Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Ефремова Екатерина Васильевна

«Организация внеурочной деятельности в начальной школе»

 

В нашем образовательном учреждении внеурочная деятельность реализуется по 5 основным  направлениям. Самыми популярными курсами внеурочной деятельности в начальной школе  являются «Я -пешеход» ( социальная направленность), «Подвижные игры на свежем воздухе» (спортивно-оздоровительное направление), «Солнечная Хакасия» (духовно-нравственного направления), «Конструирование» (общеинтеллектуальное направление), «Палитра» (общекультурного направления).

Хотелось бы остановиться немного на каждой программе поподробнее.

Курс внеурочной деятельности «Я -пешеход»

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Рассчитана на 4 года обучения.

В рамках реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:

  • тематические и практические занятия;
  • игровые уроки;
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
  • подготовка и проведение праздников по ПДД;
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • просмотр видеоматериалов по ПДД;
  • организация экскурсий на улицу;
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
  • разработка проектов по ПДД;
  • встреча с работниками ГИБДД

 

 

Главным в работе с детьми по данному курсу является формирование уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание мы уделяем моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью, в игровых формах для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

 

Курс внеурочной деятельности  «Подвижные игры на свежем воздухе» (спортивно-оздоровительное)

Цель программы: создание условий для развития учащихся с помощью  различных видов  игр,  через включения детей в совместную деятельность.

Используются такие формы работы, как беседа, игра, соревнования, спортивные праздники.

Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

В рамках программы мы ни только играем в игры, а также делаем упор на повторение, закрепление правил гигиены, правильной осанки, не забываем о правилах безопасности.

Проводим беседы на темы: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика», «Чтоб здоровыми остаться надо….», «Я сильный, ловкий, быстрый», правила игр.

Ни для кого ни секрет, что любимое занятие детей – это игра. Именно на данном курсе ВД учащиеся учат и играют в различные игры. Это и народные игры  «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Большой мяч», Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами», Наседка и коршун», «Удар по веревочке».

Подвижные игры: “Волк во рву,” “Салки”, “Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “У ребят порядок строгий”, «Кочка, дорожка, копна», «Охотники и утки», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Совушка», «Удочка», «Перемена мест», « «Космонавты», «Зайцы в огороде».

Игры на развитие памяти, внимания, воображения

«Запомни порядок», «Художник», «Все помню», «Море волнуется», «Запрещенное движение», игры с использованием скороговорок, «Два мороза», эстафеты с примерами на сложение и вычитание, «Угадай, чей голосок»», «Определим игрушку».

Эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр. Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки, метание); подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики (простейшие виды построений и перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол).

 

Курс внеурочной деятельности «Конструирование»

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Основными линиями курса являются наблюдение, мыслительная деятельность и практические действия.

Проводимая на занятиях конструирования практическая деятельность включает в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера.

Основными методами обучения, данного курса являются:

  • частично – поисковый;
  • исследовательский;
  • деятельностно – творческий;
  • наблюдения;

Все они направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление учащимися свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.

        Этот курс очень важен для учащихся наших классов, так как у большинства детей низкие показатели развития логического мышления, пространственных представлений. А ведь через пару лет их ждут уроки геометрии, черчения. Где очень важны логика и соотношения, представления.

 

Курс внеурочной деятельности «Солнечная Хакасия»

(духовно-нравственного направления).

Цель программы расширение знаний учащихся о своей малой Родине.

в 1-2 классах программа реализуется по 3 основным разделам:

  1. Памятники истории и культуры малой Родины
  2. Растительный и животный мир 
  3. Промышленные и культурные объекты родного края.

в 3-4 классах программа реализуется по 4 основным разделам

  1. Страницы истории .
  2. Флора и фауна родного края.
  3. Индустрия и промышленность региона
  4. Культурные достопримечательности родного края.

Внеурочная деятельность организована по видам:

  • игровая;
  • познавательная;
  • досугово-развлекательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  •  туриско-краеведческая деятельность

в форме   экскурсии.

 

 

История своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее города, Черногорска и республики Хакасия Знакомство с типичными  и редкими видами  представителей животного и растительного мира России; природные ресурсы ; охраняемые территории; памятники природы. Посещение театров,  предприятий и организаций. Знакомство с продукцией и профессиями людей. Знакомство с историей республики Хакасия, историей местности и достопримечательностями, традициями. Знакомство с историей соседнего региона-Красноярского края.

Знакомство с культурой Хакасии и соседнего региона. Посещение культурных объектов

Знакомство с животным миром. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Посещение фабрик и заводов. Знакомство с продукцией и профессиями людей.

 

 

Курс внеурочной деятельности «Палитра»

(общекультурного направления).

В нашем образовательном учреждении в 1-2 классах организованы группы продленного дня, простыми словами продлёнка. В рамках ГПД учащиеся имеют возможность посещать курс ВД «Палитра». Учащиеся 3-4 классов, к сожалению, посещать данный курс в рамках ГПД не могут, в связи с загруженностью школы, отсутствие свободных кабинетов. Поэтому этот курс для наших учащихся, а мы работаем на параллели 3 классов, реализуется на базе моего класса, в рамках часов внеурочной деятельности.

Цель данной Программы: формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры,

  формы

беседы;

практические занятия;

создание проектов;

индивидуальные и групповые занятия;

коллективная работа.

 

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

 

Результаты внеурочной деятельности

О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разъяснений, однако остаются еще вопросы, которые вызывают затруднения в работе учителя. Одним из таких вопросов является определение личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Ведь на самом деле новые стандарты не дают педагогам реального инструмента, они лишь устанавливают некоторые рамки, задают определенную идеологию.

Отличительной особенностью ФГОС общего образования является то, что в нем впервые определены требования к результатам освоения основной образовательной программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность, благодаря таким преимуществам как разнообразие видов деятельности (от досугово-развлекательной до профессионального самоопределения), вариативность организационных форм, свободный выбор учащимися вида деятельности, широкие возможности для проявления инициативы, индивидуальности, творчества учащихся, общественно-значимая связь с социальной и профессиональной практикой и др., несомненно, является важным ресурсом в решении поставленных задач.

В нашем образовательном учреждении диагностика результаты внеурочной деятельности проводится 2 раза в год ( 1 раз в полугодие). Это проектные работы, выставки, концерты. Именно с помощью этих видов деятельности, мы можем смело отметить уровень освоения курсов внеурочной деятельности.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Школьник ценит общественную жизнь 

(2-3 классы)

Получение школьником опыта переживания  и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни (4 класс)

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.