Рабочая программа по предмету "Математические представления", 4 класс (вариант 2) школа VIII вида

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления", 4 класс (вариант 2) школа VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheski_predstavleniya.docx55.11 КБ
Файл matematicheskie_predatvleniya_ktp.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Математические представления»

4 класс (Вариант II)

Составила:

учитель начальных классов

Винокурова Э.П.

с. Косолапово, 2022

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов по предмету «Математические представления»

Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
  • Федеральный перечень учебников;
  • АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
  • Учебный план образовательной организации ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» Мари-Турекского района 2022 – 2023 учебный год.

УМК: 

  • Алышева Т.В.Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2 ч.  2-е изд./Т.В.Алышева.- М.:  Просвещение, 2011.
  • Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2 ч. /Т.В.Алышева.- М.:  Просвещение, 2010.

Программа, по которой работает учитель: Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г

Срок реализации программы – 2022-2023 уч. год

2.Общая характеристика учебного предмета

Целью обучения предмета «Математические представления» детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».

Задачи обучения. Содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся. Эта задача решается в предметно-манипулятивной, предметно-практической, игровой, трудовой, речевой, а также в элементарной учебной деятельности. Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным научить их элементарной бытовой деятельности и сформировать у них навыки невербального и доступного вербального общения.

Содержание математического развития и формирования конструктивных навыков и умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных научных понятий. В то же время необходимо отметить, что в «Программе» формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это.

В ходе реализации задач учебного предмета, «Математические представления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений, и навыков, которые формируются у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.

В соответствии с требованиями базовой программы, курс «Математические представления» в 4 классе призван решить разнообразные образовательные, развивающие и   воспитательные задачи:

  • формирование речевой среды, речевой активности, интереса к предметному миру и человеку;
  • формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности;
  • формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;
  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
  • формирование элементарных общеучебных умений;
  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
  • общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
  • воспитание отношения к сверстнику как объекту взаимодействия

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения.

Основные направления коррекционной работы:

  • комплексное воздействие на учащегося, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
  • использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
  • формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
  • практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
  • использование охранительно-педагогического режима обучения.

В работе с детьми с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью используются здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, развивающие технологии. Уроки строятся таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. На уроках используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Формами обучения учащихся с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

Текущий контроль обучающихся в 3 классе VIII вида (II варианта) в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале. Допускается словесная объяснительная оценка. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на основе анализа их деятельности в начале и конце года.

3. Место учебного предмета Учебный предмет «Математические представления» входит в образовательную область «Математика» 

Количество часов в неделю по учебному плану: 2

Общее количество часов в соответствии  с программой: 72 ч

I четв.- 18 ч       II четв- 14 ч.         III четв.- 22 ч.         IV четв.- 18 ч.

4.Планируемые (предполагаемые) результаты усвоения программы

Планируемые результаты освоения обучающимися:

личностные

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

            предметные

  •  Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Группа БУД

Учебные действия и умения.

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:

-  направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-  умение выполнять инструкции педагога:

-  использование по назначению учебных материалов:

-  умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Математические представления» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповой форме работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая способ действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.

Промежуточная аттестация

Задание 1. «Группировка форм»

Цель: Задание направлено на выявление зрительной ориентировки на форму предметов, умение выделять форму в предмете.

Вариант задания:

 Оборудование: на наборном полотне у учителя карточки с изображением 4-х форм – круг, квадрат, треугольник, овал; коробки с изображением этих форм; ящик с игрушками, предметами и строительным материалом.

Проведение: учитель ставит на стол коробки с изображением знакомых форм и предлагает детям разложить игрушки по коробкам, указывая на то, что в каждой коробке должны лежать свои игрушки и предметы. Обучающиеся по очереди берут 2-3 предмета из ящика и раскладывают их по коробкам. При этом каждый раз называя форму в предмете: «Я взял коробочку, она похожа на квадрат», «Я взял колечко, оно похоже на круг», «Я взял елочку, она похожа на треугольную форму», «Я взял кирпичик, он похож на квадрат» и т.д.

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания

Умение зрительно выделять форму в предмете (4).

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 1 задания___баллов.

Задание 2. «Подарок для друга»

Цель: Задание направлено на выявление практической ориентировки на длину предмета в житейской ситуации, умение сравнивать предметы по длине.

Вариант задания:

Оборудование: коробочки с подарками (поделками из природного материала), ленточки одинакового цвета разной длины (4) (самая длинная- 40 см, покороче - 30 см, короткая - 20 см, самая короткая -10 см) по количеству детей в классе.

Проведение: учитель показывает детям коробочки с подарками и говорит, что дети должны упаковать свои подарки для друга, завязать на коробочках бантики. Рассматривает ленточки, обращает внимание детей, что ленточки разной длины. Обучающимся надо выбрать самую длинную ленточку и привязать бантик на ней. Дети практическим действием проверяют правильность своего выбора, объясняют свой выбор в словесных высказываниях. Если ребенок выбирает другую ленточку, то бантик завязать не получается. Детям дается возможность выбора ленточки второй раз и объяснить необходимость этого выбора.

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания

Умение практически ориентироватьсяна длину предметов (внешнее свойство), умение сравнивать предметы по длине (4).

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 2 задания___баллов.

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Группировка форм»

….

2

Задание 2 «Подарок для друга»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

Итоговая аттестация

Задание 1. «Формы в предметах»

Цель: Задание направлено на выявление зрительной ориентировки на форму предметов.

Вариант задания.

Оборудование: настольно-печатная игра «Найди форму в предметах».

Проведение: перед обучающимся кладут картинки с изображением знакомых форм (4): круг, квадрат, треугольник, овал. Педагог показывает различные предметные картинки с изображением знакомых форм и предлагает подобрать к знакомым формам соответствующие предметные изображения.

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания

 Умение зрительно выделять форму в предметах (восприятие внешних свойств предметов, (выбор из 4-х).

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 1 задания___баллов.

Задание 2.«Соотнесение количеств»

 Цель: выявить умение сравнивать предметы по количественному признаку, используя прием приложения, определять количественный признак: поровну, столько- сколько, больше, меньше.

Оборудование: наборное полотно, красочные силуэты зайчиков, белочек, бабочек, елок; морковок, шишек, цветов, грибов (по 3 каждого силуэта).

Инструкция:

Педагог предлагает рассмотреть красочные силуэты и по очереди вставляет их в наборное полотно (разное количество 1, 2, 3, 4, 5); предлагает по очереди каждому ребенку свое задание – «вставить столько грибов, сколько елочек»; «столько морковок, сколько зайчиков», «сколько белочек, столько шишек», «сколько бабочек, столько цветов» и т.д..

Действия, которые необходимо оценить в процессе задания

Умение соотносить предметы по количественному признаку (восприятие количества, сравнение).

Критерии оценки выполнения задания:

 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого

3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 2 задания___баллов.

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Формы в предметах»

….

2

Задание 2 «Соотнесение количества»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка итоговых достижений

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

6. Содержание учебного предмета

Тематический план

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Диагностика

4

2

Количественные представления

29

3

Представления о форме

10

4

Представления о величине

5

5

Пространственные представления

6

6

Временные представления

6

Повторение

8

Диагностические контрольные работы

4

Итого

72

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубики, бруски, пластины, треугольные призмы) по двум-четырем образцам, соотнесение их с плоскостными фигурами по подражанию и образцу действиям учителя.

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками). При конструировании совместных построек (по подражанию или по образцу) из трех-четырех элементов строительного набора учащиеся побуждаются взаимодействовать друг с другом (уроки в малых группах — 2-3 ученика). Обыгрывание постройки совместно с учащимися, стимулируя при этом малейшее проявление их самостоятельности.

Конструирование по образцу и по словесной инструкции знакомых объектов: гараж, ворота, забор. Совместное с учащимися обыгрывание постройки. Обучение конструированию одно-двухэтажного дома из различных строительных наборов. Счет этажей. Определение верхнего и нижнего этажа (внизу наверху).

Совместные с учащимися игры со сборно-разборными игрушками, с разрезными картинками, с вырубными сюжетными картинками (вырублены три-четыре части круглой, квадратной, треугольной формы).

Обучение учащихся складыванию разрезных картинок из двух-трех частей по образцу иллюстрированных кубиков из четырех частей (в соответствии с изучаемыми лексическими темами — предметные изображения).

Создание совместно с учениками плоскостных композиций, объединенных единым сюжетом, одной лексической темой, в играх и игровых упражнениях с водой и различными полистироловыми фигурами, которые, намокнув, «прилипают» к кафельной или зеркальной стене.

В совместных с учащимися играх создание знакомых им объектов из конструкторов Lego (по подражанию, а затем по образцу).

Конструктивные игры с фигурами из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Гараж для автомобиля», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Мебель для матрешки (куклы, зайчика)», «Построим башню: кубик на кубик», «Сделай, как у меня», «Скамейка для зайчика», «Спрячь матрешку (куклу) в дом» и др.

Количественные представления. Совместные с учащимися действия с множествами, а также действия присчитывания с использованием объемного и плоскостного счетного материала.

Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение произнесения обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах (упражнения выполняет учитель, а учащийся контролирует: правильно или неправильно — образец ответа дает учитель).

Игровые упражнения на формирование у учащихся представлений о составе числа (в пределах двух).

Упражнения на выбор двух предметов (игрушки, картинки и т. п.) из множества. Показ на пальцах: чисел 1-10. Выкладывание цифр 1-9 из палочек, веревки, лепка из пластилина или пата, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифр но трафаретам и по точкам. Упражнения в самостоятельном письме цифр на грифельной доске, на листе бумаги, в тетради (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).

Практические упражнения на выделение количества: много, мало, пусто, один, два (с использованием плодов, воды, геометрических фигур, игрушек, картинок).

Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль «Набрось колечко» — много, мало колец, одно кольцо, два колыша и т. п.

Закрепление практических действий с песком в столе-ванне. Игры и игровые упражнения на сравнение одинаковых объемов песка, находящегося в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): учащиеся с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее.

Игровые упражнения на выделение количества предметов (один, два, много) на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Формирование у учащихся умений по словесной инструкции выделять предметные множества: один, два, много предметов.

Представления о форме. Игры и упражнения на закрепление сформированных ранее представлений учащихся о геометрической форме.

Упражнения с Монтессори-материалами, игровые упражнения с полифункциональными модульными наборами типа «Радуга», «Гномик», «Горка» и др.

Дидактические игры и игровые упражнения на идентификацию предметов с ориентировкой на форму (по образцу и словесной инструкции), сравнение их и установление сходства и различия: такой не такой.

Представления о величине. Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и наблюдения на сопоставление двух объектов по величине {большой маленький, длинный короткий), используя приемы наложения и приложения.

Знакомство учащихся с величинными представлениями: толстый тонкий. Пиктограммы «толстый», «тонкий». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно).

Практические действия, игры и игровые упражнения на формирование у учащихся представлений об относительности (транзитивности) величины (толстый гриб далеко тонкий гриб близко и т. п.).

Пространственные представления. Практические действия, игры и игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. Побуждение детей к использованию вербальных и невербальных средств для передачи пространственных отношений. Активное использование конструктивных игр, игр с полифункциональным оборудованием. Знакомство с пиктограммами «большой», «маленький», «длинный», «короткий» (см. альбомы пиктографических кодов). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Временные представления. Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями; выделение контрастных времен года по наиболее характерным признакам и называние их, а также изображение погодных явлений, людей и животных (в разное время суток) с помощью мимики и пантомимики.

Знакомство учащихся с астрономическими объектами в виде светильников, моделей астрономических символов: солнце, луна. Использование их в театрализованных играх с учащимися.

Занятия в темной сенсорной комнате с использованием интерактивных панно и светильников (занятия проводят учитель и педагог-психолог) и т. д.

Объяснение учащимся значений слов сегодня, завтра, используя конкретные примеры из их жизни.

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Уточнение представлений учащихся о пространственном расположении {вверх вниз, вперед назад и т. п.) частей конструкций. Совместное с учащимися выполнение одноименных построек из различного конструктивного материала (крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки).

Совместные с учащимися игры на формирование у них умений анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета.

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками). При конструировании совместных построек (по подражанию или по образцу) из трех-четырех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора учащиеся побуждаются взаимодействовать друг с другом (уроки в малых группах — 2-3 ученика). Обыгрывание постройки совместно с учащимися, стимулируя при этом малейшее проявление их самостоятельности.

Знакомство учащихся со способами предварительного анализа образца (выделение основных частей постройки, необходимые строительные материалы). Совместное с ними выполнение простейших построек (по образцу) с использованием при этом невербальных и вербальных средств общения.

Конструирование по образцу и по словесной инструкции зна комых учащимся объектов: одноэтажного и многоэтажного дома, ворот, забора, мебели для кукол. Включение в конструктивные игры учащихся создание знакомых построек с незначительным изменением конструкции из нового для них строительного материала. Совместное с учащимися обыгрывание построек.

Совместные с учащимися игры со сборно-разборными игрушками, с разрезными картинками, с вырубными сюжетными картинками (вырублены три-четыре части круглой, квадратной, треугольной формы).

Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу, иллюстрированных кубиков из четырех частей (в соответствии с изучаемыми лексическими темами — предметные изображения).

Конструирование вместе с учащимся плоскостного изображения предметов, геометрических фигур из палочек разного размера (по рисунку-образцу и по словесной инструкции): елка, домик, квадрат и т. п.

В совместных с учащимися играх создание знакомых им объектов из конструкторов Lego, «Самоделкин-строитель», «Самоделкин-семья» (по подражанию учителю, а затем по образцу).

Конструирование с учащимися объектов из тематических конструкторов и мозаик.

Количественные представления. Совместные с учащимися действия с множествами, а также действия присчитывания с использованием объемного и плоскостного счетного материала.

Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение произнесения обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах (упражнения выполняет учитель, а учащийся контролирует: правильно или неправильно — образец ответа дает учитель).

Формирование у учащихся представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. Игровые упражнения, включающие счет объектов в любом порядке.

Знакомство учащихся с количеством в пределах 15. Число и цифра. Упражнения на выбор трех предметов (игрушки, картинки и т. п.) из множества. Показ на пальцах: 1-10. Выкладывание цифр из палочек, веревки, лепка из пластилина или пата, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифр 1-10 по трафаретам и по точкам. Упражнения в самостоятельном письме цифр и чисел на грифельной доске, на листе бумаги, в тетради (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).

Упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два, три) с использованием плодов, воды, геометрических фигур, игрушек, картинок.

Игры с природными материалами: «Игра с корабликами в бассейне (тазу)», «Игра с уточками в тазу», «Ловля рыбок», «Налей воду в разные кастрюли», «Насыпь песок в чашки», «Печем куличи» (используются формочки с изображением геометрических фигур, цифр, предметов разной величины), «Плавающие листья, цветы, шишки», «Пускаем кораблики в большом и маленьком озере (тазу)» и др.

Игры с предметами: «Мамин стол», «Накроем кастрюли крышками», «Наливаем чай в чашки — заварка и вода», «Пустые и полные кастрюли», «Разложим посуду на подносы», «Салфетки для кукол», «Чашки и ложки для гостей» и др.

Игры и упражнения с водой, которая наливается в разные емкости (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины) и выливается из них, — уточнение и закрепление представлений учащихся об особенностях воды, ее температурных характеристиках, о значимости воды в жизни животных и растений, о зависимости формы воды от формы емкости, в которую ее наливают.

Игры с водой с использованием стола-ванны и полистироловых фигур: «Намочи фигуры и прикрепи их к стене (зеркалу) вот так» (дается последовательность прикрепления фигур), «Ловим рыбок и прикрепляем их к стене, чтобы получилась елочка».

Упражнения в развернутом предметном счете: учащийся отодвигает предмет в сторону, учитель при этом называет число, затем учащийся, не отодвигая предмет, только прикасается к нему, соотнося свои действия со счетом учителя.

Игровые упражнения на выделение количества (один, два, три, много) предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Формирование у учащихся умений по словесной инструкции выделять предметные множества: один предмет, два, три предмета, много предметов.

Представления о форме. Практические действия и игровые упражнения на соотнесение плоскостных и пространственных фигур. Закрепление сформированных у учащихся представлений о форме в процессе совместной с ними и их самостоятельной деятельности (рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, по опорным точкам, лепка пространственных тел из пластилина, пата).

Практические действия с Монтессори-материалами, игровые упражнения с полифункциональными модульными наборами типа «Радуга», «Гномик», «Горка» и др.

Дидактические игры и игровые упражнения на идентификацию предметов с ориентировкой на форму (по образцу и словесной инструкции), сравнение их и установление сходства и различия: такой не такой.

Рисование геометрических фигур на манке, песке (насыпанных на подносы), на бумаге, на грифельной доске и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Представления о величине. Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и наблюдения на сопоставление двух объектов по величине (большой маленький, длинный короткий, толстый тонкий, высокий низкий), используя приемы наложения и приложения.

Выполнение учащимися заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно).

Знакомство с пиктограммами «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «длинный», «короткий» . (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Игры с различными игровыми дорожками и игровыми полифункциональными модулями, например, с напольным модулем «Пирамида»: «Длинная и короткая дорожка из веревки», «Широкая и узкая дорожка из кирпичиков», «Выложи дорожку из колец от самого большого к самому маленькому», «Собери пирамиду, начиная с большого кольца» и др.

Практические действия, игры и игровые упражнения на формирование у учащихся представлений об относительности (транзитивности) величины (высокий дом далеко низкий близко).

Пространственные представления. Практические действия, игры и игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. Стимулирование детей к использованию вербальных и невербальных средств для передачи пространственных отношений. Активное использование конструктивных игр, игр с полифункциональным оборудованием.

Игры с логическими блоками Дьенеша: раскладывание фигур в соответствующих по цвету кругах, выкладывание из них дорожки (по цвету) и т. п.

Временные представления. Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями. Выделение контрастных времен года по их наиболее характерным признакам. Называние времен года. Изображение погодных явлений, людей и животных (в разное время суток) с помощью мимики и пантомимики.

Игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, изображающих солнце и луну, соотнесение их с частями суток — день и ночь.

Занятия в темной сенсорной комнате (см. выше).

Знакомство с пиктограммами «зима», «лето». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Материал предмета «Математические представления» представлен следующими содержательными линиями:

№ п/п

Содержательная линия

Коррекционно - развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач

1

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на счетах. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.

Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

2

Представления о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

3

Представление о величине

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

4

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду

5

Временные представления

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса

Учебно - методическое обеспечение

  1. Алышева Т.В.Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2 ч.  2-е изд./Т.В.Алышева.- М.:  Просвещение, 2011.
  2. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс.Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2 ч. /Т.В.Алышева.- М.:  Просвещение, 2010.
  3. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
  5. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
  6. Шипицина Л.М. «Необучаемый»  ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.  С-Петербург, «Речь», 2005 год.
  7. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1 – 4 класс/ [ А. А. Айдаберкова,  В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]  –  8- ое  изд. - М.; Просвещение, 2013

  Дидактические материалы в виде: 

А) предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала:

  1. Касса счетных материалов «Учись считать» - 4 набора
  2. Касса «Мои покупки» в наборе с продуктами и аксессуарами
  3. Кассы цифр
  4. Математические яица- (18шт.в комплекте)
  5. Набор денежных знаков раздаточный – 1 набор
  6. Набор фигур для плоскостного конструирования – 1 набор

Б) таблицы на печатной основе:

  1. Комплект таблиц для демонстрации техники письма на линейках и в клетках:

- демонстрационные таблицы – 2 шт

- маркеры разных цветов  (синий, красный)- по 1 шт

- магниты – 4 шт.

  1. Комплект наглядных пособий «Изучение чисел I и II десятка»- 1 комплект
  2. Учебно-игровой комплекс на магнитах «В городе чисел»- 1 набор

В) программные обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;

Г)  демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления:

  1. линейки
  2.  циркули
  3.  наборы угольников
  4. метр

Д) видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики;

Е) настольные развивающие игры:

  1. Волшебный комодик – 1 набор
  2. Развивающая игра «Календарь с часами» - 6 шт
  3. Тактильные цифры – 1 набор и др.

 Компьютерное и мультимедийное оборудование

  1. Интерактивная панель
  2. МФУ
  3. Ноутбук

   Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Кол-во

часов

Дата

пров-ия

I четверть- 18 ч.

1-2

Диагностика

Выявление актуального уровня психического развития для создания оптимальных условий обучения с использованием диагностических материалов

2

4.09.

5.09.

Количественные представления

3-4

Много, мало, пусто

Упражнения на форми​рование у учащихся представлений о возможности создания множеств из любых предметов: объединение разнообразных однородных, однородных с отдельными признаками paзличия (по величине, цвету), разнородных с признаками сходства (по величине, цвету) предметов в множества.

Упражнения на распределение множеств на две группы, например, много — мало, один — много, ни одного — один, один — два, один — три по разным емкостям (миски, корзинки, кастрюли и т. п.)

Игровые упражнения на выделение количества предметов (один, два, много) на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

2

11.09.

12.09

5-6

Числа 1-5. Счет предметов. Числовой ряд

Упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение произнесения показом сосчитанного количества на пальцах, цифры на картинке. Игровые упражнения на выделение одного-двух предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

2

18.09.

19.09.

7-8

Сложение и вычитание в пределах 5.

Игры на выделение одного предмета из множества.  Вы​кладывание цифр 1-5 из палочек, веревки, лепка из пла​стилина ,зарисовка на бумаге. «Пись​мо» цифры 1-5 по трафарету и по точкам. Упражнения в самостоятельном письме цифры 1-5 (исходя из индивидуальных воз​можностей учащихся).

2

25.09.

26.09.

9-10

Сложение и вычитание в пределах 5.

Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение произнесения обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах

Упражнения на выбор двух предметов (игрушки, картинки и т. п.) из множества

Вы​кладывание цифр из палочек, веревки, лепка из пла​стилина ,зарисовка на бумаге. «Пись​мо» цифр 1-5 по трафарету и по точкам.

Упражнения на воспроизведение определенного количества звуковых сигналов (хлопки, удары молоточком, удары и барабан), ориентируясь на названное число или цифру.

2

02.10.

03.10

11

Диагностическая контрольная работа

09.10

12

Работа над ошибками

10.10.

Представления о форме

13-14

Круг

Повторение изученной ранее формы круг и соотнесение ее с объемной формой шар. Рисование круга по трафарету, самостоятельно (исходя из индивидуальных особенностей ученика) Изучение свойств шара  (катится)

Лепка из пластилина объемной формы шар

2

16.10.

17.10.

15-16

Квадрат

Повторение формы квадрат и соотнесение ее с объемной фигурой куб.

Рисование квадрата по трафарету, опорным точкам.

Изучение свойств куба, отличие от шара.

2

23.10.

24.10.

17-18

Треугольник

Повторение фигуры треугольник и соотнесение ее с объемной фигурой. Практические упражнения и игровые задания на группировку предметов по форме: шары, кубы, треугольные при​змы, круги, квадраты, треугольники (по образцу и по словесной инструкции),

2

30.10.

31.10.

II четверть – 14 ч.

Представления о величине

1

Большой - маленький

Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и наблюдения на сопоставление двух объектов по величине (большой-маленький)

Упражнения в раскрашивании, штриховке, обводке по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (по образцу и по словесной инструкции).

1

13.11

2

Длинный - короткий

Знакомство учащихся с представлениями о высоте, используя для сравнения приемы наложения и приложения.

Упражнения в раскрашивании, штриховке, обводке по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (по образцу и по словесной инструкции).

1

14.11.

3

Толстый - тонкий

Знакомство учащихся с представлениями о ширине (толщине), используя для сравнения приемы наложения и приложения.

Упражнения в раскрашивании, штриховке, обводке по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (по образцу и по словесной инструкции).

1

20.11.

Пространственные представления

4

Расположение тела в пространстве

Упражнения на уточнение представлений о схеме собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши).Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела по образцу и по словесной инструкции. Стимулирование учащихся к использованию речевых и неречевых средств в процессе называния и показа пространственных отношений («длинный» — руки разводятся в стороны, показывая протяженность, высокий — руки поднимаю​ вверх, низкий — руки опускаю вниз и т. п.).

1

21.11.

5

Качества конструктивных материалов и расположение их в пространстве

Игры с учащимися со сборно-разборными игрушками, с разрезными картинками, конструктором, мозаикой, пазлами. Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов, соотнесение их с плоскостными фигурами. Стимулирование учащихся к использованию речевых и неречевых средств в процессе называния и показа пространственных отношений.

1

27.11.

Временные представления

6

Части суток (день, ночь)

Беседа о распорядке дня. Просмотр презентации по теме.

Чтение стихов о частях суток.

Игра «когда это бывает?»

1

28.11.

7

Дни недели

Беседа о днях недели. Чтение стихов про дни недели. Знакомство с календарем.

Заучивание названий дней недели.

Игра «Что мы делаем в выходные и в будние дни?»

Игра «Живая неделька»

1

04.12.

Количественные представления

8

Число и цифра 6

Образование, название, запись числа 6. Место числа 6 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 6 в прямом и обратном порядке  Счет предметов в пределах 6 .

Сравнение чисел в пределах 6. Сложение и вычитание чисел в пределах 6 (на пальцах, на счетах )

1

05.12.

9

Диагностическая контрольная работа

1

11.12.

10

Работа над ошибками

1

12.12.

11-12

Сравнение множеств и чисел в пределах 6

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

2

18.12.

19.12.

13-14

Выделение количества (один, два, три, много)

Сравнение двух-трех предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Оценивание количества предметов в совокупностях на глаз: много - мало, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих (стало несколько, много; осталось несколько, мало, ни одного)

1

25.12.

26.12.

III четверть -22 ч

1-2

Геометрические фигуры

Практические упражнения: на группировку по форме — шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники (по образцу и по словесной инструкции); на выбор пред​метов по образцу с ориентировкой на форму, отвлекаясь от функционального назначения предметовРисование учащимися круга, квадрата, треугольника, прямоугольника с помощью трафаретов, по опорным точкам, вырезание их (с помощью учителя и самостоятельно).Лепка объемных форм из пластилина

2

09.01.

10.01.

Представления о величине

3

Высокий - низкий

Формирование у учащихся понятия о величине, знакомство их с высотой, используя для сравнения приемы наложения и приложения.  Упражнения в раскрашивании, штриховке, обводке по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (по образцу и по словесной инструкции).

1

16.01.

4

Разные по величине

Практические и игровые упражнения на сопоставление объектов по величине Практические упражнения на формирование у учащихся представлений об относительности величины (высокий дом  далеко – низкий близко). ,Знакомство с пиктограммами «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «длинный», «короткий»

1

17.01.

Пространственные представления

5

Расположение в пространстве конструктивных материалов

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов, соотнесение их с плоскостными фигурами. Конструирование по образцу (гараж, ворота, забор, одно-двухэтажный дом). Определение верхнего и нижнего этажа. Стимулирование учащихся к использованию речевых и неречевых средств в процессе называния и показа пространственных отношений.

1

23.01.

6

Мое тело в пространстве

Игровые упражнения на закрепление пространственных представлений. Игровые упражнения, связанные с перемещением учащихся в пространстве (с утяжелителями и без них), с изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по образцу и по словесной инструкции.

Стимулирование учащихся к использованию речевых и неречевых средств при номинации и показе пространственных отношений

1

24.01.

Временные представления

7

Сегодня, завтра

Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «сегодня», «завтра», «вчера», «на следующий день» применительно к событиям в жизни обучающихся

1

30.01.

8

Учебная неделя и выходные

Закрепление названий дней недели. Составление распорядка дня, недели с помощью пиктограмм. Чтение стихов, рассматривание картинок, просмотр видео по теме

1

31.01.

9-10

Времена года

Уточнение представлений учащихся о временах года, осенних признаках. Совместные с учащимися наблюдения за природными явлениями Совместное с учащимися рисование осенних картинок, рассматривание фотографий, картин., Ознакомление и уточнение представлений учащихся о жизни животных и птиц, готовящихся к зиме и т. п.Рассматривание фотографий, на которых изображены учащиеся в разное время года и в разных погодных условиях. Определение погодных явлений. Чтение учащимся литературных произведений (стихотворений, потешек, сказок), в которых рассказывается о временах года, частях суток, о жизни людей, животных и растений в разные временные периоды.

2

05.02.

06.02.

Количественные представления

11-

13

Число и цифра 7

 Образование, название, запись числа 7. Практические упражнения по  откладыванию числа 7 с использованием счетного материала. Место числа 7 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 7 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 7. Сложение и вычитание с опорой на предметно-практические операции

3

12.02.

13.02.

19.02.

14-

16

Число и цифра8

Образование, название, запись числа 8. Практические упражнения по  откладыванию числа 8 с использованием счетного материала. Место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 8 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 8. Сложение и вычитание с опорой на предметно-практические операции

3

20.02.

26.02.

27.02.

17-

18

Число и цифра 9

Образование, название, запись числа 9. Практические упражнения по  откладыванию числа 7 с использованием счетного материала. Место числа 9 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 9 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 9. Сложение и вычитание с опорой на предметно-практические операции

2

04.03.

05.03.

19

Диагностическая контрольная работа

1

11.03

20

Работа над ошибками

1

12.03.

21-22

Повторение

2

18.03.

19.03.

IV четверть – 18 ч

Количественные представления

1-2

Выделение количества (один, два, три, много)

Упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение произнесения показом сосчитанного количества на пальцах, цифры на картинке. Упражнения на воспроизведение определенного количества звуковых сигналов (хлопки, удары молоточком, удары и барабан), ориентируясь на названное число или цифру.

2

01.04.

02.04.

3-4

Число 10

Образование, название, запись числа 10. Практические упражнения по откладыванию числа 10 с использованием счетного материала. Получение числа 10 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 10. Место числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 10 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 10. Сложение в пределах 10 (на пальцах, на счетах)

2

08.04.

09.04.

5-6

Число 10

2

15.04.

16.04.

7-8

Повторение

2

22.04.

23.04.

9-10

Геометрические фигуры

Практические упражнения: на группировку по форме — шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники (по образцу и по словесной инструкции); на выбор пред​метов по образцу с ориентировкой на форму, отвлекаясь от функционального назначения предметовРисование учащимися круга, квадрата, треугольника, прямоугольника с помощью трафаретов, по опорным точкам, вырезание их (с помощью учителя и самостоятельно).Лепка объемных форм из пластилина

2

29.04.

30.04.

Пространственные представления

11-12

Расположение в пространстве конструктивных материалов

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов, соотнесение их с плоскостными фигурами. Конструирование по образцу (гараж, ворота, забор, одно-двухэтажный дом). Определение верхнего и нижнего этажа. Стимулирование учащихся к использованию речевых и неречевых средств в процессе называния и показа пространственных отношений.

2

06.05.

07.05.

13-14

Диагностическая контрольная работа

Контроль динамики психического развития  для создания оптимальных условий обучения с использованием диагностических материалов

2

13.05.

14.05.

Повторение

15-18

Разные по величине

Практические упражнения на формирование у учащихся представлений об относительности величины (высокий дом далеко – низкий близко). Знакомство с пиктограммами «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «длинный», «короткий»

4

20.05.

21.05.

27.05.

28.05.