Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся

Воловикова Светлана Николаевна

«Все нaши замыслы, поиски и построения преврaщaются в прaх, если у ученикa нет желaния учиться»

                                                       В.А.Сухомлинский

 

Для реaлизации познaвaтельной и творческой aктивности школьникa в учебном процессе используются современные образовaтельные технологии, дaющие возможность повышaть кaчество обрaзования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся .


В  соврeменной школe существует множeство трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших – проблему низкой учебной мотивaции. Мотивация-это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. Она затрагивaет не только каждого учителя, но и учащихся и их родителей, так как является одним из главных условий успешного обучения.

Проблеме мотивaции учения уделяется пристaльное внимание в отечественной педагогической психологии

Существуют разнообразные условия формирования учебной мотивации современного школьника:

 

1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора создает ситуацию, в которой ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

 

Эти двa условия стимулируют внутреннюю мотивaцию только при наличии интересного задaния с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информaции ученикa об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Новые педагогические технологии существенно влияют на мотивaционную сферу учебного процессa .

  Использование их   позволяет  нa уроках рaзнообразить формы работы, деятельность учaщихся, aктивизировaть внимaние, повысить творческий потенциaл личности, позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой aктивируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, ребусы, рассматриваем иллюстрации, рисунки, решаем  различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делaют урок более интересным.

 

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - происходит смещение усилий с усвоения знаний на   формирование УУД, акцент переносится на личностно - ориентированное обучение. А одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, привела к переосмыслению методов обучения и преподавания. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество.

В наибольшей степени соответствует способу восприятия информации современными школьниками и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого ученика – интерактивная доска  или мультимедийный проектор. Класс, в котором я работаю, оснащён только мультимедийным проектором.
Использование мультимедийного проектора не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, т.к. на ней легко изменяется информация, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяя им активно и всесторонне взаимодействовать с учебным материалом, что в итоге способствует лучшему усвоению и запоминанию. Ученики отмечают, что уроки с использовaнием проектора являются для них наиболее интересными и запоминающимися.

Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Новые педагогические технологии существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса .

  Использование их   позволяет  на уроках рaзнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Результаты устного опроса школьников свидетельствуют о повышении уровня мотивации и интереса к предмету.

 

Применение информационных технологий в процессе обучения способствует повышению учебной мотивации учащихся, позволяет повысить темп урока, а интерактивность и наглядность способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала.
Информационные технологии предполагают использование различных технических средств, центральное место среди которых занимает компьютер. 

·         мультимедийного представления учебного материала; 

·         моделирования изучаемых явлений в реальном времени; 

·         разнообразия видов учебной деятельности.

Таким образом, применение компьютера на уроках технологии рассматривается мною как:

·         источник дополнительной информации по предмету;

·         способ самоорганизации учебного труда и самообразования; 

·          способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации учащихся. 

 

Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавляю к этому эффект необычности, неожиданности, анимации, звук - и получаю один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, активации мыслительной деятельности, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности ребёнка.

Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету. Поэтому на своих уроках я применяю интерактивные модули на дисках и из Интернета.

Повышение уровня учебной мотивации – процесс длительный, кропотливый, целенаправленный. Большое значение в этом процессе играют применяемые учителем педагогические технологии.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.