Эссе «Моя педагогическая философия».

Борисова Галина Борисовна

                                                     Меж прошлым и будущим нить

                                                     Я тку неустанной, проворной рукою;

                                                     Хочу для грядущих столетий

                                                     Покорно и честно служить

                                                     Борьбой и трудом…

                                                                                     К. Бальмонт.

        

           Вот уже много лет я работаю в школе. Всё было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Всякий раз, встречая новый день, думаю: что интересного он принесёт мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с учениками? О чём они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?

         Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я указать к нему дорогу? Смогу ли оградить их от всего дурного, что есть ещё в нашей жизни? Огонёк доверия, светящийся в их глазах, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей.

         Детская душа желает приобщаться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам обнаруживать чудеса на каждом уроке. И мы их находим – в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на математике, в богатстве природы на уроках окружающего мира. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы, и я радуюсь тому, что ребята не боятся их задавать.

         Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять её в нужное русло. Я часто спрашиваю себя: как я понимала это, когда была ребёнком? Принимала ли? Что хотела изменить? Диалоги с самим собой помогают помнить о том, что все мы родом из детства.

         Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними не возможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.

         Учитель должен не только давать знания, но и воспитывать ребёнка. Работая над своей методической темой «Через чтение к воспитанию и развитию», я преследовала цель: при помощи литературных произведений воздействовать на все стороны человеческой личности для познания жизни детьми, а так же для их развития.

         Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребёнка. Именно изучение – педагогическое и психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, образцы высших человеческих побуждений, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно учу детей распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать. Часто вспоминаю слова К.Д.Ушинского: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

         А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе ничего не состоится. Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном. Чтобы, выйдя на улицу, воскликнул восхищённо: « И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки у берёзы, как работают муравьи!»

         Я хочу, чтобы эту радость узнавания приносил ученикам каждый новый день. Мне очень хочется, чтобы они умели сострадать – больным и немощным. Знали, какую палитру чувств могут вызвать незатейливые на первый взгляд картины русской природы. Пусть через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта.   

         «Пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…» какие прекрасные слова Януша Корчака.

          Работая в школе, я буду стремиться

  • к тому, чтобы учёба была детям в радость;
  • к тому, чтобы они всё время, каждый день получали и создавали что – то новое;
  • дарить им всю силу и любовь своей души;
  • учиться вместе с ними;
  • жить их интересами и мечтами;
  • научить их любить себя, своих близких и весь мир.

       Найти своё призвание , утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

                                     

                                        Я за всё расплачусь- посажу семена,

                                      И ростки доброты воспрянут.

                                      И проявится жизни моей цена

                                      В том, как люди меня помянут.