате.
  7. Песня, навеявшая грусть.
  8. Поезд, который перевозит пассажиров.
  9. Вагон, в котором перевозят багаж.
  10. Кисель, приготовленный из клюквы.

Учащимся 1 и 2 группы предлагается записать коллективно составленные предложения. 3 группа – списывает с карточки. 4 группа работает над чтением составленных предложений вместе с учителем.

Упражнение 3.

  1. Образовать прилагательные от данных существительных:
  • Осень, дождь.
  • Утро, туман.
  • Вечер, прохлада.
  • Лето, зной.
  1. Составить словосочетания, состоящие из данных существительных и образованных от них прилагательных:
  • Осенний дождь.
  • Дождливая осень.
  1. Составить предложения с полученными словосочетаниями:
  • На дворе моросит мелкий осенний дождь.
  • В этом году выдалась дождливая осень.

Упражнение 4.

1, 2, 3 группы выполняют самостоятельно в письменном виде. 4 группе предложены картинки, которые нужно разложить на две группы. При проверке задания учащиеся читают записанные слова, 4 группа сопровождает чтение показом картинок. Продолжи список слов.

  1. Одушевлённые имена существительные: (кто?) кошка, волк, воробей, ...
  2. Неодушевлённые имена существительные: (что?) солнце, дерево, мяч, ...

Упражнение 5.

Выполняется коллективно в устной форме. Идёт фронтальная беседа о профессиях родителей, о родном городе. Подбери конкретные имена существительные. Поставь к ним вопросы.

  1. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, ...
  2. Птицы: ( ...?) ...
  3. Деревья: ( ...?) ...
  4. Дни недели: ( ...?) ...
  5. Города: ( ...?) ...
  6. Имена людей: ( ...?) ...
  7. Цветы: ( ...?) ...
  8. Домашние животные: ( ...?) ...

Упражнение 6.

1 группа выполняет самостоятельно в письменном виде. 2, 3, 4 группы с помощью учителя устно. Из данных ниже слов выделите и сгруппируйте слова, которые обозначают растения и места, где они растут:

  • деревья;
  • злаки;
  • грибы;
  • цветы;
  • ягоды;
  • места, где растут растения.

Ельник, пион, дубрава, мак, бор, болото, боровик, тайга, рис, рыжик, клюква, кедр, пальма, василёк, роза, брусника, шиповник, рожь, рябина, берёза, одуванчик, клумба, овёс, подберёзовик, березняк, сыроежка, пшеница, поле, тюльпан, кукуруза, дуб, малина, парк, незабудка, черника, приусадебный участок, маслёнок, сосна, оазис, земляника, ель, роща, степь, смородина, кабачок, арбуз, помидор, бахча, сад, груша, огород, дыня, вишня.

Упражнение 7.

  1. Туча (медная, свинцовая, цинковая).
  2. Нервы (оловянные, серебряные, стальные).
  3. Аппетит (волчий, кроличий, тигровый).
  4. Здоровье (медное, стальное, железное).
  5. Услуга (заячья, лисья, медвежья).
  6. Желание (сильное, крепкое, могучее).
  7. Спор (горячий, огненный, тёплый).
  8. Встреча (тёплая, жаркая, горячая).

Упражнение 8.

Выполняется коллективно устно. Объясните данные ниже словосочетания; дайте им определения по образцу. Составьте с каждым словосочетанием по два предложения.

Образец. Овощной магазин – это магазин, в котором продают овощи. В наш овощной магазин завезли в мае свежие огурцы. Машина остановилась у овощного магазина.

  • Обувной магазин, продовольственная палатка, хозяйственный магазин, промтоварная палатка, книжный киоск.

Упражнение9.

  1. Пришла весна, поют скворцы,
    Бегут ручьи во все ... (концы).
  2. Жгуч мороз трескучий,
    На дворе темно;
    Серебристый иней
    Запушил ... (окно).
  3. Падают легки, как воздух,
    Белые снежинки – звёзды.
    А поймаешь – нет звезды:
    Только капельки ... (воды).
  4. Двое мальчиков вчера.
    Подрались среди ... (двора).
  5. Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною.
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется ... (листвою).

Упражнение 10.

Выполняется в парах. Учащиеся помогают друг другу. Предложения записываются. С учащимся 4 группы ведётся индивидуальная работа. Закончите предложения, используя данные ниже слова.

  1. Наша школа находится недалеко от . . .
  2. Мы живём около . . .
  3. Стадион находится у . . .
  4. Мои друзья живут напротив . . .
  5. Гостиница находится вблизи . . .
  6. Поезд шёл мимо . . .
  7. Трибуны расположены вокруг . . .

Слова для справок: парк, бассейн, станция, остановка, центр города, почта, вокзал.

Усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания.

Упражнение 11.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Учащиеся 1, 2 группы выполняют самостоятельно. 3 и 4 группы – с помощью учителя. Посмотрев внимательно на четыре картинки, ответь письменно на вопросы.

  1. Кто отдыхал под кустом?
  2. Кто заметил следы зайца?
  3. Что стала делать лиса?
  4. Что сделала сорока?
  5. Почему убежал заяц?

Используйте в своих ответах слова: стала подкрадываться, застрекотала, сигнал тревоги.

Упражнение 12.

Выполняется индивидуально с каждым учащимся. Детям предложена серия сюжетных картинок.

Задания:

  1. Запомнить последовательность картинок, а затем восстановить их по памяти.
  2. Найти лишнюю картинку.

Дети с нарушением интеллекта очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют  вовремя  воспользоваться  приобретёнными  знаниями  и умениями на  практике.  По  причине  замедленности  и  непрочности  процесса запоминания программу четырёх  классов  массовой  школы  дети  с  нарушением интеллекта  усваивают  за  7-8   лет.  

Отличительной   чертой  всей мыслительной деятельности  умственно   отсталых    школьников является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.

      У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения  в  речевом развитии разной степени выраженности. Речевое недоразвитие обнаруживается  в нарушениях всех компонентов речи. Звукопроизношение часто удаётся  исправить к  окончанию  начальной  школы,   а  бедность словаря  и  недостаточная дифференцированность значений слов часто сохраняется до  старших  классов.

    Наиболее сложной для детей с интеллектуальным недоразвитием представляет связная речь. У данных детей  уровень   развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации  человека,    крайне низкий, овладение  монологической  речью  оказывается  чрезмерно  сложной  задачей.

Отставание и особенности становления устной речи  обусловливают  трудности  в овладении письменной речью. Регулятивная функция речи также  недостаточно  сформирована.  Таким образом,  обнаруживается  тесная  взаимозависимость в развитии речи и мышления, патологическое формирование которых  в  свою  очередь  связано  с нарушением формирования других психических процессов.