Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" АООП (вариант 2) 4 класс, школа VIII вида

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Характеристика основных

видов деятельности

Кол-во

часов

Дата пров-я

I четверть – 17 ч

1.

Диагностика.

2

02.09.

09.09

2.

05.09.

3-4.

Повторение.

Гласные звуки и буквы А,а, У, у, О,о, ы.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Узнай звук». Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам.

2

09.09.

12.09.

5-6

Повторение. Звук и буква М, м

Упражнения в узнавании (различении) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам.

2

16.09.

19.09.

7-8

Повторение.

Звук и буква Х, х

Упражнения в узнавании (различении) образов букв, обводка, письмо по точкам, по образцу. Чтение и письмо слогов, слов с буквой.

2

23.09.

26.09.

9-10

Повторение.

Звук и буква С ,с

Обводка буквы, письмо по точкам, по образцу. Чтение и письмо слогов, слов с буквой. Чтение и письмо слогов, слов с буквой.

2

30.09.

03.10.

11-12

Повторение.

Звук и буква Н, н

Обводка буквы, письмо по точкам, по образцу. Чтение и письмо слогов, слов с буквой. Чтение и письмо слогов, слов с буквой.

2

07.10.

10.10.

13-14

Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Проговаривание чистоговорок, соотношение письменной и печатной буквы. Работа с кассой букв. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы слова, запись слов в тетрадь по слогам, целым словом.

2

14.10.

17.10.

15

Диагностическая контрольная работа

1

21.10.

16

Работа над ошибками

1

24.10.

17

Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Проговаривание чистоговорок, соотношение письменной и печатной буквы. Работа с кассой букв. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы слова, запись слов в тетрадь по слогам, целым словом

1

28.10.

II четверть – 15 ч.

1

Повторение. Написание элементов пройденных букв.

Пальчиковая гимнастика. Написание элементов пройденных букв, «бордюров». Упражнения в составлении букв из эелементов

1

07.11.

2-3

Звук и буква ы.

Артикуляционная гимнастика. Называние букв. Игра «Кубики с буквами».  Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.

2

11.11

14.11.

4-5.

Буква ы. Упражнения в её написании.

Составление слогов из разрезной азбуки с изученными буквами, копирование их в тетрадь

2

18.11.

21.11.

6-7

Звук и буква Л,л. Чтение слогов с буквой Л

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.

2

25.11.

28.11.

8-9

Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Проговаривание чистоговорок, соотношение письменной и печатной буквы. Работа с кассой букв. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы слова, запись слов в тетрадь по слогам, целым словом

2

02.12.

05.12.

10-11

Рассказ «Муха».

Прослушивание рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Пересказ рассказа по вопросам учителя

2

09.12.

12.12.

12

Диагностическая контрольная работа

1

16.12.

13

Работа над ошибками

Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой.

1

19.12.

14-15

Написание слогов с буквами ы, Л, л

Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой.

2

23.12.

26.12.

III четверть – 19  ч.

1-2

Звук и буква В, в. Чтение слогов, слов с буквой В.

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.

2

09.01.

13.01.

3-4

Буквы В, в. Упражнения в написании.

Составление, чтение слогов, слов с буквой

2

16.01.

20.01.

5-6

Звук и буква И, и Чтение слогов, слов с буквой И, и.

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.

23.01.

27.01.

7-8

Буквы И, и. Упражнения в написании.

Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой.

2

30.01.

03.02.

9-10

Дифференциация Ы-И

Артикуляционная гимнастика. Выделение звуков при произношении.  Называние букв. Упражнения на дифференциацию звуков. Составление слогов из разрезной азбуки с буквами.

2

06.02.

10.02.

11-12

Звук и буква Ш,ш Чтение слогов, слов с буквой Ш,ш

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.

2

13.02.

17.02.

13-14

Буквы Ш,ш. Упражнения в написании.

Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой.

2

20.02.

27.02.

15-16

Дифференциация С-Ш

Артикуляционная гимнастика. Выделение звуков при произношении.  Называние букв. Упражнения на дифференциацию звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки с буквами.

2

03.03.

06.03.

17

Диагностическая контрольная работа

1

10.03.

18

Работа над ошибками

1

13.03.

19

Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действие предметов. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации.  Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь.

1

17.03.

IV четверть – 15 ч.

1

Условно - графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действие предметов. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации.  Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь.

1

03.04.

3-4

Звук и буква П, п. Чтение слогов, слов с буквой Г.

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.

2

07.04.

10.04.

5-6.

Буквы П,п. Упражнения в написании.

Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой.

2

14.04.

17.04.

7-8

Условно - графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих предметы. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации.  Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь.

2

21.04.

24.04

9-10

Звук и буква Т, т. Чтение слогов, слов с буквой Т, т

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.

2

28.04.

05.05..

10-11

Буквы Т,т. Упражнения в написании.

Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой.

2

12.05.

15.05.

12-13

Условно - графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением»

Артикуляционная гимнастика. Выделение звуков при произношении.  Называние букв. Упражнения на дифференциацию звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки с буквами. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих предметы. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации

2

19.05

22.05.

14-15

Диагностика.

2

26.05.

29.05.



Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

4 класс (Вариант II)

Составила:

учитель начальных классов

Винокурова Э.П.

с. Косолапово, 2022

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
  • Федеральный перечень учебников; 
  • АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
  • Учебный план образовательной организации ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» Мари-Турекского района 2022 – 2023 учебный год.

УМК: 

  1. Аксёнова А.К. Букварь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова.  М.: Просвещение, 2017
  2. Аксёнова А.К. Пропись для 1 класса. В 3 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова.  М.: Просвещение, 2017
  3. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г

Срок реализации программы – 2022-2023 уч. год

2.Общая характеристика учебного предмета.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.  У детей, имеющих нарушение интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей   устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи  программы:

  • формирование   потребности в общении,
  • развитие сохранных речевых механизмов,
  • понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  
  • овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • формирование умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • обучение глобальному чтению в доступных   пределах

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.  

Методические задачи:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

        Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:  взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Особенностью организации учебного процесса   направлена на формирование у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование. Большое внимание уделяется при обучении учащихся развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев, развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий, упражнения по формированию простейших умений звукового анализа. С учетом индивидуальных возможностей создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». Программа предусматривает следующее количество часов:

Количество часов в неделю по учебному плану: 2

Общее количество часов в соответствии  с программой: 66 ч

I четв.- 17 ч       II четв- 15 ч.         III четв.- 19 ч.         IV четв.- 15 ч.

4.Планируемые результаты

Личностные

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные:

- умение пользоваться разными пишущими предметами;

 - выполнение элементарных заданий, совершенствуя способы работы по показу и по образцу;

 - умение соотносить иллюстрации и ее элементы со знакомым текстом, прочитанным взрослым.

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

 Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возможностями обучения
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

 Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

 Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

Сформированность базовых учебных действий

Группа БУД

Учебные действия и умения.

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:

-  направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-  умение выполнять инструкции педагога:

-  использование по назначению учебных материалов:

-  умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.

Промежуточная аттестация

Задание 1.«Послушай сказку».

Цель: выявить умение соотносить прослушанное содержание сказки с соответствующей иллюстрацией (эмоциональной реакцией – 3 группа).

Оборудование: иллюстрации к ключевым звеньям сказки «Колобок»,

Инструкция: «Послушай, узнай сказку (часть сказки), найди нужную картинку»

Задание дифференцировано для детей каждой группы.

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания:

1 группа

2 группа

3 группа:

1. Выбор из 3 – 4 иллюстраций к прослушанному фрагменту сказки.

1. Выбор из 2-х иллюстраций к прослушанному фрагменту сказки.

1. Наличие или отсутствие эмоциональной реакции на знакомый текст.

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 1 задания______ баллов

Задание 2.«Обводим контур пишущим предметом»

Цель: определить умение выполнять графо – моторные задания.

Оборудование: 3 типа заготовок – изображений на листе А4:

Для 1 группы – контуры букв А, О, У, М,

Для 2 группы – контур снеговика,

Для 3 группы – контуры кружочков.

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания

1 группа

2 группа

3 группа

1. Называть буквы А, О, У, М, обводить по контуру пишущим предметом.

1. Обводить по контуру пишущим предметом (клубок, снежный ком) с опорой на образец.

1.Использовать пишущий предмет для обозначения или обводки изображений кружочков по контуру.

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 2 задания ___баллов

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

оценка

1

Задание 1 «Послушай сказку»

….

2

Задание 2 «Обводим контур пишущим предметом»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

Итоговая аттестация

Задание 1.«Беседа».

Цель: оценить умения обучающегося понимать вопрос и отвечать на него в доступной форме, или выполнить действие по инструкции.

Оборудование:

Для 1 группы - сюжетная картинка, пиктограмма;

Для 2 группы - сюжетная картинка, пиктограмма;

Для 3 группы - предметы - мяч, кукла, банка и палочки.

Задание дифференцировано для детей каждой группы.

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания

1 группа

2 группа

3 группа

1. Умение отвечать на вопросы доступным способом: Кто это? Что делает? Что у нее в руках? А ты что любишь делать? и т.п.): 3-4 вопроса.

1. Умение отвечать на вопросы с помощью доступных средств коммуникации. «Кто (что) на картинке?», «Что делает девочка?» (ответь жестом, звуком и/или картинкой, пиктограммой): 2-3 вопроса.

1. Выполнять знакомое действие по инструкции: «Покажи мяч», «Собери палочки в банку», «Дай Лене куклу».

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 1 задания ___баллов.

Задание 2.«Буквы и слова»

Цель: выявить способность соотносить акустический образ языковой единицы (буквы, слова) с графическим.

Оборудование: слова для узнавания и картинки (без подписей) к ним; карточки с буквами У, М, картинки на эти буквы

Инструкция:

Для 1 группы предлагается найти заданное слово из 3 (не схожих по буквенному составу), далее предлагается положить это слово под соответствующую картинку («Найди картинку, положи под нее слово»); для 2 группы – предлагается найти букву У, положить ее на нужную картинку (можно с напечатанной такой же буквой): «Куда ее надо положить?»), для 3 группы – предлагается нарисовать дорогу (ранее знакомая инструкция).

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания

1 группа

2 группа

3 группа

1. Умение узнавать (среди 3-4) слова (окно, машина, утюг), напечатанные на карточках, соотносить их с картинками.

1. Умение показывать (находить) букву У, букву М (из 2), соотносить букву с картинкой (например, утюг или утка, Маша или мяч).

1. Умение проводить произвольную линию на листе бумаги карандашом, восковым мелком («Рисуй дорогу»), на доске мелом.

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 2 задания ___баллов.

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

оценка

1

Задание 1 «Беседа»

….

2

Задание 2 «Буквы и слова»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

  1. Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Учебный предмет включает 3 раздела:

 - коммуникация,

 - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

 - чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- совершенствование средств общения обучающихся с учителем и со сверстниками в разных ситуациях делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

  •  освоение практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации,
  • расширять доступные умения коммуникации в практике диалогической речи.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания разных ситуаций социального взаимодействия, близких к опыту обучающегося

 - совершенствование возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- совершенствование ручной и мелкой моторики,

  • совершенствовать умения целенаправленно действовать пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
  • совершенствовать элементарные графо моторные умения,
  • расширять возможности слухового внимания и слухового восприятия при создании разнообразных ситуаций коммуникации,

 -закреплять интерес и проявлять потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым, соотносить их с иллюстрациями.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебная и справочная литература:

  1. Аксёнова А.К. Букварь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова.  М.: Просвещение, 2017
  2. Аксёнова А.К. Пропись для 1 класса. В 3 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова.  М.: Просвещение, 2017
  3. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2005.
  4. Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики  / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 1985.
  5. Бгажнокова И.М.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы/ Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.:ВЛАДОС, 2013
  6. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. 1996.
  7. Кириченко Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей и подростков с общим недоразвитием речи // Материалы конференции по детской психиатрии. - М., 1970
  8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2004

Компьютерное и мультимедийное оборудование

  1. Интерактивная панель
  2. МФУ
  3. Ноутбук
  4. Программно-методический комплекс Буквария. Обучение чтению

Материально-техническое обеспечение

  1. Игровой набор для раннего развития по методике Фридриха Фребеля
  2. Индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики
  3. Кассы букв
  4. Кубики Зайцева собранные.
  5. Магнитная игра "Читаем по слогам", Умная дорога,
  6. Набор методических материалов «Сказки»
  7. Портреты авторов
  8. Прописные буквы с игровым полем
  9. Предметные картинки
  10. Развивающая игра «Пиши и стирай»  (5 элементов) – 1 комплект
  11. Тактильный алфавит. Сенсорика и др.