Анализ теорий мотивации и возможности их использования в деятельности современного учителя начальных классов

Механизм формирования мотивационной сферы учащегося – залог эффективно организованной учебной деятельности, что повышает успеваемость и интерес к получению знаний, и данная тема достаточно актуальна в рамках современного образования, для ученика нового времени.

Мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей позволяет комфортно и результативно  функционировать школьному коллективу.

Эффективность управления индивидами основана на понимании его мотивации. Зная о том, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и каким образом они работают.

Если выбор определенной мотивационной модели сделан удачно, то учитель получает возможность координировать усилия учащихся и сообща реализовывать потенциальные возможности группы детей для повышения успеваемости и успешности коллектива.

Сформированная мотивация – это база для эффективного педагогического воздействия (Г.А.Карпова). Откуда следует, что результаты действий учителя будут значительнее, если сначала у учащихся будет сформирован мотив восприятия этих действий. Человек лишь тогда стремится к знаниям, когда осознает его значимость в культуре и собственной жизни. Как писал отечественный психолог Л.С.Выготский: «Педагогический закон гласит: если хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

Учитель, осознающий ведущие мотивы деятельности своих детей, работающий с этим знанием, ориентирует учащихся на успех в предмете, формирует представление о мире как целостной системе, развивает критичность мышления, общую культуру. Мотивация предназначена превратить цель занятия, изначально значимую только для учителя, в  значимую и для учеников, и породить у них стремление к знанию учебно-познавательной деятельности. 

 Мотивы учения – это направленность ученика на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением его к ней. Успех в обучении часто зависит от правильного взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения, уровня познавательной активности и самостоятельности интереса детей к учению. Познавательная активность - это деятельное состояние ученика (познавательный отклик, поиск, инициативность), которое характеризуется стремлением к знаниям и учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Познавательная самостоятельность - активный поиск, отбор (ориентировочные действия), оперирование способами для решения задачи, собственные пути к цели, особый критический подход к материалу, единство стремления и умения действовать самостоятельно. Активность и самостоятельность ученика будет зависеть от того, насколько содержание, способы выполнения задания побуждают к поиску заключенного в нем затруднения, вызывают интерес к содержанию или результату работы. Это достигается средствами активизации его учебного познания. Активизация обучения - эта система действий учителя, создающего стимулы и побуждающего учащихся сознательно включаться в работу. Активизация учения - это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных задач. Бабанский Ю. К. отмечает мотивационный компонент, который является основным стимулирующим к оптимально организованному уроку – мотивацию учения школьников на всех его этапах. Усвоение учебного материала на уроке не является самоцелью обучения для детей, оно должно, прежде всего, эффективно работать на формирование личности.

Таким образом, определение способов повышения успеваемости, роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация школьников приобретают приоритетное значение в практике педагога начальных классов.

Мотивация учащихся начальной школы занимает одно из центральных мест в формировании познавательной деятельности, успешной успеваемости. Значение мотивации всегда остается актуальным, а в настоящее время еще более возрастает, поскольку меняется структура знания, методы и способы подачи материала на уроках, внутренняя школьная атмосфера. Новые поколения учащихся все более погружены в портативные устройства, иначе работают с информацией, иначе ее воспринимают, чему способствуют и общество, и семья, пример сверстников. Эффективная деятельность все более требует ответственности и инициатив детей, их стремлению познавать, развиваться, находиться в определенном статусе в среде одноклассников. Обеспечить развитие и формирование ряда качества ученика необходимо как с помощью традиционных форм стимулирования, так и с учетом современных значимых для детей ценностей, принципов, адекватных уровню их современного развития, с учетом среды их развития, их особенностей.

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

  • Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;
  • Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти;
  • Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих ребенка к определенному поведению.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на индивида, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотивы определяют основные поведенческие линии, готовность к определенным действиям, желание проявлять активность и инициативу, быть конкурентоспособными, и более того – готовыми к живой конкуренции.

Мотивы существуют в постоянном взаимодействии с другими психологическими процессами и явлениями, и образуют сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребности, притязания, стимулы, установки, оценки и т.д.

В основе мотивации лежат потребности, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания. Поскольку для учащихся начальной школы потребности еще не осознаются, они присутствуют на базовом бессознательном уровне. И проявляются в ключе необходимости первенства, лидерства, одобрения, поощрения. Несмотря на близость и соотносимость понятий мотива и стимула, представляется необходимость различать их, хотя в литературе они нередко употребляются как тождественные. Мотив характеризует стремление ученика получить определенные блага, стимул – сами эти блага. Поэтому стимулом для школьников начальной школы могут служить определенные материальные блага, награды, похвала. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от ребенка невозможных или неприемлемых действий. Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом.

Между потребностью и стимулом как между двумя крайностями мотивации находится целый ряд опосредующих звеньев, характеризующий процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива. На этом этапе цикла превращение стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят, а может быть и отторгнут субъектом.

Установки позволяют обеспечить стереотипное восприятие стимула с точки зрения удовлетворения потребности, чем сокращает путь от потребности к деятельности. Однако она еще не есть мотив. Ее функция в механизме мотивации заключается в превращении идущего от потребности волевого импульса в актуализированный мотив при наличии позитивной установки, либо в консервации, ослаблении или отторжении мотива в случае негативной установки. Установка заключает в себе в концентрированном виде эмоциональный, когнитивный (познавательный, смыслообразующий) и поведенческий (готовность к действию) компоненты, которые могут быть выражены и проявлены в разной степени.

Второй, более длительный цикл механизма мотивации имеет место тогда, когда учащиеся сталкиваются с новой ситуацией, относительно которой у них отсутствуют установки, отсутствуют навыки реагирования и действия, связывающие потребности, стимулы и пути их достижения.

Ориентируясь на психологические особенности детей, модели их поведения и взаимодействия можно избирать тот или иной путь стимулирования, который будет наиболее эффективен. Вместе с тем механизм мотивации к познавательной деятельности, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях мотивации.

 

Мотивы конкретизируются и делают потребности предметными. Они могут изменяться, их круг с развитием индивида (его интеллекта и социального опыта) обычно расширяется и видоизменяется. Ребенок, изначально приходя в школу, руководствуется мотивом, что надо учиться, затем данный мотив меняется на стремление к хорошей отметке, к похвале, интересу к предмету, интересу к познавательной деятельности. Обычно деятельность человека стимулируют и направляют одновременно несколько мотивов, между которыми существует определенная иерархия. Они находятся в тесной  взаимосвязи и могут усиливать и ослаблять друг друга.

В современной психологии утвердилось мнение: мотивы определяются условиями жизнедеятельности и социальными факторами. Учитель важно стремление создать ситуации, которые вызывают  появление у учеников нужных положительных мотивов и их развитие, направленных на самосовершенствование.

Роль учителя в формировании, в развитии положительных мотивов состоит в следующем: в расширении потребностей детей к самостоятельной познавательной, трудовой и общественной деятельности, а для этого учителю необходимо ставить учащегося в ситуации, требующие реального выбора (задания, ответа, дела, поручения и т.п.); в сравнении учащегося не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивании его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение; в выдаче заключения в щадящей форме, в помещении ребенка в условия, когда есть возможность проявления активности, и умении отмечать эту активность и малейшие достижения. В развитии мотивации учения – это одно из средств развития личности учащегося.

В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначают совершенно разные явления такие как инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, жизненные цели, идеалы, целевые установки и др. Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего их совершают. Главная проблема, которая стоит в центре психологии более ста лет – причинность. Проблему мотивации изучали как зарубежные, так и отечественные психологи: З.Фрейд, К.Левин, Ж.Нюттен, Д.К.Маккланд, А.Мехрабиам, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асеев, В.И.Ковалев, А.К.Маркова и другие.

Одни психологи считают, что мотивы – порождение внешних и внутренних факторов; другие – что следствие заложенных в человеке биологических инстинктов и биологических потребностей; оба взгляда породили субъективно-объективное понимание данного феномена.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на разнообразие его реакций на определенные воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения индивида, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, которая ориентирует личность на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием особенностей той или иной деятельности человека.

Процесс обучения на ранних этапах начальных классов является важным в формирования познавательных интересов учащихся. Рассмотрим несколько критериев содержания учебного материала, учет и реализация которых ведут к росту учебно-познавательной мотивации учащихся.

Начало урока – мотив к познанию.

На начальном этапе урока важно создать затруднение или проблему, мотив к познанию. Начинать урок необходимо с вопроса, касающегося текущей темы. Дать учащимся поразмышлять над данной проблемой, выразить свое мнение на этот счет.

Для того, чтобы заинтересовать ученика учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины.

Изучать известный школьникам материал можно под новым углом зрения. Преподносить ранее известное, как необычное и «новое», которое можно узнать и о давно известных вещах. Важно, чтобы учитель постоянно подчеркивал этот факт. Долг учителя – научить ученика удивляться обычным (знакомым) явлениям, окружающим их в повседневности. Обновление содержания материала стимулирует познавательные процессы, тем самым, вызывая и развивая интерес к знаниям.

Вопросы побуждают к раздумьям, действиям.

Важно также учитывать межпредметные связи, на уроках письма и литературного чтения, проговария номера уроков и страниц в учебнике, активно включать математику, состав числа, обращение к символу – цифре. Активное внимание уделяя счету, связям с повседневными событиями, с явлениями в природе, взаимоотношениями людей.

Важно выслушивать учащихся на уроке, поскольку в начальных классах дети более открыты и готовы делиться любой информацией, которой они обладают, активно поднимают руку и повествуют о событиях, произошедших с ними, что позволяет им не бояться отвечать на уроках уже по конкретной теме, не бояться поднимать руку, привыкать к порядку и правилам поведения в школе. Опять же формируется доверитьльное отношение к учителю, как к старшему помощнику и наставнику.

Очень важно разнообразие методик проведения урока – как залог развития познавательной деятельности учащихся.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю – методические приемы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). Использование занимательности дает на уроке надежный эффект.

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Система уроков (по классификации А.А.Окунева):

уроки, где ученики учатся припоминать материал;

урок поиска рациональных решений;

урок проверки результатов путем сопоставления с данными;

урок одной задачи;

урок самостоятельной работы, требующей творческого подхода;

урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;

урок-бенефис;

урок - устная контрольная работа;

урок – зачет.

Для того, чтобы включить учащихся в работу и направить на поиск ответов на вопросы необходимо введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, т.е. возможно более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий, или проведение целых, законченных творческих уроков, особым образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать.

Существует много приемов мотивации учащихся на познавательный процесс, что вполне применимо в повседневной  практике на различных этапах урока. Мультимедийные технологии на любом этапе урока в виде наглядных пособий и тестов, увлекательное начало занятий (привлекательная цель в сфере непосредственного интереса учащихся), решение практических задач, полезность решения которых очевидна ученикам. Работа с учебником в различных формах: изучение картинок и текста, работа со схемами и простыми таблицами, с наглядными пособиями, активное применение готовых шаблонов и подручных материалов: счетные палочки, карандаши, линейки, подчеркивание или выделение карандашом значимого, умение выделять главную мысль темы, умение слушать, запоминать со слов учителя, делать из этого выводы и озвучивать их. Также подготовка презентаций, докладой, использование материалов интернета. Составление опорных конспектов.

Блиц-опрос, дискуссии, обмен мнениями в группах, участие в беседах и обсуждениях.

Оценивать мы можем не только цифрами. Можно быть богатым и на слова. Использовать множество слов похвалы и поощрения. Ты сегодня очень внимательна! Это очень здорово! Ты очень интересно излагаешь мысли! Ты очень многое знаешь об этой теме! Очень точный ответ, тебя приятно слушать! Ты прекрасно справляешься! Умничка! Великолепно! Хороший вопрос! Отлично! Хорошо! Молодец! Прекрасный ответ! Отличная работа!

Роль учителя – быть сопереживающим другом, а не надсмотрщиком, хоть и справедливым. Важно говорить о своих чувствах, используя я-послания и я-высказывания: «Ты меня очень огорчил этой работой!», «Я очень расстроена твоим поведением»

Также важно отметить, что современное общество – это общество, интенсивно формирующее компьютерную информационную среду обитания. И эта среда обеспечивает открытый доступ к информационным образовательным и коммуникативным ресурсам и сервисам и использование их в учебно-воспитательном процессе. В информационной среде наши дети адаптируются значительно лучше, чем наше поколение, поэтому для успешного обучения их необходимо пользоваться языком компьютера, который позволит учителю привить интерес к процессу познания, сделает процесс обучения творческим, активным, лишенным напряжения и перегрузок.

Поэтому необходимо создавать условия повышения мотивации учащихся с применением информационных технологий. Вводить новые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, модульное обучение, элементы групповой работы с учащимися, мультимедийные программы.

Целесообразность включения мультимедийных программ на уроках: смена обстановки, отвлечение от обыденности, интрига, увлечение игровыми персонажами, вырабатывается у ребят способность не теряться, интерес, новое действо, разнообразие, выявлять суть, быстро принимать решения, особый настрой учащихся на учебную деятельность, четкая формулировка задачи, способов работы на уроке. Учебные и познавательные компьютерные программы, которые включают в себя: демонстрационный эксперимент, наблюдения подготовка сообщений в виде презентаций, сайты, видеофильмы, документальные и учебные фильмы являются одним из способов включения в активную деятельность учащихся.

Развитие познавательных интересов учащихся во внеурочное время

Одна из важнейших задач – развитие познавательного интереса. Без интереса учащихся к познанию методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. Как писал В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

Особенностями любой деятельности, повышающими ее эффективность, являются возможность большей, чем на уроке, индивидуализации работы с учащимися, предоставление каждому школьнику возможности выбора занятий по его интересам, работы в темпе, соответствующем его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов и при правильном подходе руководителя она обязательно является успешной для учащегося.

Развитие познавательного интереса к учебе и ее практическим приложениям во внеурочной работе обеспечивается широким привлечением элементов занимательной науки и техники, окружающим миром, культурой. Перед учителем стоит задача привлечения к внеурочной работе каждого учащегося, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса. Как работа на уроках, так и внеклассная работа направлена на развитие познавательных мотивов учащихся: посещение кружков, подготовка проектов, развитие способностей и поиски себя. 

Психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации и предмет становится им интереснее и ученик как бы сам отслеживает уровень своей компетентности, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи. Перед уроком у учащихся возникают вопросы к учителю по той или иной задаче, с которой он не справился дома, но хотел бы!

Очень важно замотивировать учащихся с самого раннего возраста, с начальной школы, на успешное освоение знаний, на желание учиться, познавать новое, быть активным, заинтересованным как в образовательном процессе, так и в внутришкольной деятельности. Сформировать глубокие познавательные интересы к предметам. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. Важно привить желание развиваться всесторонне и разносторонне. Принцип целенаправленности и мотивации обучения состоит в том, что учебно-воспитательный процесс как сложная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся должен быть подчинен заранее определенным целям и мотивам, отражающим личностные устремления учащихся. Перед учебно-воспитательным процессом стоят общие цели, определенные обществом и учебными программами, и конкретные цели, которые определяет учитель для каждого отрезка учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на профиль образовательного учреждения. Важно, чтобы учитель мог правильно определить конкретные цели каждого вида занятий - обучающие, воспитательные, развивающие - и всю свою работу направлял на их достижение. Эта целенаправленность проявляется в выборе форме обучения, структуры занятия, содержание методов, средств обучения. Иначе говоря, весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на то, чтобы кратчайшим путем и при наименьшей затрате времени и усилий учителя и учащихся (т.е. оптимально) достигнуть поставленных целей.

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теории А.Маслоу, Ф.Герцберга, В.Врума, Л.Портера, Э.Лоулера, Л.С.Выгодского. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они, тем не менее, имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.

Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых каждый ученик приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если у учащихся, добившихся успеха, поддерживать стремление и желание дальше расти и развиваться. Для того, чтобы успешно организовать образовательный и познавательный процесс -  необходимо мотивировать старания детей. Только так можно добиться успеха.

 

Список литературы.

  1. И.Я. Ланина «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики». М. Просвещение, 1985
  2. О.Ф. Кабардин «Внеурочная работа по физике». М. Просвещение, 1983
  3. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» М. Народное образование, 1998
  4. Л.А. Иванова «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики» М. Просвещение, 1983
  5. И.Я. Ланина «Не уроком единым: Развитие интереса к физике». М. Просвещение, 1991
  6. И.Я. Ланина «100 игр по физике». М. Просвещение, 1995
  7. Э.М. Браверман «Преподавание физики, развивающее ученика», М. Ассоциация учителей физики, 2003
  8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.-с. 69-87.
  9. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации.- Екатеринбург: Урал.гос.пед. ин-т,1996
  10. Грин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. открытость. деятельность. обратная связь. идеальность: пособие для учителя, - 5-е изд. – М.: Вита-пресс, 2003. -88 с.